Фильм получился не такой уж и плохой. Собственно, проблема только одна: Уэдон на дух не выносит космос и все, что с ним связано.
А он и не снимал про космос. Он делал вестерн. Firefly на 70% – это вестерн, а на оставшиеся 30% – действительно, что-то такое космическое. Космоопера понадобилась просто для того, чтобы получить определенную свободу в создании сюжета. Канонический вестерн – ведь это что? Это, во-первых, район между рекой Миссури, Скалистыми горами, канадской границей и Западным Техасом. Во-вторых, временной отрезок с 1865 по 1890 год. Понятно, что в такие рамки мало что вобьешь. А хочется. Разум-то кипит.
Результат – в сериале – получился примерно следующим. Капитан Рейнольдс со своей командой прилетает на какую-нибудь планету. Планета выглядит в точности, как Дикий Запад. Вам, конечно, объяснят, что перед колонизацией каждая планета подвергается терраформингу, поэтому они все и одинаковые. Вы, естественно, решите, что тут, во-первых, выдается нищета за добродетель, а во-вторых – ну, вестерн же. И в обоих случаях будете совершенно правы. На планете стоит салун – к коновязи привязаны лошади. Рейнольдс со товарищи заходят вовнутрь. В салуне пьют пыльные мужики в ковбойских шляпах. Слово за слово, начинается классическая драка с выбрасыванием из окон, плавно переходящая в перестрелку из револьверов системы Кольта образца 1885 года. Увернувшись от пуль, капитан Рейнольдс и его команда запрыгивают в свой корабль и летят на другую планету, где все повторяется – разумеется, с известными вариациями.
Поначалу я считал, что Уэдон действительно пытается скрестить вестерн с космооперой. Исключительно в рамках смелого творческого эксперимента. Но постепенно стало ясно: космоопера ему нафиг не нужна. И он ее, космооперу, совершенно не любит. Он ее терпит.
Вообще же, наличие сериала сильно пошло фильму на пользу. На сериале авторы, что называется, раскачивались. Первые эпизоды смотреть можно было только с большим трудом. Но где-то с шестого начались и забавные диалоги и действительно лихие сюжетные выверты. Потом все это было переосмыслено еще раз – вот так и появился сценарий «Серенити». Револьверов системы Кольта образца 1885 года стало заметно меньше, а вот всякого хай-тека (и космических кораблей тоже) – куда больше. Сильнее любить эти корабли Уэдон все равно не стал. Но по крайней мере, фильм стало можно смотреть.
Экипаж
Выяснилось, что нельзя взять из мира Дикого Запада конную банду и выдать ей вместо коней космический корабль. То есть можно, но результат получится странноватый.
В фильме на «Серенити» летают семь человек. В сериале – аж девять. Делом из них заняты трое: бортинженер, пилот и врач. Причем врача на борт занесло в общем-то, случайно – раньше как-то и без него обходились.
Остальные – в чистом виде балласт и едоки кислорода. Им можно было еще найти кое-какое занятие в ходе планетарных приключений, но на корабле им делать было решительно нечего. В фильме Уэдон все же вывел из штатного состава экипажа Шлюху и Проповедника – удельный вес космических полетов увеличился и эти двое стали совсем уж не нужны.
И капитан – балласт?
Да, и еще какой.
Я мог бы долго рассуждать о том, что именно делает капитана корабля – в разных книгах и фильмах – полюсом, фокусом и направляющей силой коллективной воли экипажа. Особенно при таком раскладе. Малколм Рейнольдс не носит погон и за его спиной не стоит военный трибунал, держа наготове страшную статью «о неподчинении командиру и начальнику». Рейнольдс не грозит невыплатой зарплаты или увольнением. И наконец (и это самое главное) в критический момент взоры команды не обращаются к нему, потому что он единственный на борту, кто может отдать приказ, который всех спасет. По крайней мере, я за ним такого не особо замечал.
Так почему, все-таки, люди должны за ним идти и делать то, что он говорит? Ведь никто же не заставляет.
Роль капитана Уэдон понимает весьма специфически. По его мнению, капитанская задача – в критические моменты зачитывать экипажу вслух отрывки из романов Сергея Лукьяненко с последующим их обсуждением.
Другими словами, слегка обозначать моральную неоднозначность поступков героя. Выполнять некоторые философские обобщения. Наглядно объяснять, что такое «хорошо» и что такое «плохо», причем во вполне дискуссионном ключе.
Как ни парадоксально, именно такой подход и стал одной из самых сильных сторон фильма (и сериала тоже). Над сентенциями героев Лукьяненко у нас принято издеваться, ибо чтение моралей для старшего дошкольного возраста нам нафиг не сплющилось. Но в кинематографе это что-то совершенно небывалое, особенно на фоне приключений всяких Брюсов Уиллисов и Стивенов Сигалов. Зритель от такого обращения начинает себя чувствовать страшно умным. И его благодарность не заставит себя долго ждать. Почему в имдибишном рейтинге «Серенити» уже попала в топ-двести? А вот как раз поэтому.
Тут нам всем крупно повезло. В принципе, при таком подходе неизбежен побочный эффект в виде тонн приторного, тягучего пафоса. Но диалоги героев (да и просто их поведение) в фильме действительно удались – по крайней мере, в плане иронии. И вот эта ирония очень удачно сжигает излишки пафоса. Его остается ровно столько, сколько надо. И даже финальная речуга Рейнольдса о том, что корабль надо любить, воспринимается без излшнего содрогания: капитан в кои-то веки перестал шутить шуточки и заговорил серьезно, а это дорогого стоит. Даже если он и несет всякие претенциозные банальности.
Так вот, зачитывет он отрывки, а потом обсуждает с экипажем.
Другими словами, временами пытается отдавать приказы – а с ним каждый раз начинают препираться.
Как поступает в таком случае нормальный капитан? Счет идет на секунды, боэтому используется самый быстрый и убедительный аргумент – тяжелым капитанским кулаком по зубам. В особо запущенных случаях применяется прямая мозговая имплантация директив правильного поведения в сложной ситуации – посредством, к примеру, револьвера системы Кольта образца 1885 года.
А здесь?
Поймите меня правильно, я не утверждаю, что с ним все должны разговоривать дрожащим голосом, начиная с обращения «Лорд Вейдер». Но его же ни хрена никто не уважает. И каждый из семи (или девяти) человек при первом удобном случае сам начинает корчить из себя капитана, и очень не сразу приходит в чувство.
Корабль с экипажем и капитаном превращается в цирк на реактивной тяге.
Вот с таким впечатлениями от сериала я сел смотреть фильм.
Фильм идет два часа. На двадцать четвертой минуте капитан уже успел получить в морду от бортврача.
Ну, все в порядке.
Корабль
Как и было сказано, от кораблей и космоса Уэдона воротит.
Но зато он почему-то решил, что космический корабль из вестерна по форме должен быть похож на лошадь.
Так и сделали. Более уродливого дизайна я в жизни не видел.
Чистых космических полетов (со стрельбой или без) в фильме относительно немного. Но достаточно для того, чтобы увидеть: вот это Уэдон снимать не умеет и не желает. За точку отсчета мы берем, естественно, Лукаса. Массовое космическое побоище у Уэдона получилось коротким, невнятным и дерганым, и вовсе не потому, что на компьютерную графику страшно не хватало денег. Вопрос исключительно в ракурсах и монтаже. Лукас не случайно до упора смотрел кинохронику Второй мировой – кадры, снятые фотокинопулеметами в воздушных боях; впоследствии это ему сильно помогло. Уэдон не то что не мог сделать не хуже – мог, неплохой режиссер. Просто ему это все было совершенно неинтересно.
Сильно цепляться ни к чему, конечно, не будем. По-настоящему меня всю дорогу удивлял лишь один факт – абсолютная безоружность «Серенити». И это при том, что в космосе ее стараются угробить все, кому не лень.
В фильме, правда, показали некий зенитный автомат, что-то типа «Эрликона». Ставится на корабль снаружи, за него садится человек в скафандре.
Не понимаю я этого.
Сюжет
Страшно банальный, с полным набором штампов, правильно все говорят. Но смотрится, тем не менее, без особого напряжения. «Серенити» убегает, враги за ней гоняются, все это сдобрено, опять же, легкими моральными неоднозначностями. Why not?
Единственное что – сам я уже старенький.
Мне малосимпатичен образ ветерана-сепаратиста, тусовку которого привели в чувство федеральные силы и теперь он стремится любой ценой нагадить федералам. Не нравится Альянс? Если Альянс рухнет, его место всего лишь займет куча маленьких Альянсов, каждый со своими целями и амбициями. Этот текст пишется на русском языке, а значит, каждый, кто его читает, должен себе представлять, какой кровью может обернуться подобный расклад. Знаем мы всех этих «борцов за свободу».
Мне не кажется убедительным образ спецагента – взрослого, состоявшегося мужчины, имеющего твердые и вполне обоснованные убеждения – у которого от невнятного сорокасекундного ролика НА ВСЕ ОТКРЫВАЮТСЯ ГЛАЗА. Мало того, даже если это и не фальшивка, то, собственно, ничего не и не меняется – если подумать.
И мне не кажется, что после того, как СТРАШНУЮ ТАЙНУ оттранслировать по всем телеканалам, от этого хоть что-то изменится.
«Вы нанесли Альянсу серьезный удар».
Щас, конечно.
Да всем насрать. Плавали, знаем.
Итак
Это то, что мне не очень понравилось.
А все остальное, как ни забавно, вполне себе так. Я не слишком жалею, что потратил два часа своего времени на «Серенити». Хотя и не скажу, что остался в полном восторге. Ну, вы уже поняли.
Стоит ли тратить деньги на билет в кино?
Почему бы и нет, собственно?
Journal information