Hornet (a_lamtyugov) wrote,
Hornet
a_lamtyugov

Categories:

Волшебный мир авианосцев. Фамильный альбом «Эссекса», часть вторая

Итак, Первая мировая война завершилась. Карта мира изменилась соответствующим образом. Девять с половиной миллионов человек успешно легли в землю. Российской империи не стало.

В числе прочих итогов – получили прописку в жизнь такие славные вещи, как самолеты, танки и подводные лодки.

Ну и авианосцы тоже. Причем с авианосцами получилось сложнее, чем со всем прочим. Никто толком не знал, как их правильно использовать. С танками и самолетами все было ясно. С подводными лодками тоже (хотя и не всем, как показала Вторая мировая).



Говорят, что адмиралы, люди в массе своей косные и недальновидные не сумели разглядеть значения авианосца и до самого начала войны не поняли, что линкорам пора бы и на помойку. Ну, в общем это так. Но есть один нюанс: в двадцатых и даже в тридцатых годах разглядывать в авианосцах было абсолютно нечего.

Это нормальное явление – когда абсолютно правильное и прогрессивное нововведение поначалу демонстрирует себя не с лучшей стороны. Когда в 1471 году в Швейцарии устроили состязание аркебузиров и арбалетчиков, выяснилось, что арбалет бьет дальше и точнее аркебузы, его выстрел дешевле, скорострельность выше, а шуму он дает, сами понимаете, намного меньше. В свое время мало кто хотел строить корабли из стали – именно потому что многослойная дубовая обшивка держала удар вражеского ядра гораздо лучше, чем тонкий стальной лист. Ну, а коллектив советских конструкторов, предложивший артиллеристам реактивную систему залпового огня на автомобильном шасси, был встречен здоровым генеральским хохотом: это ж надо такое придумать – дальность меньше, чем у пушек, кучность хуже, чем у пушек, а пороху требуется в несколько раз больше, чем для пушек. (Что было дальше, знают все – такие установки все же были построены и испытаны на немцах и практика показала, что среди немцев после этого смеялись только сумасшедшие, каковых образовывалось изрядное количество). Таких примеров много.

Примерно то же было и с авианосцами. Никто не спорил с тем, что самолет на войне, в том числе и на морской войне – штука очень дельная. Для разведки. Для корректировки огня линкоров. А что еще? Непосредственная атака кораблей противника? А каким образом?

Вопрос резонный. Дредноут Первой мировой забронирован по самое не могу. Могли ли бомбы, которые поднимал средний самолет эпохи той же Первой мировой хоть как-то повредить этой броне?

В любом деле энтузиасты, разумеется, находились всегда. Может ли самолет потопить линкор? Самолет может все! И потопить линкор тоже. Так сказал заместитель командующего ВВС США генерал Уильям Митчелл.

Ха, ответили моряки, чем сильно задели Митчелла за живое. Отец генерала был сенатором и благодаря этому Митчелл добился того, что флот выделил ему для эксперимента немецкий линкор «Остфрисланд», полученный от Германии по репарациям.

19 июля 1921 года «Остфрисланд» поставили на якоря, а в воздух поднялись шесть бомбардировщиков «Мартин» МВ-2. Это были первые американские двухмоторные бомбардировщики, самое грозное воздушное оружие Америки. Каждый самолет нес по две 600-фунтовых бомбы. «Мартины» сопровождала эскадрилья гидропланов F5L, которые несли 550-фунтовые бомбы. Из 19 бомб, сброшенных на линкор, в цель попало 5, которые не нанесли ему ровным счетом никакого вреда – так заявила комиссия, осмотревшая корабль после бомбежки.

На следующее утро «Мартины» вновь поднялись в воздух. На этот раз они несли уже 1100-фунтовые бомбы. Из пяти сброшенных в цель попали три, корма «Остфрисланда» несколько осела, а один морской офицер, наблюдавший за происходящим с другого корабля сказал репортерам: клянусь богом, они его не потопят.

Но Митчелл и не думал успокаиваться. После полудня «Мартины» вооружили специально спроектированными 2000-фунтовыми бомбами. Эти бомбы бросались с высоты 2000 футов. Одна из них разворотила нос линкору, вторая сделала еще одну пробоину в носовой части и еще одна повредила корму. (Другой автор говорит, что имели место целых семь попаданий). В 12.38 несчастный «Остфрисланд» все-таки затонул.

Ну и что, сказали моряки. А если бы вам пришлось бомбить не устаревший «Остфрисланд», а что-нибудь современное? А если бы линкор был на ходу и маневрировал? А если бы на нем была команда, которая боролась за живучесть? А если бы он, простите за банальность, отстреливался?

Но все-таки это было очень заманчивой перспективой – иметь возможность «размягчить» вражескую эскадру до того, как она подойдет на дистанцию артиллерийского боя.

Все это происходило на очень специфическом военно-морском фоне. Согласно кораблестроительной программа США 1919 года, предполагалось построить 10 линкоров, 6 линейных крейсеров, 10 легких крейсеров и 130 кораблей меньшего тоннажа.

Очень хорошо, сказали японцы и запустили свою программу «8+8», заложив линкоры «Кага» и «Тоса» с водоизмещением 40000 т и главным калибром, состоящим из 10 406-мм орудий. В помощь им строились крупнейшие в мире линейные крейсера «Акаги», «Амаги», «Атаго» и «Такао».

Вот как? – сказали англичане. Ладно. В таком случае мы строим четыре суперлинкора «Сент-Эндрю» (48500 т, 9 орудий калибра 457 мм), четыре линейных крейсера типа «Инвинсибл» и сверхтяжелый крейсер «Инкомпэрэбл» (он должен был быть действительно incomparable: 51000 т и 6 пушек калибра ни много ни мало 508 мм).

Нет уж, сказали американцы – и тогда приключилась знаменитая Вашингтонская конференция 1921 года. На конференции было заключено несколько соглашений, в том числе и Договор пяти держав об ограничении морских вооружений.

Вашингтонский договор подписали США, Великобритания, Япония, Франция и Италия. Он действительно довольно прилично урезал суммарные тоннажи основных классов боевых кораблей. Недостроенные американские и японские линейные крейсера «Лексингтон», «Саратога», «Акаги» и «Амаги» в соглашения не вписались и их переделали в авианосцы – всех, кроме «Амаги»: в Японии случилось землетрясение и корабль на стапелях изуродовало так, что его не стали достраивать. Вместо «Амаги» в авианосец переделали линкор «Кага».

И все-таки, что с ними надо было делать?

Итальянцы не смогли ответить на этот вопрос вообще. В результате из пяти держав Италия стала единственной, которая в промежутке между войнами не строила авианосцы.

Французы – интереса ради – перестроили старый дредноут в авианосец «Беарн», зачем-то вооружив его, в числе всего прочего, четырьмя торпедными аппаратами. Они, французы, наверное и сами не очень понимали, на кого «Беарн» должен был выходить в торпедную атаку. Скорость этого авианосца составляла всего 21,5 узла, и это по стандартам тридцатых годов было уже совершенно неприемлемо. В войну «Беарн» использовался исключительно как авиатранспорт. В 1938 году началась постройка легкого авианосца «Жоффр», но достроить уже его не пришлось. Сами понимаете, почему.

Тогда, в двадцатых годах, все же считалось, что авианосец должен быть способен действовать самостоятельно, вне эскадры. Именно поэтому английские и американские авианосцы имели очень приличные броневые пояса и довольно мощную артиллерию – ее калибр колебался от 140 мм на английском «Гермесе» аж до 203 на американском «Лексингтоне» и японских «Акаги» и «Кага». Это на тот случай, если придется отбиваться от вражеских эсминцев. Предполагалось, что от более серьезного противника авианосец сумеет смыться – максимальная скорость того же «Лексингтона» составляла 33 узла, что совсем неплохо.

Или, все-таки, ему не придется работать в одиночку?

Окончательный ответ на этот вопрос был дан примерно в начале тридцатых годов. Нет, не придется. Авианосец будет действовать исключительно в составе эскадры, как довесок к линейным кораблям – пусть и небесполезный, но довесок. Мощная артиллерия не нужна, броню можно сделать тоньше. Так у Америки появились «Йорктаун», «Энтерпрайз», первый «Хорнет» и «Уосп». А у Японии – «Рюдзе», и построив его, японцы исчерпали лимит, определенный Вашингтонским договором.

Ну и хрен с ним, сказали японцы и немедленно заложили еще два авианосца – «Хирю» и «Сорю». Кстати сказать, договор об ограничении морских вооружений не был единственным соглашением, заключенным на Вашингтонской конференции. В числе всего прочего там еще было решено «уважать суверенитет Китая». Японии, которая давно уже положила глаз на Китай, это очень сильно не нравилось, а что поделаешь? И все из-за Америки.

В истории волшебного мира авианосцев вот эта японская озлобленность на Америку – озлобленность по разным поводам – занимает совершенно особое, почетное место.

Ну и хрен с ним, с договором, согласились все остальные – и в 1938 году Вашингтонские соглашения приказали долго жить. В мире уже довольно сильно пахло новой глобальной разборкой и уже никто ни в чем не хотел себя ограничивать.

Учения с авианосцами? Проводились, а как же. Вот, например, в 1932 году из калифорнийских баз вышло соединение адмирала Ярмута, в состав которого входили авианосцы «Лексингтон» и «Саратога». Задачей было «атаковать» американские базы на Гавайских островах. Там тоже собрали свои силы и приготовились встретить эскадру условного противника далеко в море, дабы дать сражение в классическом духе. Но адмирал Ярмут, оставив позади линкоры и крейсера, лихо выдвинул вперед авианосцы. Взлетевшие с них 152 самолета абсолютно внезапно «разбомбили» всю авиацию острова Оаху. Присутствовавший при этом офицер-посредник долго думал и наконец написал в своем заключении, что все это очень сомнительно и что в реальном обстановке авианосцы будут поражены, а их самолеты понесут большие потери.

Такие учения проводились и в 1937, и в 1938 годах. Американская палубная авиация успешно «уничтожала» верфи, аэродромы и корабли Пирл-Харбора. Как и в прошлый раз, на большинство американских адмиралов это не производило особого впечатления.

На их беду нашелся еще один человек, который очень внимательно следил за ходом этих учений и тоже делал выводы. Он тоже был адмирал и тоже энтузиаст-авианосник. А звали его Исороку Ямамото.
Subscribe
promo a_lamtyugov january 19, 16:27 14
Buy for 100 tokens
Что касается игр... Итак, игры, превью и рецензии на которые вы можете прочитать в этом блоге. Сразу говорю, что отдаю предпочтение низкобюджетным инди-проектам, многие из которых находятся в раннем доступе. В принципе, могу написать и про какой-нибудь ААА-тайтл, но это если очень уж сильно…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments