?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
hornet
a_lamtyugov

Ударим компьютерными играми по журналистской некомпетентности!

Я никогда не просил пиарить свои тексты, но сейчас, пожалуй, отступлю от этого правила. В общем, если вы прочитаете эту запись и решите, что я дело говорю – киньте ссылку. В каком-нибудь видном месте. Вдруг кому пригодится.

Итак, журналистская некомпетентность. В принципе, неизбежное зло. Писать приходится о чем угодно, а быть экспертом во всех областях сразу – нельзя. И тем не менее, когда я читаю, что на Як-52 педали газа и тормоза расположены нестандартно, а «Курск» был вооружен двумя крупнокалиберными глубинными бомбами (черта с два я шучу, так и было в МК, черным по белому!), знаете, становится как-то не по себе.

Так вот, поразмыслив, я решил, что самый простой, легкий и приятный способ поднять уровень своей информированности о соответствующей предметной области – это освоить правильную компьютерную игру. Я серьезно. Акцент – на слово «правильная». Понятно, что тактику действий пехотного подразделения нельзя изучать по Quake. А вот по Amerca’s Army – вполне можно. Кстати, многие коммерческие игры (или их слегка модифицированные варианты) уже используются военными в качестве тренажеров.

Какие есть альтернативы? Литература? Да, но на это уйдут годы. Консультации специалистов? Да, но если ваш уровень познаний в предмете близок к нулевому, специалисты не помогут. Им ведь надо задавать вопросы, а правильно поставленный вопрос, как справедливо заметил Роберт Шекли, должен содержать в себе большую часть ответа.

Я, конечно, понимаю, что огромному количеству журналистов глубоко наплевать на то, что они там морозят в своих текстах. Но тем, кому не наплевать, возможно, будет интересно глянуть в составленный мной список.



Авиация
Авиация вообще.
Microsoft Flight Simulator 2004: The Century of Flight.
Что это:
Гражданский авиасимулятор.
Системные требования: от низких, до высоких, в зависимости от настроек.
Сложность освоения: от очень низкой, до очень высокой, в зависимости от вашего собственного желания.
Что вам там объяснят:
1. Как управлять самолетом – для чего вообще нужны такие вещи, как штурвал, педали, сектор газа и прочее. Как используются основные приборы – чем вариометр отличается от высотомера.
2. По желанию. Как ведется радиообмен между самолетом и наземными службами. Какие бывают навигационные системы и как они работают.
На что лучше не смотреть:
На поведение самолета на различных критических режимах. Эта часть в MSFS существует «постольку поскольку». Нормального моделирования штопора, к примеру, вы не увидите.
Вариант Lite: он же.
Вариант Pro: он же, но еще можно порекомендовать симулятор Fly! II. Эта игра славится тем, что в ней самый распоследний тумблер в пилотской кабине является действующим. Очень сурово.
Общее резюме. Научиться летать в MSFS легко и просто. А научившись, вы уже никогда не будете путать закрылки с элеронами. Практически бесценное интерактивное пособие по авиации. Именно с него и надо начинать; дальше сложность обучения начнет неумолимо нарастать.

Военная авиация
Авиация Второй мировой.
В принципе, эта тема не пользуется очень уж большой популярностью в нашей публицистике. Если вы только не занимаетесь выяснением на редкость неблагодарного вопроса, у кого летчики были лучше – у Германии или СССР? Но, тем не менее…

Серия «Ил-2: Забытые Сражения»
Что это:
Авиасимулятор, в котором смоделировано ОГРОМНОЕ количество разных боевых самолетов эпохи Второй мировой.
Системные требования: довольно высокие, понадобится хорошая машина. Джойстик обязателен.
Сложность освоения: от средней до высокой.
Что вам там объяснят:
1. Воздушный бой: обнаружить противника, правильно маневрируя, первым занять позицию для стрельбы, открыть огонь, попасть и уничтожить – как все это делается.
2. Удары по наземным и морским целям. Бомбы и торпеды.
На что лучше не смотреть:
Даже и не знаю. Серия «Ил-2» отличается просто дьявольским вниманием ко всяким мелочам.
Вариант Lite: старые игры, такие, как European Air War и Jane’s WWII Fighters.
Вариант Pro: тот же «Ил-2», но в онлайне, против живых игроков.
Общее резюме: Учиться летать все же лучше в MSFS. Но учиться воевать надо в «Ил-2». Освоив эту игру, вы сможете мысленно ставить себя на место летчика-истребителя (да и бомбардировщика, и штурмовика) Второй мировой.

Современная авиация
Jane’s F/A-18
Что это:
Авиасимулятор американского палубного истребителя-штурмовика F/A-18E «Суперхорнет»
Системные требования: средние, игра вышла довольно давно, в 2000 году. Джойстик обязателен.
Сложность освоения: исключительно высокая.
Что вам там объяснят:
1. Как современный истребитель находит воздушную цель, которую невозможно увидеть глазами. Как он применяет по ней оружие – управляемые ракеты разных классов.
2. Что такое «умное оружие», в том числе, различные бомбы с лазерным, телевизионным и GPS-наведением.
3. Как действует современная ПВО, и как с ней можно бороться.
4. Как работает современный американский авианосец (ну, не в мельчайших подробностях, конечно, но все же).
На что лучше не смотреть:
На летную модель. Она там не из рук вон, конечно, но есть вещи и получше.
Вариант Lite: возможно, что-то из серии Hornet от GraphSim. А также Jane’s F-15.
Вариант Pro: это и есть Pro, круче уже не будет.
Общее резюме: Не начинайте свое знакомство с авиацией с этой игры – иначе почти наверняка обломаете зубы. Но если вы все же сумеете ее освоить, ни одна сволочь не посмеет обвинить вас в некомпетентности. Вы станете ходячей энциклопедией американского (да и советского) авиационного оружия.

Falcon 4.0 Allied Force
Что это:
Авиасимулятор американского истребителя F-16 «Файтинг Фолкон», разных модификаций
Системные требования: средние, игра хоть и вышла недавно, но ее графический движок – это всего лишь доработанная версия движка образца 1998 года. Джойстик обязателен.
Сложность освоения: от средней до исключительно высокой.
Что вам там объяснят:
Примерно то же самое, что и в Jane’s F/A-18, с поправкой на то, что в F4AF больше внимания уделено летной модели. Соответственно, в ближних боях самолет ведет себя более правдиво.
На что лучше не смотреть:
Смотреть можно на все, но техника применения разного оружия в Jane’s F/A-18 смоделирована лучше, и арсенал там заметно богаче.
Варианты Lite и Pro: см. выше, в Jane’s F/A-18.
Общее резюме: Главное достоинство F4AF – мощная система варьирования уровня сложности – от аркадности к бескомпромиссному реализму. Но даже в самом легком варианте это не лучший выбор для первого знакомства с такой штукой, как самолет.

Космос
Orbiter
Что это:
Симулятор полета в космосе с реалистичной динамикой.
Системные требования: средние
Сложность освоения: высокая
Что вам там объяснят:
1. Каким образом спутник выводится на орбиту. Вообще – что, собственно, такое орбита. Как можно устроить полет на Луну. Или даже на Марс. Как один космический корабль стыкуется с другим. Одним словом, все основы реальной динамики реактивного полета в космосе.
2. Многие из аппаратов Orbiter фантастические (исключительно в плане параметров двигателей). Но есть и реальные. К примеру, тот же «Спейс Шаттл». Так что вы заодно еще и получите представление о том, что это такое.
На что лучше не смотреть:
На модель полета в атмосфере. Не MSFS, знаете ли.
Вариант Lite: я о таком не слышал
Вариант Pro: Space Shuttle от Virgin, 1990, кажется, год. Совсем уж зверская вещь.
Общее резюме: Сложно, да. Многие себе на этом зубы обламывали. Но если представления о полете в космосе только из «Звездных Войн» – то, увы, необходимо.

Флот
Военно-морская тема в нашей периодике весьма популярна. Особенно в связи с гибелью «Курска» – страсти все никак не улягут. Итак, с чего начать?

Harpoon
Что это:
Военно-морская стратегия в реальном времени с участием довольно правдиво смоделированных советских и натовских кораблей, подлодок и самолетов.
Системные требования: низкие, игра очень старая, вышла в начале 90-х годов.
Сложность освоения: высокая.
Что вам там объяснят:
1. Как современные корабли враждующих сторон находят друг друга в море, и каким образом они друг друга пускают ко дну. Каким образом «информационное превосходство» приносит победу.
2. Какие корабли, подлодки, самолеты, ракеты и прочее стояли на вооружении НАТО и советского ВМФ. Опять же, энциклопедические знания неизбежны. Игра дает хотя и не идеальную, но довольно точную информацию об этих вещах.
3. По какому сценарию могла бы развиваться Третья мировая война на море, при условии, что дело не дойдет до использования ядерного оружия (или дойдет, но хотя бы не сразу). Почему советский и американский флоты строились так, а не иначе.
На что лучше не смотреть:
Некоторые вещи (например, воздушные бои) смоделированы в Harpoon очень грубо. Имеют место быть определенные неточности в оценках возможностей советского оружия.
Вариант Lite: Jane’s Fleet Command. Опопсевший Harpoon. Не самый лучший выбор. Не потому что попсово, а просто – не очень удачная получилась игра.
Вариант Pro: Harpoon II и Harpoon III. Количество моделируемых нюансов выросло на порядок. Сложность возросла соответственно. В принципе, это все вам уже не так необходимо.
Общее резюме: Harpoon – уникальная игра. Я бы предложил в первую очередь ознакомиться именно с ней, а уже потом браться непосредственно за подводные лодки и самолеты. Имея представление о «большой картине», в контексте которой и получают свои задания пилоты самолетов и командиры подлодок, вы будете лучше понимать, чем именно эти пилоты с командирами занимаются.

Подлодки Второй мировой
Silent Hunter III
Что это:
Симулятор немецкой подлодки времен Второй мировой войны.
Системные требования: очень высокие, нужна мощная графическая карта
Сложность освоения: средняя
Что вам там объяснят:
1. Как шла подводная война в 1939-45 годах. В диких и захватывающих подробностях.
2. Что могла и чего не могла подводная лодка той эпохи. А так же те, кто на эту лодку охотился. Опять же, во всех деталях.
На что лучше не смотреть:
Там пропущены кое-какие нюансы, но это все мелочи.
Варианты Lite и Pro: тут сложно что-либо назвать. Хотя и можно порекомендовать страые игры Silent Hunter и Aces of the Deep. Главным образом, за то, что их системные требования, ясное дело, на порядки мягче.
Общее резюме: Очень хорошая игра, которую не так сложно освоить. Самым передовым и продвинутым подводным флотом времен войны был именно немецкий, так что вам будет на что поглядеть. Хорошая стартовая площадка для начала освоения подводных симуляторов вообще.

Современные подлодки:
688(I) Hunter/Killer
Что это:
Симулятор американской многоцеловой атомной подлодки типа «Лос-Анджелес».
Системные требования: низкие, игра вышла в 1997 году.
Сложность освоения: высокая.
Что вам там объяснят:
1. Как современная многоцелевая атомная подлодка типа «Лос-Анджелес» обнаруживает врага. Как и какое оружие она по нему применяет.
2. Вы, опять же, получите неплохое представление о боевых возможностях советских и американских кораблей и подлодок.
На что лучше не смотреть:
1. Противник иногда ведет себя туповато. Имейте это в виду.
2. Ну и разумеется, нужно помнить, что в жизни все еще сложнее. Впрочем, об этом всегда нужно помнить.
Вариант Lite: а нет такого. Либо воюем честно, либо не воюем вообще.
Вариант Pro: дальнейшее развитие 688 – игры Sub Command и Dangerous Waters. Возможность командовать не только американскими, но и советскими подлодками. А в последней игре – даже противолодочными самолетами и вертолетами. Все, ясное дело, стало намного сложнее.
Общее резюме: Для понимания того, что такое современная подводная война – абсолютно необходимая вещь. Без нее – никуда. Все, что могу сказать.

Ну и хватит для начала…

promo a_lamtyugov january 19, 2020 16:27 14
Buy for 100 tokens
Итак, игры, превью и рецензии на которые вы можете прочитать в этом блоге. Сразу говорю, что отдаю предпочтение низкобюджетным инди-проектам, многие из которых находятся в раннем доступе. В принципе, могу написать и про какой-нибудь ААА-тайтл, но это если очень уж сильно зацепило. Кроме того, я не…

  • 1
Клёво, только проблема "журналистской некомпетентности" решается не так.

Что мог -- я сделал.

А дальше уже все равно не могу.

Зато совесть успокоил. Могу спокойно спиваться дальше :)

Не интереcуюсь авиацией и флотом, но могу сказать насчёт бронтехники. По-моему, лучшего симулятора, чем Steel Beasts не существует (а выпущен он в далёком 2000-м). Имитируются танки M1 Абрамс и Леопард 2, уровень от мехвода, наводчика до командира танка и взвода.

"T-72: Балканы в огне" местами тоже ничего.

Нам, строго говоря, не нужен самый детальный.

Нам нужно, чтобы все было более-менее правдоподобно и не слишком сложно.

Соответственно, наш выбор -- M1TP2. А Steel Beasts -- это уже pro-уровень.

Ура! Наконец-то здравая мысль по борьбе с журналистким бредом! Репост у себя.

Для того, чтобы избежать мегаляпов, достаточно просто порыться полчаса в сети или полистать соответствующую мурзилку в магазине. Ну и плюс редактор каккой-никакой.

Беда в том, что им действительно этого не надо.

вот-вот. Как это ни печально. Идет борьба за количество читателей, что на бумаге что в сети, пускают откровенную желтуху... чего уж тут о ляпах говорить?

Я все же надеюсь, что не всегда.

Нет, я решил, что все же не надо.

Слишком высокие системные требования и неудобный интерфейс.

1. Полностью согласен.
2. Хм... не замечал.

А как насчет возможности смоделировать (в каком-то, естественно, приближении) настоящий конфликт с участием авиации, наземной и морской техники, средств ПВО: с радиусами эффективности, с реальным временем подлёта, с петлями и т.д?

А модель разрушений Су-25Т в Горячих скалах, когда при неудачной посадке можно себе что-угодно отломать от самолёта: стойки, крылья? Пока, конечно, далеко до, например, возгораний при избыточном торможении, но выкатывание и сход с полосы реализованы.

А оружейные фишки наших самолётов? ДВБ, когда приходится корячиться с каждой целью?

F15 - во всём достойный симулятор, вот только посадка там никакая - можно так плюхнуть самолёт на полосу, как никогда в жизни не получится.

Re: Воля Ваша

поддерживаю

Re: Воля Ваша

А как насчет возможности смоделировать (в каком-то, естественно, приближении) настоящий конфликт с участием авиации, наземной и морской техники, средств ПВО: с радиусами эффективности, с реальным временем подлёта, с петлями и т.д?

Это есть в Falcon 4.0. Кроме того, напомню, сейчас мы не собираемся "моделировать конфликт"; задача стоит -- кратко и доходчиво объяснить, что может, а чего не может современный тактический истребитель.

А модель разрушений Су-25Т в Горячих скалах, когда при неудачной посадке можно себе что-угодно отломать от самолёта: стойки, крылья? Пока, конечно, далеко до, например, возгораний при избыточном торможении, но выкатывание и сход с полосы реализованы.

Для наглядной демонстрации модели разрушений сойдет и Ил-2.

А оружейные фишки наших самолётов? ДВБ, когда приходится корячиться с каждой целью?

В смысле?

F15 - во всём достойный симулятор, вот только посадка там никакая - можно так плюхнуть самолёт на полосу, как никогда в жизни не получится.

Это если патч не ставить.

Вас, как образец обозревателя игр, мне приводили не зря.

Выскажу крамольную мысль: с бредом бороться не надо вообще. Большинству положить, сколько у "Курска" крупнокалиберных глубинных бомб. Меньшинство знает это и без журналистов.

И вообще, такие вещи по определению изучаются не по публикациям в газетах. Смысл-то в чем - газета донесла некий приближенный смысл читателю - уже хорошо. Звон есть, остальное не важно. В жизни человека, ничего не знающего о подлодках, ничего не изменится от этих самых глубинных бомб.

Дальше - по аналогии.

С бредом бороться надо.

Чем хуже человек разбирается в предмете, тем проще человеком манипулировать.

Когда я видел, как умный, взрослые и уважаемые мной люди принялись пересказывать и обсуждать историю о том, как две американские лодки утопили "Курск", мне поплохело.

Имхо, тут важно расставлять приоритеты по борьбе. Если бороться с околотехническим бредом - останутся ли силы для того, чтобы сопротивляться реально вредной лжи? Простой пример: сейчас вся страна с подачи Бондарчука ТОЧНО знает, что девятую роту скромсали под ноль, когда ее забыли на высоте. И теперь уже никому ничего не докажешь (хотя Гоблин пытается). А изрядное число людей в мире ТОЧНО знает, что главной битвой во Второй Мировой был D-Day (к слову о компьютерных играх).

  • 1