Previous Entry Share Next Entry
writing
a_lamtyugov

Литературное

Вместо эпиграфа:

Подобравшаяся, было, незаметно, псина, метким ударом под ребра, отлетела к стене

-- из
fantasy_proda, декабрь-2011.

Полезное все же сообщество. В свое время я думал: вот школьный предмет -- литература. Единственная задача, которую он выполняет на ура -- вызывает дикую ненависть и к русской, и к мировой литературной классике. Мне потом пришлось всю эту классику открывать для себя еще раз самостоятельно. Так какого же черта?

А вот перечитываю сейчас старые выпуски и вдруг начинаю понимать, какого. Цель предмета -- вовсе не заставить тебя полюбить все эти книжки. Настоящая цель -- поставить тебе хороший литературный русский язык. Примерно так же, как будущему бойцу-рукопашнику ставят удар. А все эти сочинения, которые приходилось писать, призваны были решать две задачи. Во-первых, проконтролировать, что соответствующую книжку ты действительно прочитал. Во-вторых же, оценить, насколько твой удар уже поставлен. Очень давно кто-то, критикуя преподавание литературы, заметил: надо просто слушать, что говорит учитель и при написании сочинения пересказывать его слова. Думать самому не надо вообще. Ну да. Пересказывать, поскольку большего просто не требуется. Никто и не ждет от школия в твоем возрасте глубокого понимания жизни и всякого прочего, что позволило бы выдавать хотя бы не совсем идиотские суждения.

Впрочем, понимать я это начал раньше. Как-то раз в gamer была поставлена рецензия. Дико непрофессиональная во всех отношениях. Не касаясь прочего, замечу, что язык автора был просто кошмарен. Я оставил комментарий. Формально вежливый, но предельно жесткий по существу. Разгромил. К моему большому удивлению, автор, вместо того, чтобы закатить скандал (как в таких случаях бывает почти всегда), попросил у меня совета: что ему лучше всего сделать, чтобы улучшить свой русский?

Вот тут-то я и понял, что ничего лучше интенсивного чтения русской классики просто не посоветуешь. Что ему и сказал. Он поблагодарил и, так сказать, удалился -- оставив меня несколько ошарашенным. Уж очень редко авторы так себя ведут, повторюсь.

Что же до повторных открытий... Сейчас-то я понимаю, что это было неизбежно в любом случае. Уж не знаю, как видели свою целевую аудиторию Толстоевский и прочие, но уж точно не предназначали свои книги для советских старшеклассников. В нынешнем моем возрасте эти вещи так и так воспринимаются совершенно по-другому и ты видишь в них то, что в школе увидеть просто не мог.

Единственное что -- нет у меня полной уверенности в том, что все учителя литературы это понимают.

Обалдеть, какие у меня бывают прозрения, а? Ну ведь гениально же. Склонитесь передо мной!

promo a_lamtyugov january 19, 2020 16:27 11
Buy for 100 tokens
Итак, игры, превью и рецензии на которые вы можете прочитать в этом блоге. Сразу говорю, что отдаю предпочтение низкобюджетным инди-проектам, многие из которых находятся в раннем доступе. В принципе, могу написать и про какой-нибудь ААА-тайтл, но это если очень уж сильно зацепило. Кроме того, я не…

  • 1
Вот классику нужно читать, а не "проходить" :)

Мысль неплоха, вывод не верен :)
Даже оставляя в стороне, что "Литературный русский язык" сам по себе никому в реальной жизни особо не впился, а кому надо - изучат его на всяких профильных филологических и прочих кафедрах ВУЗ-ов - остается открытым вопрос, зачем его впихивать в поколение твиттер школоту с таким ужасающе низким КПД? Если можно с куда большим успехом скормить написанное тем же языком, но на более понятные и близкие школьнику темы, пусть созданное и не покойными классиками, а местами ужас-ужас даже пока еще живыми писателями.
Фармацевты как-то освоили выпуск сладких микстур для детей и как дважды папа, могу подтвердить - дать маленькому ребенку такую микстуру намного проще и эффективней, чем пытаться запихнуть в него полезную, но горькую бяку.

плюсану кстати

Re: Сугубое ИМХО

Неубедительно, простите.

Re: Сугубое ИМХО

Прощаю.

Re: Сугубое ИМХО

Бывает. У вас уже вряд ли пройдет. Но с этим тоже живут, не переживайте сильно.

Re: Сугубое ИМХО

Идиотизм.

Глубина Ваших аргументов потрясает.

Она уступит разве что Вашей учтивости.

На свет ползёте?

Re: Ещё один...

Дорогой друг.

Вы не могли бы перестать хамить людям, которые вам, между прочим, ни единого грубого слова не сказали?

Re: Ещё один...

Мы не друзья, и где я хамлю, примеры приведёте? Ну что-б знать ваши критерии хамства.

Re: Ещё один...

Все ваши реплики в этой ветке.

Если все равно непонятно, то помочь не смогу уже ничем. Кроме банхаммера, разумеется.

Re: Ещё один...

Тогда бань, а не корчи целку.

Re: Ещё один...

Хех.

Легко.

я тут недавно общаясь в этих ваших интернетах был вынужден несогласиться по некоторому вопросу, но копая какие же бывают стилистические приемы основанные на использовании омофонов...
читая вокруг http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook028/01/part-006.htm слегка окунулся в чудесный мир Русского Языка пришел к выводу что уровень всех этих сочинений, изложений и диктантов был настолько низким что их вообще можно было все пропустить

и вот почему, я подумал что изложение должно передавать как минимум (!) 5 смыслов, чтобы хоть как-то приблизиться к той красоте, которую заложил автор в произведении:
1. передачу собственно последовательности действий
2. соблюдения языка и ярких стилистических особенностей
3. эмоциональную окраску и повторения ощущений от прочтения
4. динамику и баланс в раскрытии деталей (быть перегружено там где надо)
5. ролевую, характерную окраску диалогов, размышлений, связанных с персонажами событий - это уже вообще на грани ощущений и поднимается над физическим слоем алгоритмов, стилистики и динамики в эфир ощущений

и вместо всего этого изложения на заданную тему лишь раскрывали первый пункт (и то не всегда)

и да, конечно эти 5 пунктов - это полнейшая отсебятина
и наверняка у них есть правильные, общепринятые трактовки и я далеко не первый кому эта мысль пришла
конечно же!
и наверняка об этом говорилось, тем же монотонным голосом как о завязке-кульминации-развязке
поэтому в голове не осталось ничего
но! ведь это можно было подать так, чтобы зажечь интерес
как в тех же, пресловутых американских фильмах

зайти в класс, написать слово на доске, заключающее в себя всю предстоящую тему
и рассказать что же такого по-истине крутого в творчестве Хемингуэя или Толстого
прочитать пару отрывков с выражением, дать прочувствовать!
пересказать содержимое и сказать главное - почему по-твоему мнению, именно сейчас это самое ценное вложение времени - перечитать эти книги
дать прочитать рассказ и на следующем уроке ставить отлично тем, кто смог его продать тебе и неуд остальным
и пусть читают по рассказу, пока не смогут

и эти 5 пунктов и теория в виде стилистических приемы - они очень крутые сами по себе, можно было бы устроить литературный баттл, где бы разбирались и оценивались возможность применять их на практике. Все можно, но видимо Золотое время литературы прошло, пришлось как раз на ту пору, бледные эхо которой мы заучиваем по учебникам

Edited at 2016-11-09 08:29 pm (UTC)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account