Previous Entry Share Next Entry
commander
a_lamtyugov

Слишком черный космос – Elite: Dangerous

Финальный вердикт. Больше про ED не будет. Эта запись, скорее всего, почти без изменений пойдет в сообщество gamer. Большинство скриншотов отсюда вы уже видели.

Релиз Elite: Dangerous состоялся уже около года назад, но играют в нее у нас мало. Причина вполне очевидна: сейчас в магазине Steam игра обойдется вам в красивую сумму – 2249 рублей. Что, конечно, весьма эффектно выделяет ее на фоне других товаров, каковые стоят рублей 300-400, а то и вовсе раздаются бесплатно. Даже если полетать в космосе очень хочется, невольно возникает вопрос: стоит ли подобное удовольствие таких денег?

На этот вопрос мы сейчас и постараемся ответить. Или, чтобы быть точным, я постараюсь описать геймплей и прочие составляющие игры, а вы уже все решите для себя сами.




Полагаю, нет необходимости объяснять, что представляла из себя оригинальная трилогия Elite (если считать ее трилогией – некоторые и с этим не согласятся). Ни к чему лишний раз рассказывать, как в лохматом 1984 году на небосклоне внезапно зажглась новая звезда: родился жанр privateer/trader. Жанр получил бурное развитие; в качестве транспортного средства чаще всего использовались все те же космические корабли, но в принципе, тут годилось все, что угодно – хоть самолеты, хоть пароходы, хоть тяжелые грузовики. Однако, многие пуристы считали, что оригинальную Elite переплюнуть все же не смог никто. В том числе и оба официальных сиквела той же Elite.

Поэтому, разумеется, выхода Elite: Dangerous ждали очень многие, а сбор средств на Kickstarter принес сумму, далеко превосходящую необходимую. Новая игра создавалась долго и мучительно, но в конце концов, все же вышла. Вероятно, вы все это и так уже знаете.

Скажем сразу: Elite: Dangerous стремится как можно лучше выдержать дух оригинала. Разумеется, насколько это возможно, если учесть, что оригинал вышел аж тридцать лет назад. Сейчас компьютерные игры принято писать несколько по-другому.


Back in Business
Сразу скажем о главном: ED – это именно что чистейший, дистиллированный продукт жанра privateer/trader. За эти тридцать лет игр жанра РТ вышло полным-полно и конечно же, большинство разработчиков считало, что жанр должен как-то эволюционировать. К примеру, классическую торговую схему "купить дешевле – продать дороже" можно по всякому усовершенствовать, чисто ради разнообразия. Или ввести харизматичного главного героя со своим прошлым и прочими вещами. Или придумать вполне четкую сюжетную линию с завязкой и финалом. Или, чего уж проще, заменить космический корабль на что-то другое (мы упоминали об этом выше).

И здесь ED – в чистейшем виде возвращение к истокам. Никакого сюжета. Никаких героев. Ничего кроме космических кораблей и орбитальных станций (спасибо, дорогие друзья, я в курсе про готовящийся релиз Elite: Horizons, просто не хочу отвлекаться от темы). Полностью выдержан не только дух, но и буква игры (если так можно сказать). Не признать "Кобру" Mk.3 невозможно. Равно как и орбитальные станции. Многие из которых, как и положено, вращаются.

ed12.jpg
Правильно, "Кобра". Нарисована чуть-чуть получше, чем в оригинале 1984 года, не находите?

Иногда доходит даже до смешного. Как и в оригинале, в новой игре можно затовариться стыковочным компьютером. Но в оригинале-то это была действительно очень не лишняя штуковина. А теперь, при наличии самого простенького джойстика, надо быть на редкость криворуким, чтобы не суметь вписать корабль в некогда легендарную половую щель. Причем хотя бы и на очень приличной скорости.


Галактика…
В отличие от оригинальной игры она здесь одна. Но большая. Про 400 миллиардов звездных систем слышали, наверное, уже все без исключения. Некоторые, главное, еще жалуются, что эти системы слишком уж однообразны. Невольно хочется предложить возмущающимся вручную нарисовать текстуры для всех звезд и планет. Планет, между прочим, в одной звездной системе может быть больше десятка; кроме того, у каждой из них может оказаться изрядное количество спутников.

ed7.jpg
Микроскопический кусочек Галактики. Дальность межзвездных прыжков ограничена, поэтому до места назначения добираться придется в два этапа. Это быстро. Иногда таких этапов бывает не один десяток.

На самом деле, все это как раз довольно разнообразно. Звезда может быть обычной, а может и двойной. И даже тройной. В системе двойной звезды каждая из звезд может иметь собственную коллекцию планет. Но может и обладать, скажем, одной планетой, которая летает вокруг общего центра масс этих двух звезд. Планеты тоже бывают двойными – крутятся по орбите, одновременно вращаясь вокруг того же общего центра своих масс. Это вполне научно: в нашей любимой Солнечной системе именно такой жизнью и живут Плутон с Хароном. Одним словом, тезис о том, что Галактика однообразна, мы решительно отвергаем.

Насколько можно судить, масштабы звездных систем и дистанции между ними также выдержаны вполне реалистично. Дистанции между системами измеряются в световых годах; начинаются они где-то с 4-5 световых лет. Тут опять-таки все точно; реальная Альфа Центавра, ближайшая к нашей системе тройная звезда, отстоит от Солнца на 4,36 световых года.

ed11.jpg
А вот так выглядит стартовая система. Она всегда одна и та же. Правильно, двойная звезда и у каждой звезды своя коллекция планет. Картинка схематична, масштаб не соблюдается.

Внутри системы дистанции измеряются в световых секундах. Маленькие дистанции – в мегаметрах. До километров дело доходит лишь в особых ситуациях, как то в бою или при стыковке.

Разумеется, при подобном соблюдении масштабов даже внутри системы приходится летать на сверхсветовой скорости. Иначе играть стало бы невозможно. (Заметим в скобках, что основной режим игры – онлайновый, а значит, ни о каком ускорении времени по своему желанию и речи быть не может).

Соответственно, сверхсветовых режимов полета здесь два: один для прыжков между системами и второй, так называемый "суперкрейсерский" – для полетов внутри системы. Реализованы они довольно интересно, на оба накладывается ряд ограничений, но вряд ли стоит рассматривать их здесь слишком уж детально. Нам и без этого надо о многом поговорить.


…И ее обитатели
Господин Брэйбен со товарищи постарались сделать мир ED настолько живым, насколько вообще возможно (впрочем, они это старались делать и в классических версиях игры). Надо сказать, что здесь им это удалось. Удалось настолько, что временами ED даже напоминает всеми любимую EVE Online, которая у нас живая в самом прямом смысле слова.

У станции в активном секторе жизнь всегда бьет ключом: кто-то стартует, кто-то стыкуется, вокруг летают злобные менты, выборочно проверяя документы приезжих сканируя корабли на предмет контрабанды. А если залететь в астероидное поле, то можно увидеть, как пираты гоняются за шахтерами, а силы безопасности – за пиратами. Кстати, вот именно это батальное полотно можно очень эффективно использовать в своих целях. Чуть ниже мы скажем, как именно.

ed8.jpg
Сейчас мы идем курсом на орбитальную станцию. Скорость -- четыре световых и продолжает расти. Можно было бы сказать, что скоро будем дома, но как раз здесь у нас дома-то и нет.

Торговля тоже вполне себе динамична. В соответствующих таблицах отображаются условные значения спроса и предложения. Выбросив на рынок очень крупную партию какого-то товара, на него вполне реально обвалить цену. Спекулируйте с умом, в общем.

Плюс политика, куда же без нее. В ED действует чертова пропасть разных политических партий и фракций. Собственно, они-то и подкидывают вам разные миссии (иногда очень простые и при этом очень высоко оплачиваемые). Партии яростно грызутся между собой и вполне могут довести дело до гражданской войны. Ну, политики есть политики, что с них взять. И ваши действия напрямую влияют на ход событий.

Правда, зачастую весьма сложным образом. К примеру, какая-нибудь партия просит финансовых пожертвований (да, вот такая миссия – выполняется вообще безо всяких полетов). Ну, вы и жертвуете, благо просят, как правило, не так уж и много. А дальше происходит интересная вещь. Ваша репутация в этой партии растет; в перспективе это означает более широкий спектр предложенных миссий. Но вот влияние партии на политической арене тут же проваливается: тех, кто вынужден побираться, сложнее воспринимать всерьез.

ed9.jpg
Заманчивое предложение подзаработать на стороне, протащив через кордоны груз наркотиков. Ага, есть здесь и такое. Беремся? Конечно. (Могу вам сказать, что тогда у меня все отлично получилось -- за воротник не взяли).

Это я для примера. Хитро сделано, а?

А вот таргоиды в игре не обнаружены. По крайней мере, пока.


What Do
На вопрос "чем же там заняться" невольно хочется ответить "чем угодно". Но это, конечно, неважный ответ. Во-первых, слишком расплывчатый, а во-вторых, скажем, мыть фонари кабин кораблей на космических перекрестках не дадут. Не предусмотрено.

Ну, во-первых, это, конечно же, торговля. Схема настолько знакомая, что и ни к чему детально рассказывать. Да, конечно, надо определиться с наиболее прибыльными товарами и торговыми путями (для этого и в игре есть кое-какой инструментарий, и разные сторонние разработчики предлагают всякие утилитки). Разумеется, нужен грузовой корабль с вместительным трюмом. Ну, все как обычно.

Во-вторых, выполнение миссий. Вероятно, с этого вам и придется начать, хотя изначально доходы будут так себе – полезными знакомствами вы еще не обзавелись, и что-то очень легкое и прибыльное вам вряд ли предложат (хотя вообще такие миссии встречаются, и нередко). Примерно по этому же разряду проходит и контрабанда, и сбор товаров с кораблей, потерпевших крушение в космосе. Кстати, в обоих случаях ментам лучше не попадаться. С контрабандой все очевидно, но вот собирательство дрейфующих в пространстве контейнеров приравнивается к мародерству. Влипнете – и изрядный штраф гарантирован.

В-третьих, это охота за головами. Всяких разбойничков по Галактике носится достаточно и платят за их устранение зачастую очень прилично. Причем уровень риска чаще всего зависит лично от вас. Совершенно ни к чему на чем-нибудь дохленьком кидаться на пиратскую "Анаконду".

ed1.jpg
Оружие бывает и фиксированным, и поворотным. Поворотные стволы сами отслеживают противника и берут упреждение, правда, не так точно. Но на малых дистанциях это уже не имеет значения. И вот еще что. Несложно видеть, что здесь включен русский интерфейс. Сначала я так и играл, ибо в ходе настройки управления меня подкупило то, что локализаторы знали слова "тангаж" и "рысканье". Однако потом я убедился, что русский язык здесь коряв до невозможности, надписи зачастую не влезают в отведенные поля, а кое-где и вовсе попадаются куски непереведенного английского текста. А потому, если вы владеете английским, лучше сразу переключиться на него.

Впрочем, есть здесь простой, хоть и несколько рискованный способ очень быстро разбогатеть. Помните, чуть выше я описывал батальную сцену с участием шахтеров, пиратов и сил безопасности? Так вот, если вы правильно впряжетесь в происходящее на стороне сил безопасности, то сможете сорвать исключительно крупный куш. Причем даже на стартовом кораблике, "Сайдвиндере". Тут главное вовремя нанести необходимый ущерб злому пирату, отбивающемуся от ментов (кстати, боевой ИИ, хоть и очень неплохой в целом, не очень умеет вести бой в одиночку с несколькими противниками). Вы только смотрите, чтобы вражина ВНЕЗАПНО не переключилась на вас. И стреляйте аккуратно. Одно случайное попадание по своему – и награду объявят уже за вашу голову. Причем мгновенно. И уже через несколько секунд менты разнесут вас на куски.

В-четвертых, это галактическая разведка. Оказавшись в незнакомой системе, можно просканировать все ее объекты, а потом продать полученную информацию. Что тут скажешь? Для начала, здесь бешеными деньгами не особо пахнет. Кроме того, занятие это довольно сложное и как по мне, не особо захватывающее (хотя некоторые больше всего любят заниматься именно этим делом). И наконец, исследования не особо годятся в качестве стартового источника заработка: вам понадобится специально переоборудованный корабль. Ну, а топовый системный сканер стоит, как три-четыре корабля среднего класса.

ed6.jpg
Вот так устанавливаются новые модули на ваш самый первый корабль, "Сайдвиндер". Денег пока не слишком много, но надо же с чего-то начинать.

Однако, есть одна очень веская причина всем этим заниматься. От вашего рейтинга исследователя зачастую напрямую зависит, какие миссии вам предложат, а какие нет. То есть, высокоранговый галактический разведчик тоже может сорвать крупный куш, просто несколько косвенным образом.

Ну и в-пятых, это шахтерское дело. В оригинальной трилогии его тоже ввели, но многие отмечали, что это, скорее, для галочки. Очень уж муторное занятие, да еще и не дает особых прибылей.

И здесь это тоже очень сложно. Нужно знать места, куда стоит соваться со своим горнопроходческим лазером, а куда нет. Нужно быть готовым стремительно линять от пиратов – они-то эти места знают прекрасно. Вам понадобится хороший корабль с действительно дорогим оборудованием (причем часть этого оборудования проходит, как расходный материал). И наконец, надо знать, где за добытые ископаемые заплатят лучше всего. Короче, если галактическая разведка плохо подходит в качестве стартового источника дохода, то добыча ископаемых не подходит вообще.

Но если уже есть средства, которые не жалко вложить во все, что описано выше, то и таким образом можно срубить довольно приличную денежку. Кроме того, продажа ископаемых влияет на ваш рейтинг купца. А он, в свою очередь – все на тот же ассортимент доступных миссий.

edf2.jpg
Использовать в качестве шахтерского корабля "Хаулер" -- не самая удачная идея. Он хоть и транспортный, но все равно слишком маленький. Гораздо лучше здесь справляется все та же "Кобра", в силу своей универсальности. Неважно, что она стоит дороже раз этак в семь.

Вроде все. Ах, да! Конечно, можно и самому податься в пираты. Тут, опять же, рассказывать особо нечего. Заметим лишь, что жизнь у вас после такого решения, скорее всего, окажется короткой, но до изумления яркой.

Есть и еще парочка способов заработать. Так, по мелочи.


Это ваш корабль
Не сказать хоть что-нибудь о кораблях Elite: Dangerous невозможно. Я не смогу, конечно же, описать их все – очень уж много разных, а я и так уже заболтался. Но пару слов скажем.

Условно их можно разделить на боевые, универсальные и торговые. Причем, что любопытно, универсальные корабли мало в чем проигрывают специализированным. Легендарная "Кобра" здесь – это именно универсальный корабль и с его помощью можно делать очень многое. А некоторые утверждают, что не "очень многое", а просто все – другие корабли уже не нужны. Вопрос правильного обвеса. Топовая "Анаконда" тоже универсальна; ее высокая огневая мощь и маневренность сочетаются с на редкость вместительным трюмом.

ed3.jpg
Любопытно, что здесь, как и в хорошем авиасиме, ничего не пририсовано ради красоты. Почти все работает и имеет вполне определенное функциональное назначение. В космосимах подобное встречается не слишком часто.

Интересно еще и вот что. Управление кораблей – по меркам прочих космосимов – довольно сложное. Там масса оборудования, с которым надо правильно обращаться. Но при этом решительно ничего лишнего. Все эти устройства когда-нибудь обязательно вам пригодятся. Здесь можно вспомнить злополучную серию Battlecruiser 3000, где зачастую сложность нагонялась ради сложности.

И еще. Видимо, это единственный космосим, где такая навороченная штучка, как HOTAS Saitek X52 Pro оказывается более, чем уместной. Между прочим, не про каждый серьезный авиасимулятор так скажешь.

И будем потихоньку закругляться.


На чашах весов
К сожалению, ограничиться сплошными дифирамбами здесь не получится. Недостатки у игры тоже есть. И дело даже не в цене.

Довольно многие жалуются, что вещь вышла скучной и занудной. Для меня-то это проблемой не стало. Я провел достаточно времени в виртуальных кабинах авиалайнеров, совершающих многочасовые трансатлантические рейсы. А еще больше времени – в виртуальных же центральных постах подводных лодок, которым на протяжении этак пары месяцев приходилось искать врага хоть в Атлантике, хоть на Тихом океане. Я ценю игры, где долгое бездействие ВНЕЗАПНО взрывается яростным экшном. Но разумеется, не все такие, как я.

Поиграв в Elite: Dangerous, неожиданно начинаешь понимать, почему в космических играх в моду вошел разноцветный космос – то багряный, то кислотно-зеленый, то еще какой-нибудь. Чтоб внести хоть какое-то разнообразие. В ED космос, как и положено, угольно-черный. Везде. Тоже не всем понравится. Мелочь, но очень характерная, потому я про нее и упомянул.

Но и это не главное. Хоть Elite и классика, хоть и родоначальница, но за тридцать лет жанр все же слегка эволюционировал. Сейчас все же считается хорошим тоном ввести в такую игру хоть какие-то сюжетные элементы. Хоть что-то ролевое. А то и какой-нибудь крафтинг со строительством (здесь я возлагаю определенные надежды на игру Interstellar Rift, но об этом как-нибудь в другой раз). То есть, сама концепция Elite в изначальном виде (а здесь он именно что изначальный) все же до определенной степени морально устарела. Видимо, именно это имеет в виду наше чудесное молодое поколение, которое пишет в своих отзывах, что в игре просто нечем заняться.

ed13.jpg
И посадочные фары на вашем корабле, и габаритные огни на станциях -- вещи очень даже не лишние. Тени здесь именно такие, какими и должны быть в космосе -- они абсолютно черные; там, куда упала тень, не видно ничего. На взлете и посадке врезаться во что-нибудь можно запросто, а потому крайне желательно подсвечивать себе дорогу.

На самом-то деле там очень даже есть, чем заняться. Но современные игроки просто не привыкли выступать в роли соавторов игры, ставя себе цели самостоятельно. И их нельзя за это осуждать. Просто большинство нынешних игр ведет игрока вперед, держа за ручку. Это не хорошо и не плохо, это просто есть. Так уж получилось.

Ну да ладно. Что до меня, то я ничуть не жалею о потраченных деньгах. Мне действительно очень понравилось и я обязательно вернусь к Elite: Dangerous, как только разберусь со всякими текущими делами – накопилось их изрядно. Но вот выдавать какие-то рекомендации другим в данном конкретном случае я все же остерегусь.

Здесь вы должны все решить для себя сами.


Что касается игр...

Добавить блог во френды


promo a_lamtyugov january 19, 2020 16:27 9
Buy for 100 tokens
Итак, игры, превью и рецензии на которые вы можете прочитать в этом блоге. Сразу говорю, что отдаю предпочтение низкобюджетным инди-проектам, многие из которых находятся в раннем доступе. В принципе, могу написать и про какой-нибудь ААА-тайтл, но это если очень уж сильно зацепило. Кроме того, я не…

  • 1

А пассажиров возить можно?


Там есть пассажирский лайнер -- Orca. Но можно ли его пилотировать, честно говоря, не знаю. По-моему, все же нет.

Да, можно. И пилотировать Орку, и возить пассажиров.

Про пассажиров в ED - https://forums.frontier.co.uk/showthread.php?t=7216

Edited at 2015-11-16 08:19 am (UTC)

> Насколько можно судить, масштабы звездных систем и дистанции между ними также выдержаны вполне реалистично.
Игре, насколько я знаю, скормили данные нескольких тысяч известных звёзд, а остальную часть галактики смоделировали на основе статистики.

Кстати, садиться на мышке и клавиатуре тоже весьма удобно, никакого докинг компьютера не требуется.

попробуй с первого раза посадить Т9))), тогда узнаешь зачем нужен докинг компьютер).

Чтобы посадить Т9, на него нужно накопить) А это дофига времени)

А таргондяне есть? ;-)

Я ж специально написал, что нет :)

Простите, барин, не заметимши!
Сейчас заново все перечитаю, как это я такой архиважный момент упустил)

Эх, сколько я этих таргондян переколотил в гипере... )
Но до "Элиты" так и не дорос, остался Deadly.

from Mike

(Anonymous)
"Дистанции между системами измеряются в световых годах; начинаются они где-то с 4-5 световых лет. "
- то есть шаровых скоплений не существует?
" Ваша репутация в этой партии растет; в перспективе это означает более широкий спектр предложенных миссий. Но вот влияние партии на политической арене тут же проваливается: тех, кто вынужден побираться, сложнее воспринимать всерьез."
Ога, Республиканская партия США, например... Или г-н Саркози.
---
Так-то выглядит любопытно - но не настолько, чтоб в нее играть.
А насчет ролевых элементов - могли бы просто всобачить возможность написания сюжетных (и не только) модов. По нынешним временам это уже практически правило хорошего тона

  • 1
?

Log in