В честь такого дела сегодня я буду предаваться воспоминаниям -- о том, как в разных авиасимуляторах была реализована дозаправка в воздухе.
Самая старая игра, в которой такой элемент летной работы присутствовал: Megafortress. 1991 год. Там просто нужно было подлететь на определенное расстояние к заправщику. Очень большое расстояние, надо сказать.
Потом. Две игры от DID про F-22 -- Air Dominance Fighter и Total Air War. Как там все это было сделано -- хоть убей, не помню. Помню только, что подлетать к заправщику надо было уже всерьез и наличествовал абсолютно автоматический режим.
Jane's F-15. Сближение: вполне честно и в должной мере сурово. "Stabilize! Stabilize!". Забавным было то, что сразу после контакта включалась скриптовая вставка: "Страйк Игл" "на крючке" у заправщика, вид со стороны. То есть, удерживаться на нужном месте в ходе дозаправки было не надо. А потом -- "Disconnect!" -- и вас вновь забрасывали в кабину.
Falcon 4.0. Тоже мимо прошло. В те годы -- если уж честно -- я элементарно не имел нужной летной квалификации, чтобы вытворять такие штуки.
Потом -- F-22 Lightning 3 от Novalogic. Аркадная вещь, конечно. Почему-то они решили сделать именно так, как в MegaFortress -- подлетел, и хорош. Хотя общая аркадность ничуть не помешала бы создать вполне честную модель дозаправки.
"Фланкер". Начиная, если не ошибаюсь, с версии 2.5. Всерьез не занимался. Но если правильно помню, там все было довольно простенько. В смысле организации, не пилотирования. Никакого радиообмена с заправщиком, ничего такого.
Jane's F/A-18. Единственный известный мне авиасим западного производства, где моделируется дозаправка через "корзину". Редкая по своей брутальности вещица; мне довольно долго казалось, что тамошняя дозаправка -- это абсолютно за пределами моих возможностей. Мало того, что "корзина" элементарно не оставляет пространства для ошибок (в отличие от штанги, которой на заправщике ворочает специальный мужичок-оператор -- пристроился как-нибудь, а он уж сам тебе воткнет, куда надо). Отсутствие глубины зрения тут же начинает мешать: топливоприемник на "Хорнете" установлен не по центру, а чуть сбоку; сближаясь с "корзиной", надо делать поправку на искажения перспективы. Мало того, местный заправщик (он там тоже палубный, S-3B) отличается на редкость нервным характером. Если подлетишь к нему слишком близко, сразу пугается и орет, чтоб ты валил к такой-то матери со своими проблемами. Топливо по шлангу идет медленно, так что висеть надо долго.
И наконец, Falcon 4.0 Allied Force, каковой я вчера и занимался.
Ну что тут скажешь? Штанга, конечно. Но довольно суровая, в сочетании с местной летной моделью. Инерция машины гораздо сильнее, чем в Jane's F/A-18. Если резистор вашего РУДа искрит (а у меня искрит, причем сильно), тут же начинается ужас что. То еть, передвинув РУД, вы не знаете, какую реальную тягу установили. Прямо по ходу дела заправщик любит закладывать развороты. Предупредит, конечно, но все равно -- становится весело; в Jane's F/A-18 такого не было. С другой стороны, что бы вы там вокруг него не вытворяли, он вас никогда не пошлет подальше. И топливо передает очень быстро. Продержался секунд десять -- залил баки практически наполовину.
Даже и не знаю, какой из этих симуляторов суровей. Пожалуй, все-таки джейнсовский.
А что меня больше всего поразило в реальном "Экстендере" -- так это та самая штанга. На фотографиях ее размеры успешно скрадываются, но в натуре...
Мама дорогая, ну и бревно.
Journal information