Previous Entry Share Next Entry
realism
a_lamtyugov

Кто вы, зомби?

Вчера в комментариях к моей записи о "Ходячих мертвецах" получилась небезынтересная дискуссия. На один комментарий ответ у меня стал вытанцовываться таким, что я почел за лучшее оформить его в качестве отдельной записи.

Уважаемый sish написал:

Однако практически в каждом зомби-фильме пытаются обыграть то, что пугало в самых первых: восстание мертвецов само по себе. Я про фильмы претендующие на реальность, а не про реальность.
Сейчас любой видел множество сюжетов на эту тему с детства. Сами по себе зомби теперь не древний ужас, а персонаж фильма. То есть поначалу его скорее будут снимать на телефон, чем убегать) Скорее любой балбес будет знать, что бить надо в голову, а укус смертелен, чем ставить эксперименты и удивляться:"Ааааа, я выстрелил в него мешок патронов-а он не упал!!!".
Последнее как раз выглядит смешно и нелогично.
Про инопланетян задумка лучше-они все разные по сюжету и поэтому методы борьбы не однозначные.


Здесь мы можем поставить себе два вопроса.

Первый. Насколько в действительности способны произведения массовой культуры психологически подготовить человека к необычной экстремальной ситуации? Я имею в виду не какие-то практические навыки, а именно адекватное восприятие реальности.

Интересный вопрос. Можно посмотреть кучу фильмов о том, как подбивались немецкие "Тигры" (иногда чуть ли не по десятку подряд). Но, по словам одного моего коллеги, когда сталкиваешься с "Тигром" живьем, легкое желание начать драпать возникает почти сразу. Даже если речь идет об очередном танковом фестивале с участием восстановленного образца. Который, естественно, никакой угрозы не представляет. Причем, по словам коллеги, на "Тигр" при этом даже необязательно смотреть -- достаточно почувствовать, как от его хода у тебя под ногами земля начинает трястись.

А вот хороший пример того, как массовая культура срабатывает в обратную сторону, усиливая действие в общем-то невинных вещей. Действие происходит после показа фильма "Звонок". Мне в этом ролике финал очень нравится.



А вот это, небось, все видели: зомби на улицах Нью-Йорка. А ведь всего лишь актеры в гриме. Правда, в очень качественном:



Другими словами, с воздействием массовой культуры вопрос остается открытым. Может сработать, может не сработать, может сработать с точностью до наоборот. Черт его знает. Тут, конечно, хорошо бы поставить чистый эксперимент с участием статистически значимой группы, смотревшей многие хорроры на тему восставших мертвецов, контрольной группы, такие фильмы не смотревшей вообще и, собственно, самих живых мертвецов, хотя бы и в небольшом количестве. Что-то мне подсказывает, что с последней составляющей могут возникнуть определенные проблемы.

Ну да ладно. Оставим пока психологический аспект и перейдем к чисто тактическому. Еще раз процитируем вот эту фразу:

Про инопланетян задумка лучше-они все разные по сюжету и поэтому методы борьбы не однозначные.

Хе-хе, как бы не так. Нет, про инопланетян разговора нет. Но вот с зомбями, цитируя дочь офицера, не все так однозначно.


Если присмотреться, то выяснится, что общих черт у зомби из разных произведений не так уж и много. Все они дохлые, вероятно, вонючие, имеют какой-нибудь неестественный цвет (традиционно таким считается грязно-зеленый), гинют заживо и, конечно же, всегда нападают на живых людей.

Дальше же начинаются сплошные различия. Подчеркну одну вещь. Разница даже в одном-двух мелких нюансах способна ОЧЕНЬ ЗНАЧИТЕЛЬНО повлиять на тактику выживших. А здесь бывают очень даже не мелкие нюансы. Перечислим лишь некоторые (если кто-то вспомнит еще что-то важное -- комменты, как обычно, открыты).

1. Тип зомби-апокалипсиса. Грубо, таких два: "мягкий" и "жесткий". При "мягком" каждый, укушенный зомби сам становится зомби (чаще всего это объясняют таинственной инфекцией). В случае же "жесткого" каждый покойник -- неважно, от чего умер -- восстает в виде зомби. Объясняется такой фокус загадочным излучением из космоса, накрывшим Землю или же не менее таинственным веществом, вдруг распылившимся в земной атмосфере. Любопытно, что даже такие ужасы не означают полный аллес капут -- нужно просто вовремя завести себе привычку немедленно сжигать или обезглавливать каждого новопреставившегося.

2. Подвижность зомби. Ну, просто о скорости перемещения говорить нечего, тут сказано достаточно. Но это еще не все. Могут ли зомби взбираться по вертикальным лестницам? По вертикальным поверхностям вообще? Перелезать через высокие заборы? Преодолевать водные преграды? Разрушать препятствия (если да, то какие и насколько быстро)? И так далее.

3. Локальный интеллект зомби. Умеют ли они действовать хоть сколько-нибудь согласованно (перемещение даже относительно небольшой группы в едином направлении -- это уже кое-что)? Коммуницировать (хотя бы на уровне муравьев и пчел)? Пользоваться орудиями? (В тех же The Walking Dead зомби умели употреблять крупные каменюги. А в некоторых игрушках даже владеют огнестрельным оружием. С человеком им, конечно, не сравниться, но кое-как бабахнуть в тебя сумеют -- в подходящих обстоятельствах). Избегать препятствий и ловушек? Или проделывать что-то совсем уж сложное, типа организации разведки, засад, отвлекающих маневров и прочего?

4. Удаленный интеллект зомби. Штука редкая, но действует с чудовищной силой. Если коротко, за зомби-апокалипсисом стоит неплохой внешний разум. Пример. Если на украинскую границу время от времени забредают одинокие зомбаки, то украинские пограничники просто лениво отстреливают их ради практики в стрельбе -- и никто особо не парится. Но вот если ранним воскресным утром (как завещали все классики), на Украину абсолютно одновременно и синхронно, минута в минуту -- из России, Польши и Молдовы -- вламываются три волны зомби численностью этак по полмиллиона рыл в каждой, то у Украины могут начаться проблемы. Именно так все и делается в отличной игре Plague, Inc. в партии за вирус Necroa. При правильно построенном вторжении в европейской стране средних размеров в течение нескольких суток живых людей не остается вообще.

5. Живучесть зомби. Поражаются только в голову? Или можно и в корпус? Или можно в корпус, но куда лучше в голову? Горят ли они? Действует ли на них какая-нибудь химия? Насколько они прочны механически -- может, разваливаются от легкого пинка? Как на них действует огнестрел (будем помнить, что в World of Darkness в деле уничтожения других ходячих мертвецов -- вампиров -- холодный длинномер типа той же катаны в общем случае действовал куда эффективней, чем пистолет, и на то были серьезные причины).

6. Цикл зомби. Сколько они "живут"? В той же Plague, Inc. срок активности зомби был весьма ограничен, поскольку они продолжали разлагаться (причем в жарких странах процесс шел заметно быстрее). К тому же, к делу подключалась фауна -- от насекомых до разнокалиберных животных-падальщиков.

7. Кстати, о животных. В зомби превращаются только люди? Зомби-ротвейлеры в 7 Days to Die -- это отвратительные твари. Зомби-медведь в кульминации Zombeavers смотрелся весьма убедительно, даром, что комедия. А крысы-зомби могут оказаться опаснее двуногих ходячих -- их безобразно много и от них куда сложнее отгородиться.

И еще много чего, наверное, можно вспомнить. Общая мораль: зомби бывают ОЧЕНЬ разными и каждая разновидность требует собственной тактики противодействия.


Впору вводить новый, чисто зомбиный юзерпик. Откуда его взять, я уже знаю. Но еще не решил, какой именно. Их там много.

promo a_lamtyugov january 19, 2020 16:27 11
Buy for 100 tokens
Итак, игры, превью и рецензии на которые вы можете прочитать в этом блоге. Сразу говорю, что отдаю предпочтение низкобюджетным инди-проектам, многие из которых находятся в раннем доступе. В принципе, могу написать и про какой-нибудь ААА-тайтл, но это если очень уж сильно зацепило. Кроме того, я не…

  • 1
Никогда не интересовался темой зомби, но ваши размышления и рассказы читаются очень увлекательно.

Edited at 2014-12-28 09:49 am (UTC)

Кстати, мы тут с группой товарищей пару лет назад уже пытались систематизировать данные: http://provi-zorro.livejournal.com/331476.html#cutid1

Спасибо за развернутый ответ.
Про пример с Тигром: я говорил немного о другом. Увидевший Тигр не будет бегать кругами с криком "Что это такое!?" и не будет пытаться стрелять по нему из противотанкового ружья, заранее зная бесполезность из фильмов и книг. В фильме же про зомби вполне нормально, когда в наши дни (то есть со дня Ромеровских Живых мертвецов прошло уже 40 лет) герой не сразу понимает-кто перед ним.
"Насколько в действительности способны произведения массовой культуры психологически подготовить человека к необычной экстремальной ситуации?"
Две трансляции Уэллса, выданные за реальный репортаж вызвали вполне себе отличную от книги реакцию-народ вооружился, собрал манатки и приготовился биться. Потому что уже был знаком с фантастикой и знал примерно-чего ожидать от тварей с Марса. Не пряников) Сравните с длительной раскачкой в книге. Эксперимент плохонький, но других я не знаю.
Общего у зомби, кроме вонючести и мертвости:а) практически везде укус смертелен. б) практически везде работает выстрел в башку.
Разница да, я не думал что столько различий.




Пример из личной жизни.
Какой-то время назад смотрели с тогдашней женой фильм про зомбей, что-то вроде "Land of the dead". Причем не просто так смотрели, а у нас, можно так сказать, была тематическая андед-неделя. Т.е. супруга была теоретически подготовлена кто тому кто и что такое зомби, вампиры и прочие умертвия ( да и до этого нельзя сказать что она не была в теме).
Так вот.
В этом фильме, которое мы смотрели, была классическая сцена:
Утро, родительская спальня в каком-то доме. В спальне кровать, на кровати, собственно, родители. Медленно входит их маленькая дочка, которая на самом деле им уже совсем не дочка. родители просыпаются, начинают сюсюкать "Милая, что ты не спишь?", "Доченька, иди к нам на ручки" и все такое прочее. Причем ради нагнетания саспенса в кадре с самого начала ясно показывают, что дочка - уже мертвая, но родители этого типа совсем не замечают. Финал предсказуем: дочку взяли на ручки, кровь-кишки.
Мы с женой этот момент обсуждаем в духе "Ну как же так можно, видно же что она зомбак!"
Через какое-то время в фильме (или в этом же, или в следующем который мы смотрели, не помню уже) возникает сцена, в которой живой чувак в закрытой комнате держит привязанной к стулу свою бывшую девушку, которая стала зомби.
Мы с женой обсуждаем это в духе "Да нафига так делать-то, очевидно же что бред! Надо было упокоить ее, чтобы не мучалась!"
И тут жена ставит кино на паузу и спрашивает меня: "А вот если я превращусь в зомби, то что ты сделаешь?"
Я отвечаю не задумываясь: "Тут же башку снесу, ты же все равно уже умерла".

В общем, это был неправильный ответ :(

Оказывается, от меня требовалось поступить ровно точно также, как было в фильме, не смотря на то, что жена сама парой минут назад говорила что это бред. "Ведь то - кино, а это - я!" (с)
Это я к чему?
К тому, что несмотря на многочисленную теорию из кинематографа, игр и литературы, у огромного числа людей возникнут большие проблемы с применением этой теории в реальной жизни.

Edited at 2014-12-28 10:31 am (UTC)

Про применение я отмечал отдельно-это почему-то лучше показано в комедиях Shaun of the Dead и d COCKNEYS VS ZOMBIES:знать знают и всё понимают, но с применением знаний огромные проблемы)
В серьезных же фильмах я не помню навскидку, чтоб герой сказал нечто типа:"А! Я видел такую херню в кино, это зомби, стреляй ему в башку!"

На самом деле, распределённые по фронту ПТРы с одиночным Тигром справятся на порядок лучше батареи 45-ок.

Не уничтожат, конечно, но лишат боеспособности и сами уцелеют. А у мелкой ПТ-артиллерии шансов нет.


1. Тип зомби-апокалипсиса. Грубо, таких два: "мягкий" и "жесткий".
Имхо, тут лучше поделить на "локальный" (город, страна, максимум - континент) или "глобальный"(вся планета разом). Т.к. независимо от типа собственно зомбификации, первый вариант ЗА человечестве перенесет без особых проблем, а вот второй - совсем не факт. Сюда же - скорость и масштабы пандемии, суда же - успешные меры / критические ошибки властей.

2. Подвижность зомби.
Вопрос непосредственно в физических принципах их движения.
2.1 Если это некромантия или там действия злых богов/"Древних сил" и прочих Ктулху - это одно. Тут вплоть до ходячих и разговаривающих скелетов с горящими глазами, костяных драконов и т.д.
2.2 Если это хоть сколько-нибудь наукообразное явление (вирус, космическое излучение и т.п.) - это совсем другое, т.к. действие базовых физических законов никто не отменял. Это означает, что зомби разлагаются, замерзают, их едят насекомые и т.д.

Кстати, совершенно упущен вопрос "мутаций" и апгрейда антропоморфных или анималистичных зомби в более совершенные боевые машины, не имеющие непосредственных аналогов среди живых существ.

Собственно, все остальные вопросы следует задавать только после того, как будет окончательно выбран вариант 2.1 или 2.2, т.к. ответы могут быть принципиально разные.

Edited at 2014-12-28 10:55 am (UTC)

Ну в общем и целом классические зомби особой угрозы не представляют, поэтому и приходится всяких морфов и немезисов с тиранами придумывать. Скучно же-подогнали грузовик на площадь поселка с десятком мужиков с автоматами и ящиком патронов, и зомбиапокалипсис закончился. Не помню где это было-ночь живых мертвецов что ли, там опомнились от неожиданности и в конце фильма их ссаными тряпками начали гонять.

Дык, любые зомби/вампиры/мутанты и прочие монстры хороши только против невооруженного гражданского населения и до тех пор, пока с ними не научились бороться. И пока они не распространились настолько широко, что государственность не окажется под угрозой.
Собсно, поэтому все ЗА и начинаются с общепланетной пандемии, иначе неинтересно.

А так - да, или зомбиуборочные комбайны + праздник на улице торговцев патронами, или, в крайнем случае, ядерная зачистка относительно небольшой территории. Плюс безжалостный карантин, само собой.

На классических тратить ядрен-батон, это сажать за трату народных средств надо же! Но вообще, если выбирать между бешеной собакой (при отсутствии вакцины) и зомби в вакууме чистом поле, я пожалуй всё же предпочел бы второе. Кстати вот интересный вопрос-влияние интеллекта на потерю рефлексов при превращении в андеда. Такое впечатление что животные не теряют в, а приобретают.

Ядрен-батон не норма, а крайнее средство, которым всегда можно зачистить какие-то крупные фейлы.

Прах Енотограда всегда будет стучать мне в сердце же!

А по поводу



Знаешь, почему такие эксперименты проводят днем в NYC, а не ночью где-нибудь в Остине или Далласе? :)

Edited at 2014-12-28 11:21 am (UTC)

Да мне вот тоже интересно, что произошло бы при появлении зомби в штате, где разрешено ношение оружия? Да даже днём - днём, к тому же, лучше видно разложение трупа. Что-то мне кажется, что отстрел начался бы моментально.

Догадываюсь :)

поубивают, потому что.

(с сомнением)

Автор точно читал Макса Брукса?
Или это вообще неизвестное имя?

Re: (с сомнением)

А что именно? World War Z, признаться, так и не асилил.

(рассудительно)

Это во-первых.
А во-вторых -



Кроме того - https://ru.wikipedia.org/wiki/CONOP_8888

Edited at 2014-12-28 07:49 pm (UTC)

Re: (рассудительно)

Это читал, конечно. Хорошая вещь.

Имхо, клнечно, но массовый так сказать, потребитель, куда менее подготовлен.
Вот был я на зомби-распродаже, там снеди толпы ходили качественно ряженые. Ни у кого не напряглось даже, даже начни они типа жрать окружающих. Только мне очень захотелось в машину за дробовиком сбегать :)

Так и в любом другом месте большинство первым делом схватится за телефоны с камерами, а не за стволы. Пока их самих жрать не начнут.
Приучены масскультом, что это все шоу и так не бывает, потому что не может быть никогда.

Но, основным противником, как показывает любой фильм, станут через какое то время не зомби - так себе, привычно враждебная стихия, а другие люди.


Себе на зомби-заметку

Пользователь makkawity сослался на вашу запись в своей записи «Себе на зомби-заметку» в контексте: [...] http://a-lamtyugov.livejournal.com/706947.html [...]

(одобрительно ворча)

Пользователь grossfater_m сослался на вашу запись в своей записи «(одобрительно ворча)» в контексте: [...] http://a-lamtyugov.livejournal.com/706947.html [...]

Видео с девочкой: фильм "Звонок", не имеет к этому видео никакого отношения, точнее имеет но опосредованное. Девочка в белом с черными волосами это мифологический образ злого не упокоенного духа в синтоизме, который приходит перед смертью, аналог старухи с косой, и он намного более древний и страшный чем фильм. Собственно и в оригинальном фильме использовали этот символ, откуда он перекочевал в голливудскую версию без изменений.

Систематизационные труды

Пользователь fon_rotbar сослался на вашу запись в своей записи «Систематизационные труды» в контексте: [...] http://a-lamtyugov.livejournal.com/706947.html [...]

  • 1
?

Log in

No account? Create an account