?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
hornet
a_lamtyugov

Довольно дикая новогодняя авиационная история

Оригинал лежит здесь.

Ссылка via pilot_pirks

Началось все так:

Было это ещё вначале 80-х. Была в Братске отдельная аэрофотосъёмочная эскадрилия на Ан-30. И как-то зимой под Новый год вышло ей срочное задание - что-то там срочно сфотографировать в Таджикистане. Кого послать в столь в столь непрестижную командировку, да ещё под Новый год? Дедовщина и воспитательная работа существует всегда, поэтому послали молодых и рас3.14здяев. Командиром послали молодого пилота, был праваком, только что стал командиром. Молод ещё, рано ему Новый год дома справлять, пущай полетает пока дедушки русской авиации дома с семьями отдыхают. Борттехниколм поставили разгильдяя и нарушителя, чтоб знал, как водку пьянствовать и дисциплину нарушать. Весь остальной экипаж из таких же. Бортрадист (который отвечает в т.ч. и за управление электроэнергетикой борта) - молодой прапорюга только что из учебки. Ему показали два тумблера - "генераторы на борт - генераторы на запуск" и лети журавель! Молод ещё Новый год дома справлять!. Правак был только из училища, учился то ли на Ту-134, то ли вообще на истребители, каждый раз заходя в кабину и озирая своё хозяйство он восклицал: "Вау! Куда я попал!".
Старым и опытным был только штурман. Аэрофотосъёмка - дело ответственное, без опытного штурмана не справиться. А те, кто остались дома вовсе не хотели чтобы очередной год для них начинался со взыскания за срыв задания.
В общем эта команда случайных людей собраных из разных экипажей и даже практически не знавшая друг друга отправилась в путь. Как ни странно они долетели до Таджикистана, невероятными геройскими усилиями досрочно выполинили всё задание и у них появился шанс успеть вернуться домой ещё до нового года. Невероятными усилиями (диспетчерские службы уже начинали отмечать) всеми правдами и неправдами они пробили себе заявки на обратный перелёт и к вечеру 31 декабря уже приближались к родному Братску. Но тут вмешалась погода. В Братске с вышки было даже не видно полосу. А командир молодой и минимум у него очень большой. В общем, посадку им запретили и отправили на запасной аэродром. Пролетев над родным городком где их ждали семьи они отправились в Усть-Илимск.Там погода была тоже хреновая но всё же чуть лучше. Тоже ниже минимума но новоиспечённый командир всё же сел, всё равно больше было делать нечего, других аэродромов поблизости не было.
При посадке произошёл существенный нюанс: у них загорелось табло "Аварийный остаток топлива".



Итак в 9 вечера 31 декабря они оказались в 200 километрах от родного дома. Невероятные усилия потраченые на досрочное выполнение задания и геройский прорыв обратно через полстраны через пьяные и спящие диспетчерские службы -всё псу под хвост. Кто мог с этим смирится? И в запасе было ещё 3 часа.
Они начали пробиваться. Дозвонились в Братск и какимито правдами инправдами уговорили тех позвонить сюда, сообщить что погода улучшиласьи разрешить вылет. Начали искать топливо. Естественно вся служба ГСМбыла уже дома за праздничными столами и полным ходом провожала Старыйгод. И тут случилось невероятное. Начальник Усть-Илимской службы ГСМкак оказалось был недавно переведён из Братска, ещё не успел перевезтисемью и она тоже сидела в Братске дожидаяь мужа и отца. Но вылететь онне смог так как не было погоды. И вдруг оказия! Побившись об своихпьяных подчинённых он понял что сегодня топлива уже не будет никак иобъяснил это экипажу. Что же делать? Они сидят в самолёте в 10 вечера31 декабря на пустом аэродроме в получасе лёта от дома и решают что жеделать? Что бы сделали вы?
И тогда борттехник УГОВОРИЛ командира экипажа что топлива хватит.(как все потом говорили лучше бы он уговорил самолёт). А чтоб аварийноетабло не отвлекало командира он выкрутил из него лампочку. Кто не знает- лётчики летают не умом а рефлексами. И на уровне рефлекса командир невзлетит если на приборной доске горит аварийное табло. Так что этодействие было одним из ключевых. Командир знал что сигнализация"аварийный остаток" сработала но табло то больше не горело!
Когда они запросились и вырулили диспетчер на вышке вдруг вспомнилчто они искали топливо. И решил уточнить - нашли ли? Они начали егоубеждать что нашли, он им не поверил и начал уточнять - откуда? И тутмикрофон взял начальник ГСМ и спросил диспетчера: ты видишь: на бортусам начальник ГСМ! Неужели я не дам им топлива? Диспетчеру самому уженадо было бежать домой к столу поэтому он охотно поверил и дал добро.За время этих препирательств последние остатки топлива былиизрасходованы.
Но кому до этого было дело? Всем нужно было домой. Через минуту самолёт взлетел навстречу судьбе...


Едва оторвавшись от полосы самолёт скрылся в плотных облаках. Погода была никакая...
На что они рассчитывали? Они и сами потом не могли объяснить. Что удивительно - топлива ещё хватило на набор высоты.
Но чуда естественно не произошло. Ровно посредине междуУсть-Илимском и Братском оба двигателя остановились. Не веря вочевидное (а что ещё было делать?) они пару раз пытались запуститьрушку. (это третий двигатель используемый в качестве турбогенераторапри запуске основных) Она почемуто тоже не запустилась. Зато припопытках её запуска благодаря невероятной "грамотности"салаги-бортрадиста были полностью посажены аккумуляторы (которые послеизнурительной командировки и так были ни в пень). Борт обесточился,выключились все приборы и погас свет. Радиостанции естественно тожеобесточились поэтому они даже не могли передать в эфир последнее"прости" с координатами братской могилы.
И тут только до всех дошло что это катастрофа. Состоялась краткаядискуссия - что делать? Всем было ясно что в кабине оставаться нельзя.Но где? Большинство считало что надо сесть в кресла находящиеся всредине салона и как следует пристегнуться. И тут выяснилось что старыйопытный штурман который с ними летел был действительно очень опытный -это была толи третья толи четвёртая катастрофа в котоой он личноучаствовал. Он уверено заявил: Цыц! Никаких салонов! Хвост и толькохвост! Они бросились забиваться в хвостовой отсек и закутываться вчехлы надеясь смягчить удар. При этом они носились по салону с чехламимимо офигевшего начальника ГСМ который сидел какраз в тех креслах. Напредложения присоединиться к ним он отвечал: Буагага! Вы летуныизвестные приколисты, так я вам и поверил! Когда погас свет он изрёк:Вы ещё форточки откройте для пущей убедительности! Когда они крайнийраз сказали ему "Ну и хрен с тобой!" и толпой побежали в хвост онкрикнул им вслед: Вы ещё командира с собой возьмите, тогда я вам точноповерю!
Что самое смешное в этой истории? То что на борту были парашюты навсех. Но мысль о том что можно выпрыгнуть не только не обсуждалась нодаже не пришла никому в голову. Самолёт снижался во тьме на сопкизаросшие тайгой а они не подумали о парашютах и рассчитывали выжить приэтой посадке.


Аэрометрические приборы (высотомер, указатель скорости и вариометр)а также магнитный компас работают и без электричества. Подсвечивая ихзажигалкой командир умудрился не только не потерять пространственнуюориентацию но и выдерживать глиссаду. Поглядывая иногда в окно он вдругзаметил впереди чтото чуть более светлое чем ночная мгла. Делать былонечего, он повернул туда одновременно пытаясь разглядеть: что же этотакое? И вдруг он увидел как чтото мелькает прямо перед носом самолёта.Инстинктивно (лётчики живут инстинктами) он рванул штурвал. Самолётзадрол нос, потерял скорость и мягко шмякнулся на покрытый снегом лёдбратского водохранилища. Светдое и непонятное оказалось заливом этоговодохранилища вдающимся между заросшими тайгой сопками.
Скользя на брюхе по мягкому снегу командир даже успел порадоваться: Надо же как я сел! Пусть кто из стариков попробует так же!
Но сказано же: никогда не радуйся преждевременно, ато накаркаешь. Влёд оказалось вморожено бревно под углом какраз навстречу самолёту, какпротивотанковый надолб. А Ан-30, кто не знает, имеет однуконструктивную особенность. У него кабина крепится к фюзнляжу черезофигенной толщины шпангоут сделаный не как все - из пресованого листана заклёпках а выфрезерованный из цельного алюминиевого куска. Ракетныетехнологии в авиации однако. Вот этим шпангоутом на бревно он иналетел. Точнее бревно пороло днище пока не упёрлось в шпангоут.
После этого по этому месту фюзеляж треснул напополам, кабина скомандиром поехала дальше а остальная часть начала сминаться кшпангоуту гася удар. Под конец хвост с остальными обормотами тожеотломился и отлетел в сторону.
Вобщем все вылезли (командир из кабины, остальные из хвоста), вконечном итоге собрались около того места где собралась основная частьсамолёта и начали соображать как бы это дело отметить. Как-никак второйдень рождения.
И тут из нагромождения искорёженых листов и уголков раздалсяголос: -Блин, я всегда знал что вы, лётчики, дураки. Но никогда недумал что у вас такие дурацкие шутки!
Чёрт побери, ГСМщик тоже остался жив! Потом они режа руки наморозе разгибали эти обломки и извлекали его на свет божий. Оказалосьчто у него тоже ни одной царапины. Какимто образом всё умудрилосьзагнуться вокруг него.
Всё постепенно успокоилось, остыло и тут они начали понимать чтооказались одни ночью в снегу на морозе чёрт знает где. Без еды,топлива, и радиостанции. И неплохо бы както озаботиться собственнымвыживанием, ато вторая жизнь может продлтиться недолго.


Наутро в Братске отметив Новый год, выспавшись и так и недождавшись кормильцев жёны начали названивать диспетчеру чтобы узнатькогда же мужья прилетят. В конце концов диспетчер дозвонился доУсть-Илимска, нашёл там своего коллегу и задал ему этот вопрос. Тотответил: -Разуй глаза, самолёт уже на твоём аэродроме.
-Блин, подумал диспетчер, а ведь я смылся вчера в одинадцать, безменя видать сели, ох выпорят. Хотя, впрочем, почему тогда звонят жёны?
На всякий случай он тщательно осмотрел аэродром и плзвонил Усть-Илимскому коллеге: -Сам разуй глахза, он у тебя!
Вобщем через час они выяснили что ни там ни там самолёта нет. Потомприводили в чувство начальство и объясняли в чём дело. Потом собирали иприводили в чувство экипаж поискового вертолёта. Глянув на этот экипажкомандир части понял что если он его пошлёт в полёт то завтра прийдётсяискать уже два экипажа. К тому же уже смеркалось, погда продолжала бытьникакой да и экипажу пропавшего Ан-30 уже мало что могло помочь. Помнению тех, кто остался на аэродроме, естественно. Пусть у жён будетлишний день чтоб морально подготовиться к неизбежному.
Вобщем вертолёт вылетел только на следующий день, 2-го января.
Весь день вертолёт пролетал бестолку. Напрасно напрасно лётчикивглядывались в заснеженую тайгу. Проще найти иголку в стоге сена чемсамолёт затерявшийся в сопках и тайге. Смеркалось, делая крайний насегодня рейс командир глянул по сторонам и вдруг заметил что чтомерцает вдали в направлении братского водохранилища. -Что бы это моглобыть? - подусал командир и направил вертолёт туда, всё равно делатьбыло больше нечего.

А тем временем обормоты на льду занимались самовыживанием. Сначалаони пытались найти топливо (крыло и двигатели уцелели). Топлива не былони капли, даже в фильтрах. Двигатели высосали всё.
Ну и когда они уже начали давать дуба когото осенило: масло! Ониначали сливать из маслобаков загустевшее от мороза масло, пропитыватьим чехлы и жечь. Когда чехлы кончились обивку кресел, потом отдиратьсделаную из стекловаты внутреннюю теплоизоляцию салона.
Но ресурсы масла небеспредельны. К концу второго дня оно началокончаться. С содроганием они поняли что третью ночь они не переживут. Итут вдали послышался шум вертолёта...


Конец счастливый. Командиру экипажа дали два года и он их отсидел.Остальных просто выгнали из армии, причём только штурмана с пенсией.Начальник ГСМ двинулся умом и был списан по дурке.
Получили и все наземные участники этой эпопеи. Командир братскойэскадрилии (подполковник) был снят с должности и назначен накапитанскую должность.
Самолёт приказали разобрать на запчасти. Но ставить запчасть отразбившегося самолёта - плохая примета. Поэтому разбирали его медленно,снятые запчасти складировали рядом и по весне всё ушло под лёд...</font></span>

promo a_lamtyugov january 19, 2020 16:27 14
Buy for 100 tokens
Итак, игры, превью и рецензии на которые вы можете прочитать в этом блоге. Сразу говорю, что отдаю предпочтение низкобюджетным инди-проектам, многие из которых находятся в раннем доступе. В принципе, могу написать и про какой-нибудь ААА-тайтл, но это если очень уж сильно зацепило. Кроме того, я не…

  • 1
Сам-то веришь?

Такое тяжело придумать.

и не такое бывает

Мда) Я - верю)

На "планёр Гимли" похоже. Только там 767-й удалось посадить целеньким -- хоть и в 30 метрах от толпы автомобилистов. ;)

Это был моя.

Обалдеть! Байка, но основа, я думаю, реальная.

Вполне правдоподобная история. У современных авиалайнеров качество где-то 10-15, поса- дить их по-планерному трудно, но можно. См. ту пресловутую историю с "Планёром Гимли".

А ведь была еще история с каким-то трансатлантиком, который в той же ситуации пропланировал совершенно безумное расстояние - чуть ли не 300 км - и успешно сел на подвернувшемся острове.

В статье есть ссылка и на ту историю. ;)

Сорри, прозевал.

Сильно...

Можно оффтоп? Вчера смотрел "В бой идут одни старики", чуть ли не плакал... Потом вспомнил, что где-то видел фразу - мол, что-то там с самолетами не так... А что именно?

  • 1