Previous Entry Share Next Entry
zombie alert
a_lamtyugov

Уже несколько избитая тема

Называется она "Причины популярности зомби-апокалипсиса".

Лично мне здесь интересно вот что. Причины называются разные, но когда я пытаюсь спроецировать их на себя и на свой неожиданный интерес к теме -- почему-то ничего не получается. Поясню.


"Мы любим зомби, потому что они похожи на людей, но не люди, а значит, их можно убивать, не сталкиваясь с психологическими барьерами -- а нам кого-нибудь убить хочется постоянно". Нет, не то. В своих любимых виртуальных мирах я кого только не убивал. И делал это одинаково равнодушно. Хоть террористы, хоть эльфы, хоть оперные певцы-педофилы, хоть кто угодно еще. Зомби из этого многоликого ряда решительно ничем не выделялись. А по идее, должны были, хотя бы совсем чуть-чуть -- даром, что виртуальные.

"Уничтожение зомби -- неосознанный протест против порядков общества потребления" (далее идет пояснение, каким образом тупые жрущие зомби это общество символизируют). Нет, тоже не то. Мало того, что я ничего не имею против общества потребления -- я еще и являюсь его частью. Может, и не самой тупой, но активно жрущей -- это уж точно. Причем пищу предпочитаю крайне нездоровую.

Вообще, если серьезно, я знаю лишь один фильм, где эта тема действительно красиво обыгрывалась. Я, разумеется, говорю про чудесную комедию Shaun of the Dead. У нас некоторые критиковали русский перевод названия -- "Зомби по имени Шон": как же так, как раз он-то там и не зомби? Нет, все правильно -- фильм как раз о том, что по своему стилю жизни Шон не слишком отличается от тупых ходячих упокойников.

В общем, не годится.

"Интерес к зомби-апокалипсису -- неосознанный протест против урбанизации жизни и общей скученности людей. Многие хотели бы оказаться на необитаемом острове или в хижине в лесу". Да ну. Во-первых, люди, которым действительно довелось пожить на необитаемом острове, заверят вас, что там приходится не лежать под пальмой, а ВЪЕБЫВАТЬ с утра до вечера. Как-то не прельщает. Во-вторых, я точно знаю, что хижина в лесу и мерцание свечи -- это не мое. Моя стихия -- московская квартира, электрический свет и, разумеется, скоростной интернет. Полагаю, я не один такой.

Есть и другие объяснения, просто я их не смог вспомнить с ходу. Если это захотите сделать вы -- комментарии как всегда открыты.

Одна мысль у меня, впрочем, есть. Хотя и в ней я не особо уверен.

Самое замечательное качество любых зомби заключается в том, что их не бывает. Это тянет за собой сразу несколько следствий.

1. Их можно придумать в точности такими, как нам хочется самим. Соответственно, и воображаемый зомби-апокалипсис в целом отлично поддается тонкой настройке. А давай, у нас зомби не могут лазать по вертикальным лестницам? А давай! Порядок, в The Walking Dead герои успешно спасаются от завывающей толпы, забираясь на крышу по пожарной лестнице (а вот попробуй провернуть такое в 7 Days to Die, ага). Удивительные приключения -- каждому на свой вкус. И все логично и непротиворечиво: противника можно полностью подогнать под свои предпочтения. Что-то вроде настроек сложности в компьютерной игре.

2. Суровых челябинских мужиков среди нас, прямо скажем, не слишком много. Я к таковым точно не отношусь. И насчет своих перспектив в случае даже не апокалипсиса, а просто большой катастрофы любого характера не особо обольщаюсь. Но зомби, как и было сказано, не бывает. Ситуация полностью вымышлена. То есть, если допустить, что они бывают, то точно так же можно и допустить, что ты в таком случае умеешь бить без промаха из дробовика, вообще не прикасаясь к нему руками. По-моему, это прекрасно.

3. Зомби -- они прикольные. Причем именно в силу своего несуществования. То есть, они едят живые мозги и все такое прочее, но это все как бы понарошку. Для сравнения приведу в пример террористов. Здесь подобный эффект отсутствует напрочь, поскольку террористы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО существуют и ДЕЙСТВИТЕЛЬНО вытворяют такое, от чего тошно становится. Соответственно, их прикольными не считает никто. И неудивительно.

Возможно, есть и другие "следствия несуществования". Опять-таки, милости просим в комментарии.

promo a_lamtyugov january 19, 2020 16:27 11
Buy for 100 tokens
Итак, игры, превью и рецензии на которые вы можете прочитать в этом блоге. Сразу говорю, что отдаю предпочтение низкобюджетным инди-проектам, многие из которых находятся в раннем доступе. В принципе, могу написать и про какой-нибудь ААА-тайтл, но это если очень уж сильно зацепило. Кроме того, я не…

  • 1
Мое мнение такое: причина их популярности не эстетическая и не символическая. А просто напросто практическая. Это один из самых удобных в производстве вариантов постапокалипсиса, особенно если сама суть постапока не важна, а акцент на чем-то другом.

Мне лень заново это излагать, поэтому я считерю и скопирую свой же камент из своего журнала. Темой была H1Z1 и игры вообще, но с некоторыми поправками это можно к чему угодно отнести.


"Однообразие на самом деле кажущееся. Дело в том, что игры-с-зомби это, как правило, не игры ПРО зомби. Их суть в чем-то другом, и вот это вот другое - оно отличается.

Например, предмет этого обзора - тоже игра не про зомби. Причем собратья по жанру тоже могут без зомби прекрасно обойтись: в Nether вполне оригинальные монстры, в Rust зомбей просто отменили за ненадобностью).

А на вопрос почему ответ есть вполне конкретный.

Зомби - не отдельный сеттинг. Это вариант постапокалипсиса (в отличие от вампиров, например). А постапокалипсис любят все. За руины, выживание, элементы фантастики, мы новый мир построим и т.д. Осмелюсь предположить, что постапок на втором месте по популярности после фэнтези.

А у зомби есть два очень ярких преимущества, особенно для игростроя.

1.
Не нужно морочиться с сюжетом. Это плохо, например, для фильмов, но прекрасно для игр. Достаточно просто обозначить зомби-ситуацию, и ничего объяснять не надо. Причем это мало того что избавляет от необходимости придумывать вводную (всем пофиг, вирус там иди радиация, или вообще неизвестно что). Это еще и подсказывает все дальнейшие испытания. В зависимости от жанра они будут варьироваться. Пробиться к эвакуации, построить базу и т.д.

На первый взгляд это все не очень хорошо. Но на самом деле, для игры в которой интересен геймплей и механика это весьма удобно. Да и игроку не надо вникать, там в другом интерес.

2.
Зомби легко сделать убедительными при помощи минимальных средств. В то время как большинство мобов и ботов неестественны в своей тупизне (ну вот как в мморпг - когда на полянке пасутся гоблины, их можно невозбранно изничтожать сотнями, а у них всего две опции - тупо стоять или тупо атаковать), зомби и должны выглядеть как тупой бот по своей сути. И их количество, и атака толпой в лоб - все это прилично выглядит и не противоречит здравому смыслу. И программируется просто.

Так что если нам нужна масса тупых врагов - лучше зомбаков ничего не найти. А уж для игр, где они враги весьма условно, а больше антураж - тем более.

Таким образом, для песочницы, где акцент на пвп, сурвайвал или крафт - это практически идеальный выбор. В других жанрах ситуация может отличаться, но суть та же. "

Приплюсуюсь, очень хорошо расписано.
Ещё один небольшой технический плюс — постапок с зомби хорош ещё и своей мягкостью. Ядерная война, скажем — значит должны быть разрушения, радиоактивные зоны, etc. Метеорит или изменение климата аналогично. Зомби-апок же позволяет обосновать как совсем целую инфраструктуру, так и разрушения (мол, армия пыталась бомбами закидать).

Ага. Удобное сочетание простоты и вариативности. Можно локальный эпизод, а можно тотальный армагеддец. Это, кстати, относится и к собственно зомбячьему видовому разнообразию: можно скромную классику, а можно и кучу разновидностей.

Разумеется, я со всем этим согласен, но все же писал немного о другом. А именно, о популярности зомби-темы не у производителя, а потребителя (я вот как раз потребитель).

Предложение -- это хорошо, но без спроса оно мало что значит. Я пытался проанализировать, откуда именно берется спрос (в частности, у меня лично).

Там же есть именно по этому вопросу мнение.

Если перефразировать, то я не верю, что существует массовый интерес к зомби самим по себе. Это как правило интерес к чему-то другому: постапоку вообще, механикам игры и так далее. И этот интерес сильно пересекается с зомби-тематикой только потому, что ее удобно для этого использовать.

Контрольный вопрос: Стал бы играть в игру нелюбимого жанра только потому, что она про зомбей? Классический квест? Визуальная новелла?

Более конкретный пример: Кое-кто не играет в онлайн версии зомби-песочниц, хотя зомби там вполне себе есть. Не говоря уже про зомби-моды в шутерах. А как насчет Black Ops 2 и RE, нет желания? И при этом с интересом ознакомился с Лонг Дарк, хотя там вообще пусто и волки. Какие выводы можно из этого сделать?

Насчет "зомби самих по себе" -- у меня такой уверенности нет. Если, скажем, из моей любимой 7 Days to Die выкинуть зомбаков и заменить их чем-то еще -- очень может быть, что я перестал бы в нее играть совсем, даром, что постапокалипсис как таковой никуда бы из нее не делся.

Насчет онлайна -- там причины скорее технического характера. Онлайн требует гораздо большего времени, плюс там желательно сразу влиться в коллектив. Сейчас я хочу разобраться с некоторым количеством сингл-игр, после чего будет и Rust (хотя зомби оттуда выкинули) и, возможно, H1Z1.

Ну и наконец, боюсь, что мое увлечение несколько ошибочно возводится в степень какого-то фанатизма.

Конечно, нет -- нелюбовь к жанру перевесит все. Мало того, если жанр и не является нелюбимым, я не стану утверждать, что какая-то игра про зомби априори качественна просто потому что в ней есть зомби.

Конечно, нет -- я, собственно, никогда и не утверждал, что отныне и во веки веков играю только в игры про зомби. Просто отношусь к ним с неким дополнительным интересом.

Так что не знаю, какие выводы из этого можно сделать. Очень может быть, что никаких.

А мне зомби как класс не нравятся. Вообще. И фолаут как постапок с их минимальным количеством меня вполне себе устраивал.

Но согласен, зомби, как постоянный раздражитель-стимул к развитию/беготне/быть все время в тонусе - работают великолепно. Не так сложно, как реальные или даже компьютерные террористы-бандиты. Но добавляют перчика. Убрать зомби - и любая игра станет гораздо преснее.

Опять же, бесконечный респ. В обычной игре всегда есть локации, которые ты, условно, зачистил, в поте лица (если не в поте, то изначально задача была не интересная/не сбалансированная). И тут два варианта - либо все, ты потом там ходишь как по бульвару. Либо плюешься, и снова, в поте лица зачищаешь локацию, чтобы дойти до места выполнения квеста, где будет ну точно интересно.

А если есть зомби - то с одной стороны, и интересно, даже по пройденным местам ходить, по пути к следующей цели. С другой стороны - не настолько напряжно их валить, чтобы к цели выйти уже плюясь и матерясь.

Ну и опять же, кровь-кишки-распидорасило всегда надо.

Да они вообще вряд ли кому-то нравятся сами по себе. Бывает к ним придираются, это да, требуют лучше сделать. Но чтобы кто-то играл/смотрел чисто ради них..

Последний довод хорош. Вряд ли, найдётся много желающих пофантазировать как они оказались в ситуации, когда их город захватили террористы, ну... например из ИГИЛ. Всё-таки стадо зомби жрущее всех встречных, куда менее страшно чем стадо людей в масках, орущих аллах-акбар и сжигающих не понравившихся им в клетках.

По поводу вджобывания на необитаемом острове я бы отметил, что выживающие в зомби-апокалипсис обычно как бы наследуют все материальные ништяки погибшей человеческой цивилизации. Да, без присмотра многие запасы и инфраструктура быстро утратят пригодность, и чтобы попытаться поддержать что-то полезное в работоспособном состоянии, нужен труд... но все же выживатели обычно прежде всего начинают заниматься именно лутом, а не натуральным хозяйством.

То есть в каком-то смысле выходит не необитаемый остров, а возможность потреблять (пусть и отважно преодолевая охраняющие лут немертвые толпы) почти неисчерпаемые (в силу традиционно для жанра малого числа выживших) блага общества потребления единолично, без ограничений и без самого этого общества. Куда как круче и комфортнее, чем Робинзон или группа на острове Линкольна, которым с разбитого галеона/подлодки капитана Немо выбросило сундучки с "отвертка - четыре штуки, компас - одна штука итд".

Ну, я вообще имел в виду не выживших в катастрофе, а тех, кто направляется на такие острова вполне преднамеренно, просто чтобы отдохнуть от общества. Разумеется, при таком раскладе они могут взять с собой решительно все необходимое, на выбор. Вплоть до любимых книжек.

С ассортиментом склада супермаркета это, конечно, не сравнить, но зато у тебя всегда есть именно то, что нужно -- искать не надо.

У зомбиап две причины популярности в качестве игрового сеттинга:

1) Это ап. Со всеми привлекательными чертами - можно грабить корованы супермаркеты и забираться во всякие интересные места, куда обычно не пускают, а не уныло въябывать на необитаемом острове, что, действительно, очень скучно.

2) Там полно интересных мишеней. Не надо лукавить про певцов-гомосексуалистов. Симуляторы маньяка-убийцы на рынке представлены в достат. кол. Много вы в них играете? Симуляторы охоты на оленей тоже есть. Очень интересно?

Edited at 2015-03-27 12:37 pm (UTC)

Имхо, люди устали от современного мира, хочется брутального сурвайвла.
Зомби лишь один из вариантов.

Добавлю еще от себя.
Зомби-апокалипсис с одной стороны интересен, как и любой другой апокалипсис, но имеет нюансы. Во-первых, можно себя почувствовать этаким "коммандо", т.к. зомби тупы (я сейчас не столько про игры, сколько в целом про нишу). Для того, чтобы обезопасить себя от зомби достаточно, к примеру, залезть на крышу и уничтожать их оттуда, при наличии оружия дальнего боя. При конфликте с вооруженным и разумным противником такие способы уже не прокатят. И выживаемость будет определяться такими навыками, которых у обывателя просто нет. Во-вторых, и это связано с предыдущим пунктом, во время борьбы с зомби человек вполне может быть "одним в поле воином". Не существует больше государств, армий, ты сам себе хозяин. Соответственно, падают моральные принципы, и ты можешь жить в соответствии со своими установками, бороться за свои идеалы, не оглядываясь на других. В-третьих, при зомби-апокалипсисе актуально создание защищенных убежищ, в отличие от ядерного песца, эти убежища не обязательно прятать под землей (например, тюрьма из "Ходячих мертвецов"). Удобные, красивые и функциональные убежища, в которые можно тащить кучу ништяков из брошенного, опасного мира - это прямо мечта психологического хомяка. Почувствовать себя в безопасности от внешнего враждебного мира - прекрасное ощущение, и, как квинтэссенция этого - убежище в мире зомби-апокалипсиса.
Почему-то мне кажется, что мир зомби особенно популярен среди интровертов...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account