Как?! – вскричало во мне. Я тут сижу, пью дешевое «Клинское» и перевожу околосимуляторные статьи, авторы которых явно не отличают F-16 от F/A-18!
А этот мерзавец, родинопродавец и негодяй в это самое время нагло расхаживает по палубе самого «Хорнета»!
И даже спускается вниз!
И цинично фотографирует знаменитый «ураганный нос» (hurricane bow)!
И ведет задушевные разговоры со старичком-LSO с «Тикондероги»!
От ярости тряслись руки. Сердце заходилось сухим треском высоковольтной линии. Похмельные испарения липли к потолку. А в наглухо закрытой черепной коробке шипел и плавился мозг.
Нет, родные, я этого так не оставлю.
«Волшебный мир авианосцев» – effectively ceased to exist!
А начнем мы с того, на чем закончили в прошлый раз.
Итак, в ночь с 26 на 27 октября 1942 года погиб американский авианосец «Хорнет», бортовой номер CV-8. Тот самый «Хорнет», с палубы которого уходили в знаменитый рейд на Токио бомбардировщики Дулиттла. Тот самый «Хорнет», чьи самолеты били японцев у Мидуэя.
Называть новый корабль именем корабля, погибшего в бою – это вовсе не плохая примета, и это практикуется далеко не только в американском флоте. Ракетный крейсер (а потом – и авианосец) «Варяг». Ракетный крейсер «Слава». Английские авианосцы «Игл» и «Гермес». Чисто для примера. Реинкарнация героя.
Но это к слову.
Наши герои
К этому времени класс авианосцев уже успел разделиться на несколько подклассов, чтобы быть совсем точным – на тяжелые, легкие и эскортные авианосцы. На всякий случай я коротко поясню, что есть что.
Тяжелый авианосец имел водоизмещение от 25 до 40 тысяч тонн и нес около сотни самолетов. Суперавианосцем должен был стать японский корабль «Синано», полным водоизмещением в 71980 тонн, но судьба его оказалась печальной, и мы до этого еще дойдем. Тяжелый авианосец предназначался для атак вражеских эскадр, конвоев, береговых объектов. «Хорнет» – это «Эссекс», а «Эссекс» – это тяжелый авианосец, поэтому речь здесь в основном пойдет именно о таких кораблях.
Легкие авианосцы «весили» в районе 17 – 18 тысяч тонн и несли около полусотни самолетов. Их задачей было защищать свое соединение от атак вражеской авиации и подводных лодок.
И, наконец, эскортные авианосцы (их еще называют конвойными). Самый востребованный и массовый подкласс.
Задача эскортного авианосца – это тоже защита от авиации и подлодок, но здесь речь идет уже не об эскадре, а о конвое. Требования к кораблю тут же резко снижаются: он может нести совсем немного легких самолетов и ему не нужна большая скорость (любой конвой в отличие от эскадры тащится медленно).
Класс эскортных авианосцев начался с такого события: седьмого марта 1940 года английский крейсер Dunedin (увы, я так и не решил, как произносить это слово) захватил немецкий рефрижератор «Ганновер», каковой и вошел в состав английского торгового флота. В 1941 году было принято решение переделать этот транспорт в авианосец под названием «Одэсити» (это имя стало для корабля уже четвертым – после «Ганновера», «Синбада» и «Эмпайр Одэсити»).
На выходе получилось вот что. Полное водоизмещение – 11000 тонн. Максимальная скорость – 14,5 узлов (в два с лишним раза меньше, чем у нормального авианосца). Авиация – 6 – 8 истребителей «Мартлет» (это название меня озадачило и я выяснил, что оказывается, так до 1944 года в английском флоте назывался старый добрый «Уайлдкэт»). Никаких катапульт. Никаких ангаров – самолеты всю дорогу стоят прямо на палубе. И все.
«Одэсити» довелось сопровождать конвои лишь дважды. Во второй раз конвой попыталась атаковать немецкая «волчья стая», но самолет с «Одесити» ее вовремя застукал – последовала атака эсминцев, в результате которой была уничтожена лодка U-131. Потом прилетели два бомбардировщика, которые и были немедленно сбиты истребителями «Одэсити». После этого немцы попытались атаковать одновременно с воздуха и из-под воды, и это получилось: был торпедирован «Стэнли». Но одна из лодок была тут же протаранена и потоплена, а самолеты авианосца сбили два бомбардировщика из трех, после чего больше немцы не прилетали.
Уже под конец перехода «Одэсити» все-таки был торпедирован немецкой подлодкой и погиб, но наглядно продемонстрировал, на что способна даже такой мелкий кораблик (по авианосным стандартам, конечно, мелкий). Эскортные авианосцы стали строиться бешеными темпами; более подробно речь об этом идет ниже.
Этот список, конечно, можно продолжить всякой экзотикой. Экзотика начиналась, само собой, не от хорошей жизни. Англичанам эскортные авианосцы были нужны позарез; в первой половине войны немецкие подводники делали с английским флотом (особенно торговым), натурально, все что хотели. Знаменитая «Ночь длинных ножей», когда в течение трех октябрьских дней 1940 года немецкие лодки уничтожили более трети судов из конвоев SC-7 и HX-79 была только началом. Кульминацией стал 1942 год: люди Деница отправили на дно шесть с лишним миллионов тонн союзнического тоннажа. Люфтваффе тоже старалось вовсю.
И тогда появились такие вещи, как «КАМ-шипы». На обычном транспорте устанавливалась катапульта, с которой в случае необходимости выстреливался один истребитель (например, «Харрикейн»). Завершая вылет, летчик сажал самолет на воду, вылезал из кабины и ждал, когда его подберут. Гибель самолета окупалась успешной проводкой конвоя.
Мой любимый Валентин Пикуль в не менее любимом «Реквиеме» написал, что это был европейский вариант камикадзе. Ну конечно. Само собой, на войне бывало всякое и подобрать летчика удавалось не всегда. Но в нормальной обстановке хорошо натренированная команда «КАМ-шипа» ухитрялась выхватывать пилота из воды в течение пяти минут.
Ближе к середине войны у англичан появились «МАК-шипы». MAC – это merchant aircraft carrier, по-русски, буквально, торговый авианосец. Их тоже переделывали из обычных транспортов и это роднило «МАК-шипы» с эскортными авианосцами. Разница была в том, что «МАК-шип» вовсе не переставал перевозить грузы. И даже не поднимал военный флаг. «МАК-шип» «Эмпайр Макалпайн» нес на палубе четыре «Суордфиша», а в трюмах – около 8000 тонн зерна. Авианосец-зерновоз. Были и авианосцы-танкеры. У них случае средний танк заполнялся авиационным бензином, а в остальные наливалось что-нибудь трудновоспламеняющееся.
Авианосец-зерновоз. И, по совместительству – самый маленький авианосец Второй мировой войны. Длина его палубы составляла всего 132 метра. Это тебе не «Хорнет». Посадка на такой корабль – настоящий цирковой трюк. Авиагруппы этих кораблей укомплектовывались самыми опытными летчиками.
Про ледяной авианосец я уже рассказывал.
А теперь настало время сказать пару слов о том, что я сам называю «кэрриер-раш».
Кэрриер-раш
Да, конец 1942 года. К этому времени все уже прекрасно понимали, каким оружием на море стал авианосец. Седьмое декабря 1941 года стало звездным часом этого класса кораблей. До войны большинство адмиралов считало, что ведущую роль на море все же будут играть линкоры – как раньше. В 1942 году про это уже никто не вспоминал. Авианосцы!
Вот тогда-то и начался кэрриер-раш.
В планах японцев было построить пять тяжелых авианосцев типа «Тайхо» и пятнадцать легких типа «Унрю». Недостроенный «Синано», третий линкор типа «Ямато», судорожно перестраивался в авианосец. На линкорах «Исэ» и «Хиуга» устанавливались полетные палубы; итог этой работы выглядел сюрреально: от носа до миделя, до середины то есть – натуральный линкор, с башнями главного калибра, со всем, что полагается, а от миделя до кормы – уже пошел авианосец. Переоборудовались плавбазы и транспорты – это дало японскому флоту еще шесть легких авианосцев. Строились и эскортные авианосцы; в общей сложности их вошло в строй семь штук.
Но по сравнению с тем, что делали американцы это были, что называется, семечки. До промышленной мощи США Японии было очень далеко.
Только тяжелых авианосцев Америка строила 26 штук – это и были корабли типа «Эссекс». Причем 17 из них успели войти в строй до конца войны. Строились девять легких авианосцев типа «Индепенденс». В эскортные авианосцы перестраивались сухогрузы проекта С-3 – так появились 22 корабля типа «Боуг»; половину их американцы отдали англичанам. Следом пошли «Эймиры» – еще 24 эскортных авианосца; англичанам они были отданы все, кроме одного. Кроме того, строились четыре эскортных авианосца типа «Сэнгамон».
Апофеозом кэрриер-раша стало предложение Генри Кайзера, судостроителя из Ванкувера. Кайзер заявил, что может строить сто авианосцев в год! Ну, эскортных, конечно. Он тут же предложил американским военным построить на пробу три десятка – и был незамедлительно послан нафиг, но не успокоился, а написал письмо прямиком Рузвельту. Рузвельт письмо прочитал, и в результате Кайзер получил заказ даже не на тридцать, а на все пятьдесят авианосцев.
И ведь построил! Это был натуральный конвейер, с которого сходили авианосцы. Кайзер уложился в год, день в день – первый корабль вошел в строй 8 июля 1943 года, а последний – 8 июля 1944. Первые единицы строились месяцев за восемь-девять. Под конец же люди Кайзера разогнались так, что заканчивали постройку дней за сто. В результате американский флот получил 50 эскортных авианосцев типа «Касабланка». Закончилось это все серией эскортных авианосцев типа «Комменсмент Бэй» – еще 19 единиц.
Но и это еще не все. Для такой оравы определенно были нужны самолеты и летчики. Хорошие летчики.
И вот тогда американские военные недобрым глазом посмотрели на два колесных парохода, которые с туристами на борту курсировали по озеру Мичиган. Дальше события развивались стремительно: туристов высадили, с пароходов срезали надстройки и вместо них установили летные палубы. Пароход «Сиэндби» стал учебным авианосцем «Вулверин», а пароход «Грейтер Буффало» – учебным же авианосцем «Сэйбл». Они все так же шлепали своими плицами по Мичигану, но их жизнь изменилась радикально. Для местных курсантов-летчиков установился маршрут: аэродром Гленвью – озерный авианосец – аэродром Гленвью. Перед отправкой на фронт в 1943 году нормой считались 8 посадок на палубу. В 1945 – не меньше 14. На «Сэйбле» и «Вулверине» прошли подготовку примерно 15000 летчиков, которые по ходу дела разбили около сотни самолетов. После войны оба корабля были незамедлительно отправлены на слом.
В сумме все это составило 140 авианосцев, 132 из которых успели вступить в строй до окончания войны. Из них американцы по ленд-лизу передали англичанам 38 штук – чтобы тем было не так грустно разбираться с подлодками Деница. А 94 оставили себе.
Японцы же – чисто для сравнения – сумели в ходе войны ввести в строй только один тяжелый, девять легких и семь эскортных авианосцев.
Это было, что называется, overview.
А 31 декабря 1942 года в строй вступил корабль с бортовым номером CV-9 – тяжелый авианосец «Эссекс».
Продолжение следует?
Journal information