?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
hornet
a_lamtyugov

Красвоенлет Васильченко

Из мемуаров Ракова:

Мухина спросили, знал ли он летчика Васильченко, воздушный бой которого с семью самолетами противника изображен на плакате. Оказалось, знал. Что же это был за летчик?
— О, — сказал Мухин, весело поблескивая глазами, — необыкновенный ас! Он на пари заряжал свой пулемет одним боевым патроном и, поднявшись в воздух, сбивал врага единственным выстрелом — первым и последним!


Речь шла о "красвоенлете Васильченко", асе Гражданской войны.

Примерно 25 лет назад мне довелось читать книжку "Против черного барона" -- мемуары летчика-красноармейца -- красвоенлета -- воевавшего против Врангеля. Там довольно много писалось про Васильченко. Сейчас я, разумеется, все забыл. Судя по тому, что Гугль на запрос "против черного барона" выдает ровно четыре ссылки, и все исключительно по теме, книжка стала библиографической редкостью.

Ни хрена себе терминатор был, судя по этой... байке?

promo a_lamtyugov january 19, 2020 16:27 14
Buy for 100 tokens
Итак, игры, превью и рецензии на которые вы можете прочитать в этом блоге. Сразу говорю, что отдаю предпочтение низкобюджетным инди-проектам, многие из которых находятся в раннем доступе. В принципе, могу написать и про какой-нибудь ААА-тайтл, но это если очень уж сильно зацепило. Кроме того, я не…

  • 1
Такие байки периодически всплывают про самых разных летчиков. Вероятнее всего, они имеют под собой определенную почву - сбить самолет противника короткой очередью, и даже одним патроном (особенно в ПМВ) теоретически можн, и если такое произойдет, то дальше слухам и байкам не будет числа.

А что это не полная правда, тоже очевидно. Иначе командование каждый день заключало бы с ним по пари, и счет его превысил бы всякие воспринимаемые сознанием пределы :)

9. Один против семи

А вот еще один бой времен гражданской войны.
Стояло лето 1920 года. На юге России шла война с белыми войсками барона Врангеля. Возле города Бериславля через многоводный Днепр был перекинут временный (понтонный) мост. По этой переправе должны были перейти на другой берег наши славные войска. Они собирались нанести Врангелю сокрушительный удар.
Белые узнали о нашем намерении и решили срочно уничтожить мост. Это дело они поручили своим летчикам. И вот в один ясный день над Днепром вдруг зарокотали своими моторами семь белогвардейских самолетов. Построившись в воздухе по-журавлиному, клином, груженные бомбами машины направились к нашей переправе.
В нескольких километрах от этой переправы был аэродром красных. На аэродроме не имелось ни одной машины. Все исправные самолеты в это время находились на разведке в неприятельском тылу. Оставалось только, стиснув зубы, наблюдать, как белые будут бомбить мост.
Но вдруг совершенно неожиданно над самолетами белых появился наш старенький «ньюпор», прозванный «летающим гробом». Это возвращался с разведки красный летчик Васильченко. Заметив белых, он быстро подлетел к ним и открыл огонь из пулемета по головному, командирскому самолету.
Нападение одного красного летчика на целую стаю хорошо вооруженных неприятельских самолетов было почти безумием. Ведь против него было семь двухместных машин с четырнадцатью бойцами и четырнадцатью пулеметами! На белых летчиков, летевших до этого чинно и в образцовом порядке, эта смелая и неожиданная атака произвела сильное впечатление. Ошарашенные неожиданным нападением, они кинулись в разные стороны. Атакованный самолет удирал от красного орла вниз; остальные рассыпались кто вправо, кто влево.
С затаенным дыханием смотрели люди с земли на неравную воздушную схватку. Подобно коршуну, налетал наш летчик на неприятельские самолеты, перемежая свои [107] атаки сложнейшими приемами высшего пилотажа. То он переворачивался через крыло и голову, то волчком вертелся в крутом штопоре, то свечой взвивался вверх, то, будто падая, несся к земле. И стрелял из пулемета, посылая в неприятельские самолеты десятки пуль.



Бой завязался сначала с головным самолетом, который вел за собою все остальные машины. Однако, осмотревшись и увидев, что с нашей стороны только один самолет, белые осмелели и пошли на помощь своему командиру, нападая на нашего летчика по-двое и по-трое. Почти полчаса продолжалась эта смертельная игра.
Но вот один из вражеских летчиков стал резко снижаться: значит, подстрелен. Он поспешно спланировал в свою сторону и сел где-то около позиций. За ним последовал другой — видно, решил убраться, пока не поздно. Четыре других самолета поспешно побросали бомбы в Днепр и ушли восвояси. Остался один, с которым наш летчик продолжал вести упорный бой.
Восторгу и ликованию на земле не было конца. Люди прыгали, хлопали в ладоши, кричали «ура» красному орлу. А тот не выпускал неприятеля из своих цепких когтей. Наконец и последний самолет, повидимому, получил повреждения. Он повернул и стал уходить к себе с крутым [108] снижением. Наш летчик следовал за ним по пятам, обстреливая из пулемета и не давая опомниться.
Проводив врага почти до земли, красный герой невредимым вернулся домой. Когда он перелетал Днепр, по мосту уже двигались наши подкрепления и артиллерия. Переправа была спасена.

http://www.airforce.ru/history/prewar/airwar/chapter_5.htm

Ну, а про 1 патрон -- явная шутка.


В каждой шутке есть доля шутки. В один патрон, конечно, слабо верится. Но я вполне допускаю, что человек на спор периодически откалывал такое, от чего у остальных падали челюсти.

Интересно, что?

Да, кстати. Это, случайно, не вы в свое время написали шедевральную вещь про конец матроса Пупкина?

А что он делал с остальными самолётами врага, любопытно? Или он специально приглашал в воздух одного? Почему тогда немцы про этот забавный и запоминающийся факт ничего не написали. И никто из них подобным ебанько не хвастался.
Как это по-нашему, всё же. Вместо того, чтобы воевать, защищать своих и уничтожать врагов, понты-понты-понты.

Я всё же надеюсь, что это легенда. Как случай с пулей у Сент-Экзюпери.

А что он делал с остальными самолётами врага, любопытно?

Гражданская война, летит одинокий вражеский разведчик. Так не бывает?

Почему тогда немцы про этот забавный и запоминающийся факт ничего не написали. И никто из них подобным ебанько не хвастался.

Какие еще немцы?

Как это по-нашему, всё же. Вместо того, чтобы воевать, защищать своих и уничтожать врагов, понты-понты-понты.

А вот это вообще непонятно к чему.

Чёрт, я совсем не умею читать.
Приношу извинения.

Тогда все может быть. Тогда от возможностей одного человека значительно больше зависело.

Приношу взаимно. Был резок.

Обращаюсь, как к знатоку истории авиации.

Тут вот сегодня в разговоре вопрос всплыл, вроде как очевидный, а все-таки поставил меня в тупик.

За сбитые самолеты было принято звездочки на борту рисовать. Так вот - когда пилот пересаживался на другую машину - переносили ли ему на новый борт звездочки за сбитых на старом самолете противников. Или другой вариант - если он поднялся в воздух на чужой машине, и сбил врага - куда рисовалась звездочка?

Знаток из меня -- только если под рукой нет нормальных знатоков :)

Насколько я знаю, решительно все, что рисовалось на борту самолета -- это было строго индивидуально и в разных частях сильно варьировалось.

Так что в разных местах по-разному. Вроде бы официально это дело не слишком регламентировалось.

Официально-то не регламентировалось, вопрос именно в традиции...

Вот традиции-то и варьировались, насколько я знаю.

Я советую поискать интервью с асами. На airforce.ru, есть несколько, например. Журналисты очень часто такой вопрос задают. Андрей правильно ответил. По-разному было. Зависело все от человека и значимости для него этих отметок.

О чем я и говорю.

А в разговоре, кстати, всегда можно сказать про финальный Ла-7 Кожедуба, на котором были нарисованы решительно все возможные звездочки, плюс две Золотые Звезды.

  • 1