Другими словами, дорогие мои френды, мне исполняется 35 лет.
Пожалуй, это даже важнее, чем «настоящий» юбилей – 30 или 40 лет. Я слышал, что каждые семь лет жизнь человека вступает в определенную новую фазу. А 35 у нас как раз кратно семи. Что-то должно измениться.
Я абсолютно уверен, что к лучшему.
Вот так. А сейчас я вас буду развлекать.
Военная коллекция! Праздничный выпуск!
Это я прибираюсь в квартире. Еще, кажется, и с похмелья…
Ближе к концу Первой мировой стало ясно, что тяжелый танк – штука хорошая, но и средний танк, хоть и менее бронированный, но более скоростной – тоже вещь неплохая (особенно если учесть, что тогдашняя противотанковая артиллерия не имела большого опыта стрельбы по подвижным целям. Следом за французами, англичане создали свой средний танк.
Его назвали «Уиппет», то есть, «Борзая» за совершенно умопомрачительную максимальную скорость – 14 км/ч (вдвое больше, чем у английских тяжелых танков). «Уиппет» был еще и очень надежной машиной. Настолько надежной, что, по словам танкистов, даже мог после боя вернуться в часть своим ходом.
В 1918 году, под Амьеном, 96 таких машин оторвались от своей пехоты, и в сопровождении конницы вырвались вперед. Их действия и стали первым в истории танковым рейдом по вражеским тылам.
Танк Mk C «Хорнет» стал дальнейшим развитием «Уиппет». Его масса возросла с 14 до 19,5 тонн, но скорость снизилась всего на 1 км/ч, за счет применения мощного 150-сильного двигателя. Строительство «Хорнетов» началось уже после войны, поэтому их построили очень мало, всего 36 машин из 200 заказанных.
Это я в хорошем настроении. Читаю ЖЖ, наверное
«Хорнет» и его палубный вариант «Си Хорнет». Истребительное развитие очень удачного скоростного бомбардировщика «Москито». Последний поршневой истребитель британских ВВС. Самый скоростной деревянный самолет в истории и самый скоростной поршневой двухмоторный самолет (скорость опытного образца – 780 км/ч, серийного – 760). Изначально эти машины создавались для тихоокеанского театра, но повоевать там уже не успели. Единственная заваруха, в которой они приняли участие – конфликт в Малайзии, в 1950-х годах, где «Хорнеты» использовались в основном, как штурмовики (этот самолет нес 4 20-мм пушки «Испано», 2 434-кг бомбы и 8 ракет).
«Хорнеты» пошли в серию в 1946 году и продержались на вооружении довольно долго, до 1956 года. Отчасти за счет своей дальности, превышавшей дальность реактивных истребителей.
Это я занимаюсь всякими разными вещами… Чем только не занимаюсь…
В истории американского флота в общей сложности было восемь кораблей под названием «Хорнет». Первый из них зажигал еще во время Войны за независимость. Писать про все восемь нет ни времени, ни места, ни необходимости. Самые главные из них – два с половиной авианосца.
В 1938 году, по окончании действия Вашингтонских соглашений, США приняли решение построить третий авианосец типа «Йорктаун» – CV-8 «Хорнет», что и было сделано.
«Хорнет» воевал недолго, с марта по октябрь 1942 года. Его самой знаменитой операцией стал рейд Дулиттла на Токио.
Об этом вылете рассказывать можно долго – начиная с циркового взлета тяжелых армейских бомбардировщиков Б-25 с авианосной палубы и заканчивая расплатой за решение адмирала Халси взлететь раньше намеченного срока – все машины успешно отбомбились по Токио и другим целям, но ни один бомбардировщик не добрался до аэродромов в Китае. Разбились 15 машин из 16, шестнадцатая долетела до Советского Союза.
В октябре 1942 года «Хорнет» был тяжело поврежден в бою у островов Санта-Крус. Более подробно о его гибели можно прочитать вот в этой моей записи.
Но конечно же, это не был конец истории.
29 ноября 1943 года в строй вошел девятый авианосец типа «Эссекс» – CV-12 «Хорнет». Он воевал с марта 1944 года и до конца войны; его истребители сбили 712 вражеских самолетов.
Но и это не конец истории. Переход на тяжелые реактивные самолеты потребовал серьезной модернизации «Эссексов», оставшихся в строю после войны. К концу 1953 года по проекту SCB-27A (а потом – по SCB-125) были перестроены 9 авианосцев, включая «Хорнет». Переделали их действительно сильно; самым заметными внешними изменениями стали угловая палуба и «ураганный нос». С тех пор он уже считался уже и не «Эссексом», а авианосцем типа «Орискани».
Последний раз «Хорнет» модернизировали в 1965 году, по программе FRAM. Авианосец принял участие во Вьетнамской войне, и в 1970 году был выведен из состава флота. Он был списан на слом в 1989, но в 1998 году, в последний момент, его выкупили и превратили в плавучий музей.
Так он сейчас и стоит в Аламеде. И paulney, вон, даже на нем побывал.
Говорят, там водятся привидения.
Я – адский пришелец из открытого космоса!
Возьмем вертолет и выкинем из него двигатель. А чтобы винт все же крутился, поставим маленькие реактивные двигатели прямо на лопастях. Прямой результат: вертолет больше не крутит винтом, винт крутится сам по себе. А значит, не нужна громоздкая передача «двигатель – несущий винт». Автоматически решается проблема с охлаждением движков. Мало того, по определению исчезает реактивный момент. А значит, из конструкции выпадает и рулевой винт. Который требует часть мощности, не создавая подъемной силы, нуждается в собственной системе управления и, опять же, требует трансмиссии через всю хвостовую балку. Все становится проще и легче.
Звучало заманчиво, и в 1950 году совершил свой первый полет вертолет команды американского конструктора Хиллера – HJ-1 «Хорнет». Винт раскручивался слабеньким 50-сильным двигателем до тех оборотов, когда уже могли включиться два прямоточных реактивных двигателя на законцовках лопастей.
Но – увы. Прямоточные двигатели оказались невероятно прожорливы (по сравнению с аналогичным по мощности поршневым движком). Они могли работать всего полчаса (Хиллер надеялся заменить их когда-нибудь на ТРД). Две чушки на лопастях, из-за своего сопротивления, сильно затрудняли авторотацию. И наконец, выяснилось, что ночью прямоточники дают яркий и очень заметный выхлоп. Военные, которым Хиллер хотел продать «Хорнет», такую иллюминацию совершенно не одобрили; к тому же, ночные испытния «Хорнета» вызвали всплеск сообщений о появлениях НЛО (что и неудивительно).
Доработанный «Хорнет» испытывался с оружием на борту, но потом идею все же забросили. Единственным «реактивным» вертолетом, пошедшим в серию, стал французский «Джинн». Он был совершенней «Хорнета», но продержался тоже очень недолго.
Сейчас эта схема полностью забыта. Но на день рождения не грех и вспомнить…
А это надо мной ставят бесчеловечные эксперименты
В декабре 1964 года начались испытания противотанковой ракеты класса «воздух-земля» XAGM-64A «Хорнет». Ракета поля боя: телекамера «запирается» на вражеский танк, дальше происходит пуск и ракета наводится на цель автоматически.
Работы над «Хорнетом» были прекращены после того, как стало ясно, что у ее прямого аналога – ракеты AGM-65 «Мейверик» получается лучше. Однако технологии «Мейверика» были во многом отработаны на «Хорнете».
Про «Хорнет» вспомнили еще раз в начале 70-х годов, когда начались работы по созданию вертолетной противотанковой ракеты «Хеллфайр», с лазерным наведением. Ее опять использовали для отработки технологий, после чего забыли уже окончательно.
Ну ничего. По случаю дня рождения вспомним и об этом.
А это вообще не я
Разработка американской «умной» противотанковой мины М93 «Хорнет» началась в 1986 году. Радиус ее действия составляет 100 метров.
Схема примерно следующая. На расстоянии более ста метров цель обнаруживается сейсмическим (по другим данным – еще и акустическим) датчиком. После обнаружения к делу подключается еще и инфракрасный датчик. Обработав информацию, которая с них поступает, мина решает: стоит связываться, или же нет.
Если стоит, то мина наводит на цель боеголовку и выстреливает ее – по баллистической траектории.
У боеголовки есть свой собственный блок наведения, инфракрасный. Оказавшись строго над целью, она взрывается. При взрыве формируется ударное ядро (вещь типа кумулятивной струи, только твердая), которое и поражает цель в крышу.
Согласно своей концепции, мины «Хорнет» могут ставиться вручную и работать автономно (сроком до месяца), могут активироваться и дезактивироваться оператором по радио с помощью специального пульта и ставиться дистанционно (с помощью самолетов или ракет).
Насколько я знаю, сейчас у этих мин достаточно много проблем – на их способность захватывать и поражать цель серьезно влияют дождь, снег, жара, мороз, ветер, пыль и дым (вот насчет пыли и дыма не очень понятно), а канал связи с оператором достаточно легко забивается помехами. Но примерно в таком направлении и будет эволюционировать оружие в XXI веке.
И наконец…
Я долго думал, что написать про F/A-18, в честь которого Игорь Исупов и прозвал меня Хорнетом. Понял, что не знаю; я могу написать про эту машину, наверное, столько же, сколько про все остальное, вместе взятое.
Надо сказать, что поначалу этот ник мне ничуть не польстил. Су-27, F-15 – да, но F/A-18?
И только потом я понял, что «Хорнет» – очень неплохая машина. Он действительно не самый лучший воздушный боец, но зато – благодаря своей авионике и арсеналу – исключительно универсален. Тем и хорош, куда его ни помести. И в тесный ангар авианосца, и на CD-ROM.
Потом, может, напишу подробнее.
Такие дела.
Спасибо, что вы есть, друзья мои.
Journal information