?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
hornet
a_lamtyugov

Избранные истории из жизни морских мин

1. Предисловие
Морские мины играют важнейшую роль в культурной жизни человечества.
Вы можете не знать, как выглядит противотанковая или противопехотная мина. Вам никогда не приходилось сталкиваться с устройством различных фугасов. Но на что похожи морские мины, знает любая домохозяйка: зловещий черный рогатый шар, лениво покачивающийся в толще воды. Вода может быть мутно-зеленой, или, напротив, прозрачной, голубой и искристой, тут уже возможны варианты.
Морские мины – они повсюду. Вы можете увидеть их в бесчисленном количестве кинобоевиков, в логотипе компании Relic (я надеюсь, что каждый из вас хотя бы по разу прошел Homeworld), в мультиках Happy Tree Friends, и просто в Windows (классический пример работы любимых Гоблином «надмозгов» – перевести «minesweeper» как «сапер», хотя надо было как «тральщик»). Даже если вы нырнете в унитаз, то и там увидите морские мины. По крайней мере, именно на этом настаивает Trainspotting.
Одним словом, морские мины – это всеобъемлюще. Это больше, чем жизнь, в самых разных смыслах слова.



2. О чем, собственно, речь
Конечно, далеко не все морские мины выглядят именно так. То, о чем мы говорим, называется «якорными минами». Бывают еще и донные – просто лежат на дне и ждут, когда над ними пройдет корабль. Бывают (были раньше) и просто плавучие, которые выбрасывали за борт там, где ожидался проход врагов. Современные мины практически все донные. И ни одна из известных мне не выглядит вот таким каноническим образом.
Подумав, я решил написать только о якорных минах эпохи двух мировых войн. Конечно, в современных изделиях тоже есть своя прелесть. Они оснащены системами опознавания «свой-чужой». Некоторые из них созданы на базе торпед и после запуска способны сами добираться до места своей постановки. Это удобно, если надо с подводной лодки заминировать подходы к вражеской базе, а лезть к берегу неохота; если кто заинтересуется этой темой, могу им порекомендовать хорошую игру Sub Command. Некоторые мины, напротив, ставятся туда, куда ставятся, но умеют, почуяв врага, выпускать из себя малогабаритную самонаводящуюся торпеду. Так делает американская мина Mk60 «Кэптор».
Ну и наконец, все эти изделия отличаются крайне злобным характером. Настолько злобным, что обезвреживать их можно только по одной, с помощью специального подводного робота. Причем физические поля такого робота (магнитное и акустическое) лучше бы сделать послабее: правильные мины сделаны так, чтобы реагировать и на них.
Занятно, конечно, но эти вещи предметом культа все еще не стали. А потому – вперед, к классическим якорным минам.

3. Есть, а как же
Якорь, в смысле. Якорь у таких мин выглядит, грубо говоря, как тележка на колесиках. Чтобы ее, мину то есть, удобнее было транспортировать по суше.
Якорь соединяется с корпусом мины специальным тросом – минрепом. Когда вы ставите мину, без разницы, какая именно глубина в точке постановки, минрепа с вьюшки должно смотаться ровно столько, чтобы мина встала на заданном углублении, расстоянии от поверхности воды то есть. Делается это автоматически, с помощью очень простого устройства. Как именно оно работает, пожалуй, нет смысла описывать.
Ну и, наконец, сам вот этот рогатый шарик. Он, кстати, не обязательно рогатый, некоторые мины отлично обходятся и без этого. Но, напомню, мы говорим о каноническом образе.
Эти рога свинцовые и полые изнутри. Если вы хорошо треснете по такому рогу чем-нибудь тяжелым (классический, но не единственный вариант – корпусом вашего корабля; как говорится – don’t try this at home), он сомнется. А внутри у него расколется ампула с электролитом. Электролит перельется в специальную емкость с электродами из соответствующих материалов. На электродах возникнет ток, который потечет в детонатор. Что будет дальше, зависит только от конкретного типа мины. Масса боевой части якорных мин доходит до 350 кг. Получится очень впечатляюще. Единственный недостаток такого развлечения – вы, как непосредственный участник, не сможете в полной мере насладиться эффектом.
Да, кстати, «рога» – это никаким боком не термин, а так, дань моей нынешней профессии, в которую входит и применение всяких звучных образов. По-настоящему эти штуки называются «гальваноударными колпаками». А сама мина, в честь такого дела – «гальваноударной миной».
Бывают и «электроударные» – из корпуса торчат стержни, которые работают просто как выключатели, замыкающие электрическую цепь. Нажал – оно и зажглось.
В принципе, вот так это все и устроено. Конечно, там есть еще многое сверх того. Различные предохранительные устройства. Устройства самоликвидации (согласно международным соглашениям, через определенное время мины должны обезвреживаться сами собой; обычно это делается за счет, грубо говоря, затычки в корпусе, выполненной из материала, который проржавливается за определенный срок и мина просто тонет). И наконец, масса хитрых штучек, которые должны усложнять жизнь любому желающему эту мину вытралить.

4. Да, вот кстати
Очень может быть, что их действительно попытаются вытралить. В те славные времена самый простой способ траления якорных мин выглядел так: брались два тральщика и соединялись тралом – длинным тросом. И тащили его за собой, как скакалку. Ну, это, конечно, был не просто трос, он уснащался всякими буйками и грузами, чтобы шел на определенной глубине, но принцип был именно такой. Этот трал захватывал минрепы мин. Мины после этого выволакивались на мелкое место; как только глубина становилась меньше длины минрепа, мина появлялась на поверхности, после чего ее расстреливали или взрывали подрывными патронами. Более продвинутый вариант – трал, для которого хватает одного тральщика (тут объяснить сложно, надо рисовать). Трал снабжен резаками, перебивающими минрепы. Подсеченные мины тут же всплывают и уничтожаются.
У этих способов есть один общий момент: в процессе траления тральщик должен идти над минами. Понятно, что на такое дело подбирают кораблики с осадкой поменьше, но никакой гарантии это не дает. А подорвавшийся тральщик тонет почти мгновенно. Маленький потому что.
Короче, на этой службе можно было такого дзена хлебнуть, что на всю жизнь хватит.

5. Хватит, но не всем
По крайней мере, так считали конструкторы мин.
И тогда были придуманы «минные защитники» – устройства, похожие по виду на мины. Ставились они перед заграждениями. Трал, наткнувшийся на такой защитник, перерезался или перебивался взрывом, что, конечно, сильно усложняло работу.
А еще в конструкцию мин были добавлены всякие милые мелочи. Например, чтобы мина взрывалась при попытке ее вытралить. С тем же результатом.
Особо же злобные представители минной нации поступают так. Тихонько перерезают трал и прицепляются к нему. На тральщике начинают понимать, что происходит что-то нехорошее и пытаются выбрать трал на борт. Как результат, мина бьет по тральщику.
Самая интересная вещь получилась у немцев. Они создали устройство, благодаря которому трал свободно проходит сквозь (подчеркиваю – СКВОЗЬ) минреп. Как через воду. Причем безо всякой потери целостности минрепа.
Вот вам задачка: как вы думаете, была устроена эта штука, а? Лично я не сразу понял, даже глядя на схему, хотя устройство было очень простое и остроумное. Впрочем, в шестилетнем возрасте это, наверное, простительно…

6. Нет, мне без сливок…
Леонид Соболев в одном отличном рассказе, ссылку на который я давал в своем ЖЖ некоторое время назад, упоминал, что в конструкцию мин входит сахар. Действие рассказа происходит на тральщике «Сахар». Его так назвали, поскольку в русском флоте было принято называть тральщики в честь различных минных устройств.
Соболев только не написал, зачем конкретно в мине нужен сахар.
Кусок сахара удерживает рычаг, освобождающий предохранительные механизмы мины. После того, как ее сбросили за борт, сахар растворяется – и клац! Дальнейшие попытки пообщаться с миной могут оказаться очень болезненными.
На этой кондитерской детали рассказы о матчасти, думаю, можно завершить. И перейти непосредственно к избранным эпизодам.

7. Ну, записывайте рецепт
Сделайте из толя кулек таких размеров, чтобы в него поместилось 70 фунтов пороха. Соберите детонатор: ударник освобождается, если задеть один из двух металлических прутов, торчащих в стороны и разбивает склянку с серной кислотой, попадающей на порошок хлористого калия. Объедините это все, так чтобы было герметично. И поставьте под водой на якорь, вершиной вниз. У вас получится первая в истории морская мина, которая действительно взорвалась под вражеским кораблем.
Мина была русской, корабль – английским, а дело было в Крымскую войну близ Кронштадта. В этой войне балтийский театр был не главным, действия врагов там были в основном отвлекающими.
Вот тут-то они, что называется, и напоролись. Мина такой конструкции в принципе не способна нанести кораблю серьезные повреждения. Этого и не произошло. Но моральный эффект, как говорят, был чудовищным. Англо-французский флот и раньше-то вел себя довольно вяло, а после того, как в июне 1855 года подорвались корабли «Мерлин» и «Файрфлай», и совсем угас. К ноябрю союзники полностью покинули Балтику.
Вот так это все и началось.
Да, совсем забыл. Эти 70 фунтов пороха в кулек тоже положите.

8. Курсом «Титаника»
История гибели «Титаника» пользуется совершенно нездоровой популярностью. Некоторые даже всерьез считают, что это – самая крупная катастрофа в истории мореплавания, хотя по количеству жертв она не попадает даже в первый десяток. Все это идет от того, что на «Титанике» погибли сливки общества. Поймите меня правильно: я не имею ничего против всяких миллионеров. Есть деньги – значит, есть. Но про «Титаник» почему-то знают все без исключения, а вот про «Ланкастрию», «Кэп Аркона» и «Ямато» – только особо интересующиеся. (Да-да, тот самый линкор «Ямато», на нем погибло 3300 человек, вдвое больше, чем на «Титанике). Ну, говорят мне, так это же… Ну, конечно, раз военные и на войне – так уже и не совсем люди.
Ну ладно. Вы, небось, думаете, что «Титаник» наткнулся на айсберг?
Шутка.
На самом деле, «Титаник» был вторым в серии из трех кораблей. Первый, «Олимпик», прожил долгую и, в общем, счастливую жизнь. Последний, «Британник», был достроен уже после гибели «Титаника». По части живучести его доработали – чтобы он-то уж точно стал непотопляемым.
«Британник» вошел в строй уже во время Первой мировой войны и был незамедлительно переоборудован в госпитальный корабль.
Помните, что случилось с «Титаником»? Двадцатиузловый ход и, как следствие, стометровая пробоина. (Потом пошли спекуляции: сталь, мол, была некондиционная, слишком хрупкая, была бы сталь нормальной, дыра получилась бы меньше, корабль продержался бы дольше и всех бы спасли).
В 1915 году «Британник» подорвался на мине.
И затонул за 55 минут. Еще быстрее, чем «Титаник».
Хорошо хоть раненых на борту не было.

9. Английский юмор
В 1917 году у берегов Ирландии все было просто: английские тральщики уничтожали немецкие мины, а немецкие подводные лодки вновь их ставили.
Полный конвейер. Посменка. Все уже даже знали о графике противоположных сторон: тральщики – когда и куда примерно надо идти, чтобы вновь найти мины, а подлодки – когда и куда надо выдвигаться, чтобы восстанавливать заграждения.
Немцы поставили – англичане протралили – немцы поставили – англичане протралили – поставили – протралили – поставили – протралили – поставили – а не протралили, только сделали вид, что тралят – БАБАХ!!!
Из всего экипажа немецкой подлодки UC-44 в живых остался только один человек – ее командир. До него не дошло, что это над ним так прикололись и он, будучи спасенным англичанами, тут же начал возмущаться: почему халтурите, сволочи? Из-за вас уже и к Англии на подлодке не подобраться!
В своей книге о действиях немецких подлодок в Первую мировую Р. Гибсон и М. Прендергаст пишут о командире UC-44 так: «Это была, конечно, злая шутка, и вполне простительно, что Теббениоханс не увидел в ней юмора. Однако его мысль, что британские тральщики работают беспрерывно, чтобы сделать свои воды безопасными для германских подводных лодок, была наглостью, не имевшей себе равных».
Мораль: терять чувство юмора нельзя. И не наглей сверх меры – не поймут, и не оценят.

10. Про кино
Фильм «Командир счастливой «Щуки» похож на Das Boot (только был снят лет на семь раньше). Он был бы и не намного хуже, если бы туда не напихали чисто советской пафосности. Во-первых, она была совершенно излишней, а во-вторых, на фоне всего остального смотрелась крайне фальшиво.
Ну да ладно. Там есть такой эпизод: форсирование минного поля. (Поле состоит из якорных контактных мин). Убираем выдвижные устройства, заваливаем носовые горизонтальные рули (зацепить рулем минреп – не наш выбор) и вперед.
И начинается: лодка прикасается к минрепу, раздается зловещий скрежет, с которым этот трос скользит по борту, в центральный пост докладывают: «По правому борту трение минрепа о корпус!».
Реакция командира мгновенна: «Право на борт, стоп правый мотор!».
Вот вам еще одна задачка: почему он приказал менять курс в ту сторону, где мина? Почему надо было остановить правый мотор – понятно: и лопасти винта могли захватить минреп, и током воды мину могло подтянуть к борту… А вот направление поворота?

11. Раз уж мы об этом заговорили…
Самое крупное из того, что известно мне: «Кьянгья», 3 декабря 1948, японская мина. Погибло 2750 человек. Опять же, почти вдвое больше, чем на «Титанике».

12. Будем закругляться
Да, пожалуй. И подводить итоги.
В Первую мировую войну всеми государствами было поставлено около 310 тысяч мин. На них погибло около 400 военных кораблей, в том числе 9 линкоров. Кроме того, их жертвами стали около 600 торговых судов.
Во Вторую мировую войну было установлено свыше 700 тысяч мин. Английских и американских кораблей на них погибло свыше 750, немецких – более 210, японских – 213.
Сколько при этом погибло людей – не знаю.

promo a_lamtyugov january 19, 2020 16:27 14
Buy for 100 tokens
Итак, игры, превью и рецензии на которые вы можете прочитать в этом блоге. Сразу говорю, что отдаю предпочтение низкобюджетным инди-проектам, многие из которых находятся в раннем доступе. В принципе, могу написать и про какой-нибудь ААА-тайтл, но это если очень уж сильно зацепило. Кроме того, я не…

интересно очень. читал с удовольствием. было бы неплохо в конце отвечать на поставленные собою вопросы.

а на правый борт тоже что бы винтом не задеть, да?


Отличный текст. Спасибо! :)

Спасибо, здорово.

А насчет поворота - я, конечно, дилетант тупой, поэтому прошу не бить сильно, - это чтобы минреп не зацепился за рули. И потом, насколько я понимаю, в силу инерции лодка пойдет прямо, разворачиваясь кормой по ходу движения, и "отпустит" этот самый минреп, или, по крайней мере, не будет с ним так активно взаимодействовать. Нет?

Ну да. Разворот на корабле -- это как занос. Если ты командуешь "право на борт", весь корпус пойдет влево, занося нос вправо.

Если скомандовать "лево на борт", ты всем корпусом наедешь на минреп, вытянешь его и притянешь мину к борту.

От тебя ожидал суровой критики.

браво, маэстро! качественно написал =)

Самая интересная вещь получилась у немцев. Они создали устройство, благодаря которому трал свободно проходит сквозь (подчеркиваю – СКВОЗЬ) минреп. Как через воду. Причем безо всякой потери целостности минрепа.
Вот вам задачка: как вы думаете, была устроена эта штука, а? Лично я не сразу понял, даже глядя на схему, хотя устройство было очень простое и остроумное. Впрочем, в шестилетнем возрасте это, наверное, простительно…


а где можно посмотреть на рисунок? очень интересует =)

Ой, не знаю. У меня эта картинка есть в правильной книжке. А в интернете... не знаю даже...

здОрово, не зря, стало быть, ждали

Хорошая статья, но осталось ощущение что многое осталось за кадром, и многое недоговорено. Одним словом хочется продолжения.

Нет, если не обращаться к смежным темам, то дописывать особо нечего. Разве что картинки всякие подрисовать.

Слушай, прекрасная статья! Много нового для себя узнала. Причем интересна статья даже для меня, человека не интересующегося особенно этой минно-морской тематикой.
Спасибо!

Причем интересна статья даже для меня, человека не интересующегося особенно этой минно-морской тематикой.

Вот это -- высшая форма похвалы. Спасибо.

Спасибо большое, Андрей.
Получил массу удовольствия от чтения.

Почитал, сразу вспомнилось, как когда-то нетерпеливо дожидался очередного номера "Моделиста-Коонструктора" с "Морской Коллекцией". Там как раз тогда про тральщики и минзаги серия была..
Спасибо :)

Читал про морские мины и ранее, практически весь описанный материал знал ранее.
Тем не менее прочитал с интересом.

> каждый из вас хотя бы по разу прошел Homeworld
14 раз. ни больше ни меньше. и Катаклизм - еще раз шесть. очень хорошая игра, очень. жалько нету продолжений.

за статью - спасибо :)

захвалили Андрюху! ;))
и правильно - отлично написал, отлично!

по-прежнему жду от тебя или ссылки, или емэйла с твоим рассказом (первой частью) ;)

Ну... как-нибудь, как-нибудь. Вот разделаюсь с текущими делами, и...

Mephisto (Anonymous) Expand
Вот вам еще одна задачка: почему он приказал менять курс в ту сторону, где мина? Почему надо было остановить правый мотор – понятно: и лопасти винта могли захватить минреп, и током воды мину могло подтянуть к борту… А вот направление поворота?
***************************************************************************************************

Интересные у вас вопросы, капитан. В пору младшему командирскому составу. Интересно, вам в самом деле так трудно далось понимание причины направления поворота что вы предлагаете всем желающим разрешить эту задачку?

К сожалению кандидатов на авторство вечного двигателя, отменить инерцию еще не удавалось. А значит лодка после поворота, даже идя на маленькой скорости, будет иметь составляющую скорости в направлении движени до поворота. Обнаружив мину по правому борту и повернув в налево, капитан просто подставил бы правый борт лодки под минреп, который мог подтянуть мину к борту лодки по мере ее движения.

Обращайтесь, если что
Веселый подводник


Интересные у вас вопросы, капитан.

Если честно, у меня в военном билете написано "рядовой запаса".

В пору младшему командирскому составу.

Это хорошо или плохо?

Интересно, вам в самом деле так трудно далось понимание причины направления поворота что вы предлагаете всем желающим разрешить эту задачку?

Какая связь между тем, насколько трудно мне это далось и тем, что я предложил над этим подумать всем остальным?

К сожалению кандидатов на авторство вечного двигателя, отменить инерцию еще не удавалось. А значит лодка после поворота, даже идя на маленькой скорости, будет иметь составляющую скорости в направлении движени до поворота. Обнаружив мину по правому борту и повернув в налево, капитан просто подставил бы правый борт лодки под минреп, который мог подтянуть мину к борту лодки по мере ее движения.

Ну да. А я что в ответах написал?

Обращайтесь, если что
Веселый подводник


С удовольствием, а как и к кому?

Мало чем можно зачитаться в нете. Я, зачитался. ООООчень хороший текст. А, по поводу споров, скажу, Ты никогда доподлинно не знаеш, как поведет себя корабль!!! С уважением D.S.(матрос- рулевой- сварщик- моторист- (на исходе)- механик3) Хотел бы пообщаться ds-19772402@hotmail.ru