Previous Entry Share Next Entry
realism
a_lamtyugov

А небо-то -- ГОЛУБОЕ! (ч.2)

Аж четыре года назад я начал писать эссе о гомоэротических аспектах современного маневренного воздушного боя на примере фильма Top Gun. Кратко описал три основные тактические доктрины работы истребителей в паре, то, почему две последние из них можно счесть гомоэротичными -- да так и застрял. А на днях два человека попросили меня развить тему.

Писать хоть что-нибудь мне сейчас надо позарез, так что попробуем.

Итак, кто-то шибко умный сформировал пару из летчиков, которые:

а) В принципе очень разные люди -- по характеру, темпераменту и прочим вещам;
б) Не воспринимают друг друга, как напарников -- исключительно, как соперников и
в) чисто по человечески друг друга не любят.


Здесь мы сначала остановимся на пункте "б". В фильме неоднократно демонстрируется "Приз Top Gun" -- этакая деревянная доска, к которой присобачена то ли модель F-14, то ли его плоское металлическое изображение, не разглядишь. В реальной жизни этой хреновины не существует -- именно затем, чтобы летчики за ней не гонялись. Будет также уместно припомнить слова лучшего японского аса Сабуро Сакаи, сказанные им в ходе одного из интервью. Его спрашивают: чьи летчики были лучше -- американские или японские? Если один на один, отвечал Сабуро, то японские, пожалуй, получше. Но в групповых боях американцы почти всегда одерживали верх. Это потому, наверное, размышлял Сабуро, что у американских детей много всяких коллективных игр. Бейсбол, скажем.

Короче, в слове "команда" нет буквы "я" -- и именно этот пункт был фундаментальным образом нарушен. Сейчас мы перейдем к портретам героев -- Мейверику и Айсмену, и к их инструкторам -- Вайперу (он старший) и Джестеру, но до этого сделаем еще одно лирическое отступление. (Предупреждаю сразу, дальше я буду сильно упрощать).

Дело в том, что у истребителя F-14 была очень узкая специализация. Не вдаваясь в детали, скажем, что он не совсем предназначался для воздушного боя с такими машинами, как МиГ-19 и МиГ-21 (о следующих поколениях советских машин речь не идет вообще). Но успешно вести этот бой все же мог, при условии, что летчики получат особую подготовку и хорошую практическую тренировку в учебных боях с машинами, которые ближе всего к МиГ-21 (тогда для этого использовались в основном F-5E "Тайгер"). Собственно, в этом и была цель Navy Fighter Weapons School, более известной, как Top Gun -- научить летчиков бить МиГи на машинах, которые слабо для этого годятся.

Лирическое отступление закончено и Мейверик делает свой первый вылет в компании с Джестером. Вот тут-то оба инструктора и поняли, что за подарочек свалился им на голову.

Безо всякой подготовки Мейверик уверенно загоняет Джестера в проигрышную позицию, да так, что Джестер нарушает одно из правил относительно минимальной высоты. Мейверик немедленно нарушает его тоже. А заканчивается это все воздушным хулиганством в чистейшем виде -- облетом вышки на околозвуке.

В следующей сцене инструктора очень немногословны, но именно в этот момент они решают судьбу Мейверика. Летчик от Бога, да. Но с легкостью нарушил правила. Хулиганил. И это все в первый же день! Выпнуть бы его, откуда пришел? Или все же не выпнуть? Вайпер, лично знавший покойного отца Мейверика, решает не выпинывать -- отец тоже был таким и летчик из него получился отличный.

А дальше Мейверика и Айсмена объединяют в пару -- и, собственно, вот с этого-то момента и начинается психологическая драма.

Собственно, Айсмен -- ничуть не худший пилот, чем Мейверик, ла наверное, и лучший. Но он слишком зажат, консервативен, не любит импровизировать, а уж нарушение правил, любых правил, это для него о-о... Итак, вылет двое на двое -- Мейверик с Айсменом против Вайпера с Джестером.

(Маленький дисклеймер: в таких фильмах все происходит очень замедленно, чтобы зритель успел все разглядеть. Реальный воздушный бой по сравнению с киношным -- это как поединок на мечах в "Звездных Войнах" по сравнению с поединком в "Затоичи").

Сначала все пошло идеально. То ли Джестер лопухнулся, то ли еще чего, но Айсмен оказался относительно него в хорошей выигрышной позиции. Условный пуск производить пока нельзя, но это вопрос нескольких десятков секунд, если не меньше. В общем, не вывернуться инструктору. Вот тут-то Мейверик и выкидывает свой знаменитый фокус:

-- I'm going after Viper.
-- Goddamn you, Maverick!
-- Mav, don't leave him.

То есть, Мейверик бросает Айсмена наедине с Джестером и отправляется устраивать замес с Вайпером. Нарушение правил, само собой -- если один атакует, второй должен прикрывать. Или же, согласно доктрине "луз-дьюс", добивать. Но уж точно не бросать. Однако и здесь не все однозначно.

Расчет Мейверика прост: сейчас Айсмен по-быстрому добьет Джестера, а потом свалит и Вайпера, который уже будет связан боем с Мейвериком и достойно ответить на новую угрозу не сможет. В реальном бою такие фокусы делать нельзя -- они приводят к тому, что бой разваливается на отдельные поединки самолетов и его исход становится непредсказуемым, особенно в случае появления такой штучки, как wildcard -- шального самолета любой из сторон, который просто пролетал мимо и решил принять посильное участие.

Но Мейверик-то знал, что никаких шальных самолетов над полигоном быть не может. Он другого не учел.

Как только Айсмен остался наедине с Джестером, пусть и в выигрышной позиции, его картина мира начала рушиться. А потом он просто запаниковал.

Следующий кадр фильма -- Мейверик, уже зашедший в хвост Вайперу, абсолютно внезапно оказывается сбит Джестером, выскочившим буквально из ниоткуда. Фрейда с Юнгом Джестер явно не читал, но запах паники чувствовал за километры. Фильм не показывает, как Айсмен потерял контроль над ситуацией, как его выигрышная позиция внезапно стала полностью проигрышной и как это все завершилось условным пуском или пушечной очередью. Ну а потом Джестер разобрался и с Мейвериком, для которого такое развитие ситуации, повторимся, было как гром среди ясного неба.

А дальше идет самое интересное. Сцена в раздевалке. Заходит Джестер:

That was some of the best flying I've seen yet. Right up to the part where you got killed.

В переводе на русский: ты все сделал совершенно правильно.

You never, never leave your wingman.

Обратите внимание: говоря об Айсмене, Джестер употребил слово wingman -- "ведомый", хотя технически все было наоборот: атаковал Айсмен, следовательно, в данный момент ведомым был как раз Мейверик. Почему так? Потому что здесь речь идет уже не о тактике. В тактическом плане, как неоднократно и говорилось, истребители меняются ролями, как шариком от пинг-понга. Но здесь пошла уже чистая психология. Психологически Мейверик доминирует. (Подчеркнем, это ничуть не помешает ему в следующих боях с легкостью отдавать атаки и победы Айсмену). Но то, о чем идет идет речь, лежит уже за пределами неба: психологически из них двоих Мейверик главный. Основная мысль Джестера: среди напарников тебе будут попадаться и вот такие. И вот их действительно бросать нельзя никогда.

А дальше -- хорошая игра Вэла Килмера, натурально, глотающего слезы:

Maverick ... It's not your flying, it's your attitude. The enemy's dangerous, but right now you're worse than the enemy. You're dangerous and foolish. You may not like who's flying with you, they may not like you... but whose side are you on?

А слезы тут есть от чего глотать, есть. Психологи меня поправят, но на мой взгляд, здесь имеет место защитный механизм вымещения. Но обвинить Мейверика в случившемся у Айсмена как-то не очень получается. Слишком уж хорошо он понимает, кто здесь на самом деле лажанулся. И почему.

Вот тут-то Айсмен и решает никогда в жизни больше подобного не допустить. Решает с полной одержимостью.

Что будет дальше?

Правильно, катастрофа.

===

Продолжение следует?

promo a_lamtyugov january 19, 2020 16:27 12
Buy for 100 tokens
Итак, игры, превью и рецензии на которые вы можете прочитать в этом блоге. Сразу говорю, что отдаю предпочтение низкобюджетным инди-проектам, многие из которых находятся в раннем доступе. В принципе, могу написать и про какой-нибудь ААА-тайтл, но это если очень уж сильно зацепило. Кроме того, я не…

  • 1
Хорошее кино. Умное.

Конечно, следует. Но лучше все-таки не через 4 года :-)

Надеюсь, что на днях.

Крайне интересно, спасибо!

Обязательно пересмотрю, чего не делал несколько лет - возможно открою для что-то большее, чем очередная агитка за здоровье америкнской военщины.

Офф. Как относишься к "Охоте за Красным Октябрем". Не фильму, а книге, разумеется?

Хорошо отношусь.

Я к этому так подхожу: представь, что ты решил написать книжку про ниндзя во вражеском тылу.То, что ему там нелегко -- это даже не обсуждается. А потом его еще и предают свои -- количество проблем сразу возрастает на порядок.

А теперь представь себе, что ты решил заменить ниндзя на атомную подлодку, потому что очень любишь атомные подлодки.

И вот смех смехом, но "Охота" -- это единственный сюжет, который при таком раскладе можно выродить. У меня ничего другого не придумалось, правда, придумывал я не слишком долго.

==========

Плюс к этому, я очень уважаю труд мистера Клэнси по сбору информации -- и об американских ВС, и о наших... особенно о наших. Клюквы много, конечно, но ведь и нормальных источников информации тогда не было почти никаких. И -- страшно подумать -- интернета не было.

Наверное, и еще продолжение будет.

большое спасибо. реально невидимые нюансы.
люблю читать ваши посты про авиацию, всегда что-то новое.

и, да, продолжения!

Edited at 2012-09-28 10:20 am (UTC)

Э, я уже потихоньку в тираж выхожу.

на тему психологической травмы от объединения в пары - Дни грома очень ок, того же режиссера

А то что есть дисциплина и командная работа, а есть выкрутасы в стиле "всех убью один останусь" - вполне показывают современные командные игры. Я считаю это наибольшей заслугой игровой индустрии в плане воспитания населения

А я вот "Дни грома" не смотрел. Надо глянуть.

Спасибо.
Можно вопрос: под какие виды боя и противников был заточен F-14? Под сверзвуковые свистки и соотвественно дальняя пальба фениксами и расхождение?

В основном под перехват Ту-22/Ту-22М3 и, при наихудшем развитии событий, под перехват ПКР, которые те уже успели выпустить.

Соответственно, очень мощная БРЛС, уникальная система управления огнем и высокая скорость. Но крайне низкая тяговооруженность, что в маневренном бою могло означать значительные проблемы.

Да, хорошо. И ждём завершения!

Спасибо, авось получится...

Ново. Ёмко. Интересно.

Спасибо, ждем развития, углубления etc :)

Внезапно: на фамилию Айсмана никто внимания не обратил? Мейверик произносит ее как _надо_: Казанский. Совершенно четко проговаривая законцовку на "и краткое".

>То есть, Мейверик бросает Айсмена наедине с Джестером и отправляется устраивать замес с Вайпером.
>Нарушение правил, само собой -- если один атакует, второй должен прикрывать.

Можт он это и делает: видит что Вайпер выходит в позицию для атаки Айсмена, и если не устроить с ним замес немедленно - у Айсмена возникнут проблемы?
Разве такая интерпретация не имеет права на жызнь?

Нет, штука как раз в том, что Вайпер в этот момент находится непонятно где. Джестера он точно не прикрывает; их пара разбиты полностью.

(no subject) (Anonymous) Expand
> в учебных боях с машинами, которые ближе всего к МиГ-21 (тогда для этого использовались в основном F-5E "Тайгер")

Вроде бы, когда советские летчики-испытатели облётывали "подарочный" F-5E, что с удивлением обнаружили, что он по маневренности абсолютно превосходит МиГ-21?
Вот, вроде бы мемуары - http://testpilot.ru/review/runway/volga/volga_xvi.htm.
Или это всё же злопыхательство?

Или я чего-то недопонял, или в вашем остроумном анализе есть явная натяжка... В этом бое (перед сценой в раздевался) в паре с Мейверика не Айсман, а Голливуд. Присмотрите внимательно! Они обмениваются репликами перед взлетом, на пилоте ведущего самолета голубой шлем (у Айсмена - серый), Мейверик обращается к "Голливуду" в полете. Так что, лажанулся не Айсман. В этом бою Джестер свалил не его. И, следовательно, Килмеру-Казански-Айсмену не зачем лить слезы в раздевалке и исправлять ошибки.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account
Error running style: S2TIMEOUT: Timeout: 4, URL: a-lamtyugov.livejournal.com/603029.html at /home/lj/src/s2/S2.pm line 531.