Previous Entry Share Next Entry
hornet
a_lamtyugov

Здесь есть жизнь – Lifeless Planet

Когда-то, во времена, которые хочется назвать "посконно-домоткаными", такие игры звались "бродилками". Но прошлое безвозвратно ушло и теперь в магазине Steam на подобные вещи наклеивается ярлычок с элегантным определением "симулятор ходьбы". Ну да. Фактически, все, что нужно делать в Lifeless Planet – идти вперед. Временами перескакивая со скалы на скалу. Иногда при этом срываешься в пропасть, чего почти не замечаешь: респаун происходит немедленно. Редкие и совершенно примитивные пазлы типа "вставь этот в камушек вон в ту дырку" и "подбери код к двери методом тупого брутфорса" можно даже и не считать.

Так о чем тогда говорить? Оказывается, есть о чем. Lifeless Planet по своей сути ближе не к игре, а к интерактивному фантастическому фильму: ваш герой движется не столько по планете, сколько по сюжету; одну загадку, наконец-то получившую ответ тут же сменяют две новых.

lp1.jpg


То, о чем мы скажем сейчас, можно и не считать за спойлер; во-первых, все описанное происходит чуть ли не на первом шагу, во-вторых, авторы сами пишут об этом в своем анонсе. Итак, в далеком будущем на планету в другой звездной системе отправляется экспедиция из троих человек. Все предварительные анализы дают основание полагать, что планета обладает исключительно богатой флорой и фауной, плюс там есть вода и отличная кислородная атмосфера. Попросту говоря, натуральный рай. Место, где хочется и жить, и умереть. На Земле таких местечек уже и не осталось, а тут целая планета.


Завязочка
Посадочный модуль садится НЕМНОЖКО жестче, чем планировалось. Из троих астронавтов в живых остается один. Первое, что он обнаруживает – планета представляет собой совершенно безжизненную пустыню, а атмосфера напрочь непригодна для дыхания. Какое-то время он даже предполагает, что модуль хлопнулся в каком-то очень уж неудачном районе. Как бы не так – где надо, там и хлопнулся.

Но это мелочь по сравнению с дальнейшим открытием. Прошагав минут семь по пустыне, астронавт переваливает через гряду холмов и видит что?

Ну да. Правильно. Заброшенный советский поселок, основанный – как выясняется чуть позже – в 1978 году.

lp8.jpg
Оказавшись в Страшном Советском Подземелье со Скелетами, я подумал: сейчас ка-а-ак начнется хоррор! Нет, не начался. Почти. Был все же один моментик, отдаленно напомнивший System Shock 2. Но только один. И очень ненадолго, буквально на секунды

Разумеется, первая мысль – что чертов посадочный модуль каким-то непостижимым образом вернулся обратно на Землю. Других вариантов просто не придумывается. Но чуть позже выясняется, что нет. Во-первых, опять же, наш герой прилетел именно туда, куда и намеревался. А во-вторых (это тоже выясняется довольно быстро) до относительно недавнего времени планета действительно была земным раем; это напрямую следует из сохранившихся документов русских ученых.

Была. Но вот потом, как часто и случается в подобных историях, something's gone terribly wrong. Осталось лишь выяснить, что именно пошло не так и – чем черт не шутит – может, это можно как-то исправить?

Вот этим вы и будете заниматься на протяжении всей оставшейся игры. Метод решения всех проблем один: непрерывно двигаться вперед. Временами подпрыгивая… впрочем, кажется, я уже об этом говорил.


Полный перечень
То есть, перечень того, что здесь вообще надо делать. Огласим его и более не будем возвращаться к геймплею.

О прыжках и ужимках уже было сказано. Заметим лишь, что здесь определенную помощь оказывает реактивный ранец, способный в ходе прыжка дать коротенький импульс тяги. Так прыжок получается длиннее. В особых случаях на дороге у вас оказывается Красный Шипящий Баллон – из него можно дозаправить ранец так, что импульсов можно будет давать несколько за один прыжок. Так можно перелетать уже совсем широкие пропасти; тут штука в том, чтобы хлопать по пробелу с четко отмеренным временным интервалом. Впрочем, этот навык приобретается довольно быстро. По-настоящему сложных прыжков в игре почти что нет.

lp6.jpg
А! А! Я Prince of Persia! На самом деле, с этих шикарных высоковольтных проводов свалиться довольно сложно

Еще временами в игре попадаются кодовые замки. Взламываются они классически – методом перебора нащупываем нужную последовательность нажатий. Здесь все опять же упрощено: кнопок всего шесть, а искомая комбинация состоит из трех. Сложностей возникнуть не может; взлом будет у вас занимать минуты полторы максимум.

Пару раз встречается пазл типа "заткни камнями два гейзера так, чтобы заработал третий, который тебе нужен". Если сразу понять, что от тебя хотят, то это вообще не требует усилий.

Ну и классическое "подвинь валун в нужное место, чтоб на него запрыгнуть" и "заложи взрывчатку не куда-нибудь, а именно под завал, преграждающий путь". Как и в других играх, эти пазлы можно использовать в качестве теста на психиатрической экспертизе – тому, кто не в состоянии их пройти, можно смело ставить легкую степень дебильности.

lp7.jpg
Вот по этим шестигранничкам тоже надо прыгать. Игра претендует на звание sci-fi, а потому вам даже кратко объяснят, каким образом из скальных пород получаются вот такие структуры. Но это к слову. Главное, что вы видите на скриншоте - зеленый след, по которому мы идем. По мере развития сюжета вам объяснят, что он из себя представляет и как получается (нет, это не радиоактивно, не бойтесь). Самое важное - этот след не дает вам заблудиться, прилично упрощая прохождение игры. Следуйте точно по нему и непременно попадете туда, куда надо

Ах да. Раза три в ходе игры вам предложат БЫСТРО найти запас кислорода для скафандра. Только не подумайте, что здесь кислород и впрямь расходуется со временем. Это не survival, здесь все события заскриптованы. Добрался до триггера – порядок, кислород ВНЕЗАПНО начал заканчиваться.

Некоторые считают этот кислородный момент никчемным, чтобы не сказать – дурацким. Но вот здесь я не соглашусь. Он имеет определенную, хоть и слабенькую привязку к сюжету.

Кстати, о сюжете.


Sci-fi
Некоторые утверждают, что сюжет Lifeless Planet небывало богат, интересен, да еще и дает массу отсылок к другим произведениям, ныне считающимся классическими. Как сказать. Он хорош… но хорош по стандартам качества, принятым в мире компьютерных игр. Будем помнить, что, к примеру, Max Payne – всего лишь затасканная история полицейского, потерявшего свою семью. А Mass Effect, в сущности – лишь простенькая космоопера на тему "пробудилось-древнее-галактическое-зло-всех-победить". Вот на таком уровне Lifeless Planet действительно смотрится вполне выигрышно. Однако не следует ожидать, что она поставит какие-то глобальные философские вопросы или заставит вас мучиться с очередным нелегким моральным выбором (как вы уже поняли, там выбирать вообще ничего не надо – разве что пару раз можно выбрать развилку на карте, поскакав более коротким, но и более рискованным маршрутом).

lp2.jpg
Кто-то сказал, что в игре есть отсылки даже к "Солярису" Станислава нашего Лема. Знаете, вообще, чтобы такое утверждать, надо обладать очень богатым воображением. А вот к "Аэлите" отсылок действительно сразу несколько. На скриншоте вы видите первую и самую очевидную. Самая же завуалированная, на мой взгляд, в общности судеб протагонистов. Главный герой игры тоже отправился на другую планету, пытаясь сбежать от себя самого. К сожалению, этот момент (да и образ героя вообще) можно было раскрыть заметно полнее

Хуже того, даже и вот это качество повествования начинает по ходу дела заметно проседать. Завязка с серпом и молотом в другой звездной системе действительно очень эффектна. Однако ответы на массу возникших вопросов оказываются все банальней и банальней – из серии "где-то мы это уже видели". Потом еще и возникает парочка неприятных логических нестыковок. И наконец, наступает финал. Смазанный до полной неразличимости. Честное слово, эта игра заслуживала лучшего.

Но есть один момент, который надо отметить особо. Как вы уже догадались, герою по ходу дела будут постоянно попадаться артефакты древней инопланетной цивилизации Советского Союза времен дорогого Леонида Ильича на самом деле, и того, и другого, но мы сейчас только об одном. Так вот, "советская" тема проработана очень недурно. Лично я заметил лишь одну серьезную ошибку: советское кладбище в начале игры определенно выглядело бы по-другому. Ну и пару несерьезных. За исключением этого – практически никакой "клюквы".

lp3.jpg
Необычный момент: иногда возникает ощущение, что количество контента работает против игры. Кажется, будто авторы говорят: а вот гляньте, какие у нас тут есть ледники! а вот какие гейзеры! а вот какие вулканы! - и из-за этого игра становится несколько затянутой. Сюжет размазывается по особенностям ландшафта

Отдельный разговор – о русской озвучке. Причем не о локализации, а об озвученных записях, оставшихся от погибших советских ученых. Озвучивали наши и вот здесь стиль выдержан просто отлично. Словесные обороты довольно характерны именно для 60-х – 70-х годов прошлого века, а уж интонации… Здесь невольно вспоминаешь о советских научно-фантастических фильмах того же периода. Герой произносит свой монолог без особого надрыва, но удивительно убежденным (и убедительным) тоном. Говорит, будто гвозди заколачивает – один за другим. Полагаю, вы понимаете, о чем я.

И еще один интересный момент: даром что речь идет об СССР'78, никаких идеологических заморочек в русских текстах не прослеживается. Ни малейшего признака риторики типа "die, you capitalist dogs!". Напротив, неоднократно подчеркивается, что советская экспедиция носит исключительно мирный характер. Более того, высказывается предположение, что если она увенчается успехом, то и глобальное противостояние систем разрешится сугубо мирным путем.

lp4.jpg
В изложении сюжета есть и еще один необычный минус. Иногда внутренний монолог героя (да, да, это не совсем внутренний монолог, но не будем отвлекаться на мелочи) раздается именно в тот момент, когда вы ОЧЕНЬ заняты. И слушать его внимательно довольно затруднительно. Это на заметку разработчикам: герою лучше разговаривать самому с собой в спокойной обстановке. Собственно, в жизни так всегда и делается

Да, есть там пара не очень приятных моментов. Однако я решил не придавать этому значения. Во-первых, ситуация в советской колонии уже стала сложной – все начало сыпаться; жестокость была более или менее оправдана. А во-вторых, можно вспомнить то, как в западной фантастике принято изображать своих собственных военных, политиков и бизнесменов. Полагаю, вы и сами сможете назвать достаточное количество западных фантастических произведений, где любой военный в звании от сержанта и выше представляет собой не что иное, как результат половой связи между Гитлером, Чикатило и колонией чумных палочек. А с политиками и особенно бизнесменами все, пожалуй, еще хуже.


Брать или не брать, вот в чем…
Примитивный геймплей, но хорошо проработанный сюжет… Вы уже понимаете, что это ближе не к "настоящей" игре, а к тому, что называется interactive fiction. Lifeless Planet больше похожа на какую-нибудь книгу или фильм, с той разницей, что скакать с камушка на камушек здесь надо самому. Кроме того, сюжет полностью линеен, не ветвится. Что эффективно приводит фактор реиграбельности в полный ноль.

lp9.jpg
Нет, здесь нет романтической линии. И это к лучшему

С другой стороны, иногда нам хочется перечитать хорошую книгу. Или пересмотреть понравившийся фильм. И мы это делаем. Но тут вступает в дело тот момент, о котором говорилось выше: все же сюжет недостаточно глубок, чтобы наслаждаться им снова и снова. Впрочем, тут уж кому как.

Лично для меня вопрос решился относительно легко: я взял игру со скидкой в 50%. За две сотни рублей. Вот таких денег она стоит однозначно. Но брать за полную цену… Даже и не знаю. Здесь вам придется все решать самим.


Маленькое примечание. Как выяснилось, в сообществе gamer уже были опубликованы целых две записи, посвященные Lifeless Planet. Я решил, что пихать туда и третью – уже перебор, а потому ставлю ее только в свой блог. Наслаждайтесь эксклюзивом, хе-хе.


Что касается игр...

Добавить блог во френды

Ваше скромное пожертвование бедному художнику, живущему в мансарде:



promo a_lamtyugov january 19, 2020 16:27 9
Buy for 100 tokens
Итак, игры, превью и рецензии на которые вы можете прочитать в этом блоге. Сразу говорю, что отдаю предпочтение низкобюджетным инди-проектам, многие из которых находятся в раннем доступе. В принципе, могу написать и про какой-нибудь ААА-тайтл, но это если очень уж сильно зацепило. Кроме того, я не…

  • 1
Вот про концовку кстати да. Начало помню отлично. А концовку не помню вообще, кого, как и с каким финалом "наши победили".

  • 1
?

Log in