?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
hornet
a_lamtyugov

Невероятные приключения Дедушки с Мултуком, ч. 1

На Багдад! – Полк и полковник – Немного истории – Миролюбивые иракцы, полная неясность и дайте керосину – Лететь! – Их осталось ровно тридцать



Кербельское направление и 11-й Авиационный Вертолетный полк
Итак, на дворе март 2003 года, США в полный рост освобождают Ирак от всего, от чего только можно и речь идет о наступлении на Багдад.
Для 3-й Пехотной дивизии дорогой на Багдад было Кербельское направление – район между городами Кербела и Хила, который удерживался иракской дивизией «Медина». Так и возник план: ночью полк «Апачей» налетает на этот район и уничтожает все, что движется. Если операция пройдет нормально, то дивизия «Медина» будет если не уничтожена, то очень серьезно ослаблена.
Заняться этим должен был 11-й Авиационный Вертолетный полк (Aviation Helicopter Regiment), в который и были сведены ударные вертолеты 3-й пехотной дивизии. Командовал им полковник Уильям Вулф. Изначально полк состоял из двух эскадрилий – 2-6 и 6-6, но потом его усилили, добавив 227-й вертолетный батальон 1-й Квалерийской дивизии. В сумме это дало 54 «Апача». По оценкам американских штабистов, для разгрома дивизии «Медина» понадобятся действия всех этих машин и две ночи.

«Странный план»?
Сейчас американские военные говорят, что план был по меньшей мере, странным. Почему армейская авиация не обратилась за помощью к ВВС, чтобы те нанесли предварительный удар (хотя ВВС и предлагали свою поддержку)? И почему артподготовка не была синхронизирована с налетом?
Мое личное мнение следующее. Странным это кажется только сейчас. На тот момент схема, которая предлагалась, выглядела не просто разумной и логичной – она была проверенной в деле. Тут я позволю себе сделать небольшой экскурс в историю.


«Глубокая атака» – что это?
17 января 1991 года, в 0056 по местному времени в воздух поднялась группа «Нормандия»: девять «Апачей», два вертолета MH-53J «Пейв Лоу» и один «Блэкхок». Один «Апач» был резервным, «Блэкхок» же предназначался для быстрой эвакуации сбитых экипажей, если вдруг таковая понадобится. «Пейв Лоу» же были лидерами групп, поскольку тогда на «Апачах» еще не устанавливались приемники GPS.
Целью «Нормандии» были два иракских радарных комплекса, расположенных примерно в семи милях от иракско-саудовской границы. Сами радары находились примерно в ста километрах друг от друга, поэтому группа «Нормандия» состояла из двух разделенных команд – «белой» и «красной». В 0237 обе команды достигли своих пунктов назначения. В 0238 каждый «Апач» открыл огонь. Стрельба велась ракетами «Хеллфайр» с примерно шестикилометровой дистанции. Цели – сами антенны, машины с электроникой, передвижные генераторы, казармы – были распределены заранее; все получилось очень согласованно, чисто и быстро – все было кончено за двести сорок секунд, в ответ не прозвучало ни одного выстрела.
Так и были сделаны первые выстрелы Войны в Заливе. В рубеже иракской ПВО образовалась тридцатикилометровая брешь. На обратном пути экипажи «Апачей» видели, как над ними проносится первая волна F-15E и EF-111. Еще минут через пятнадцать бомба с F-117 уничтожила командный центр ПВО района, но это уже не так интересно.
То, что сделала группа «Нормандия», и называлось «глубокой атакой» – то есть, речь шла о незаметном проникновении за линию фронта ночью, на предельно малой высоте и уничтожении какого-нибудь важного объекта. В этом деле «Апачам» не помогали ВВС, их налет не сопровождался артподготовкой, а о танках с пехотой и говорить не приходится. Тем не менее, все у них прекрасно получилось.
Эта операция стала, в некотором роде квинтэссенцией концепции «Апача». Любая книга по истории AH-64 расскажет вам, что «Апач» родился на призрачных полях Западной Европы, по которым мчались столь же призрачные армады танков Варшавского Договора. Появление целого семейства советских мобильных ЗРК вынудило сильно изменить тактику применения ударных вертолетов. «Апач» должен был действовать на предельно малой высоте, укрываясь за всякими наземными объектами, зависать, ненадолго подскакивать вверх, выпускать противотанковые ракеты и немедленно уходить. Получился быстрый, очень маневренный вертолет с тяжелым ракетным вооружением и относительно легкой броневой защитой (главную защиту ему должен был давать полет на предельно малой высоте и те самые наземные объекты).
В первую Войну в Заливе так все и делалось, с неизменно превосходным результатом.
В истории, о которой идет речь, была сделана только одна ошибка: планировщики операции начали исходить из молчаливого предположения, что противник так и не попытается разработать контрмеры против такой тактики. Но прежде чем обвинять офицеров армейской авиации, следует вспомнить, что в 2003 году в американских вооруженных силах подобную ошибку совершили все – от последнего рядового до Верховного Главнокомандующего.
Уже к концу первой Войны в Заливе стали появляться признаки того, что иракцы начали делать кое-какие выводы. Но тогда на это мало кто обратил внимание.


Бардак international и зловещие предзнаменования
Пожалуй, самое удивительное открытие для кого-нибудь из наших, вдруг заинтересовавшегося военной историей: бардак на войне – вовсе не собственность русского человека. Военный бардак абсолютно интернационален, и вот парадокс: вы осознаете этот факт довольно быстро, но с каждым его примером – немецким, английским, американским – ваше удивление ничуть не потеряет свежести.
11-й полк должен был действовать с передовой позиции под названием «позиция RAMS» (некоторые источники используют название «зона «Виксбург»); место находилось чуть к юго-востоку от города Эн-Наджаф. Эта позиция была буквально только что отбита у иракцев. Предполагалось, что сначала туда прибудет штаб, потом подразделения обеспечения, и последними – ударные вертолеты.
Вертолеты начали садиться на RAMS примерно в 14:00. Тут же стало ясно, что ни о каком обеспечении безопасности речь не идет. Какие-то миролюбиво настроенные иракцы катались по полю на пикапе, с интересом разглядывая линейку «Апачей», вытянувшуюся чуть ли не на милю. Можно предположить, что если бы иракцы были не настолько миролюбиво настроены, и катались не на пикапе, а, скажем, на танке, да еще и не на одном, вся история могла бы завершиться значительно раньше. (Американские авторы вполне серьезно пишут, что прикрытие позиции RAMS было слабым, а иракская контратака считалась вполне возможной).
Это было только начало. Выяснилось, что связи с компьютерной сетью разведки нет и не будет. Все, что смогла сделать капиатн Карен Хобарт, начальник разведотдела штаба полка – позвонить по спутниковому телефону своему офицеру связи на главный командный пункт и выслушать, что он расскажет.
Рассказал он не так уж и много. Главными целями были 14-я, 2-я и 10-я бригады дивизии «Медина», но никто не мог сказать в точности, где они находятся. У полка был свой БПЛА – «Хантер», но на тот момент его как раз транспортировали к позиции RAMS. В районе работал «Придэйтор», но в это время он выполнял заказы ВВС, и толку от него тоже не было.
Но даже это было не самое скверное. Выяснилось, что нет топлива.
Да, вот так получилось, что вовремя на позицию RAMS прибыли топливозаправщики только 227-го батальона. Они, естественно, в первую очередь принялись заправлять «свои» вертолеты, и уже потом, по остаточному принципу, все остальные. В итоге, заправленными оказались все 18 машин 227-го батальона и 13 машин эскадрильи 6-6 – всего 31 «Апач». Эскадрилья 2-6 полностью вышла из игры. Говоря простым языком, 11-й полк без единого выстрела потерял почти половину своей ударной мощи.
Вот и ситуация. Позиция находится под угрозой. Хороших разведданных о целях нет (и вскоре выяснится, что проблемы со связью этим далеко не ограничиваются). Половина машин полка небоеспособна.
И наступает то, что американские военные называют «GO/NO GO decision». Лететь, или не лететь?

Лететь!
Можно назвать несколько причин, по которым полковник Вулф принял такое решение, и если верить американским авторам, эти причины были скорее психологического плана, чем военного.
Что бы ни рассказывала в те славные и горькие дни группа «Рамзай» своим изумленным читателям, американцы иракцев колошматили. Колошматили сильно и непрерывно. На 23 марта до Багдада оставалось уже не так далеко, и многие вертолетчики 11-го полка просто боялись, что не успеют повоевать. Один раз им уже пришлось столкнуться с отменой задания и мораль личного состава от этого ничуть не улучшилась. В тот день драматизма ситуации добавили и синоптики, пообещавшие, что 24 числа начнется сильная песчаная буря – то есть, вылет, будь он отложен, отложится не на сутки.
Ну и самое главное. Каждый вертолетчик знал, что «Апач» уязвим для огня стрелкового оружия и малой зенитной артиллерии. Капитан Хобарт представила подробный доклад о том, какую опасность может представлять автоматно-пулеметный огонь из жилых кварталов и стрельба ЗУ-23, установленных на пикапах. Полковник Вулф, ставя задачу, лишний раз предупредил, что огонь стрелкового оружия может «испортить все дело». Но, пользуясь метафорой одного из лирических героев Стивена Кинга, это было, как если бы житель Таити повторял слово «снег». Ну да, снег – но никто толком не осознавал, что это слово означает на практике, на что похоже и чем обернется. Последний раз под плотный огонь стрелкового оружия американские вертолеты попадали во Вьетнаме, а это было давно. Сомалийский же опыт оказался слишком краток и никто не принял его в расчет.
Одному вертолетчику 11-го полка было 57 лет; его звали Лэнс Макэлини. Его налет составлял больше 10000 часов; во Вьетнаме он был огневым оператором «Кобры».
Потом в ходе интервью, Макэлини расскажет, что говорил с Вулфом, указывая на опасность огня стрелкового оружия и на то, что излюбленная тактика «Апачей» – поражать цели из режима висения на малой высоте – сделает их очень удобными целями. Вулф скажет, что не помнит этот разговор.

И полетели
Вылет откладывался все больше и больше – ждали топливо. У полка не было связи ни с ВВС, ни с артиллерией, и там были не в курсе задержек. Именно поэтому обстрел предполагаемых позиций иракской ПВО, в ходе которого были выпущены 26 ракет ATACMS, состоялся слишком рано (впрочем, это в любом случае ничего не меняло). А тактических истребителей ВВС, которые должны были барражировать в районе, ожидая вызова, если вдруг будет надо, в нужный момент на месте не оказалось. Фактически, в конечном итоге, «Апачам» пришлось выполнять задачу абсолютно самостоятельно, без чьей-либо поддержки.
Наконец было решено лететь на 31 «Апаче», никого не дожидаясь. Полковник Вулф отправился к своему командирскому вертолету, где и обнаружил, что как раз его-то и не заправили. Такое же открытие сделал и командир эскадрильи 6-6, подполковник Майк Барби. Из-за этого вылет отложился еще на 45 минут.
Наконец, в 01:15, с опоздавнием на 2 часа и 15 минут, начался взлет.
В пустыне, вертолет, летящий на малой высоте, поднимает плотное облако песка и пыли. Американские вертолетчики называют это явление brownout или moondust, и оно мешает им ничуть не меньше, чем мешало их советским коллегам в Афганистане двадцать лет назад. Заработали три десятка несущих винтов, машины окутала непроницаемая коричневая муть и один «Апач» тут же разбился.
Оставшиеся тридцать поднялись в воздух и полетели на север, к городам Кербела и Аль-Хилла.

Продолжение следует?

Следует, следует...

promo a_lamtyugov january 19, 2020 16:27 14
Buy for 100 tokens
Итак, игры, превью и рецензии на которые вы можете прочитать в этом блоге. Сразу говорю, что отдаю предпочтение низкобюджетным инди-проектам, многие из которых находятся в раннем доступе. В принципе, могу написать и про какой-нибудь ААА-тайтл, но это если очень уж сильно зацепило. Кроме того, я не…

  • 1
ждем
и с нетерпением

Продолжение следует?

Обязательно.

Конечно, продолжить!

Чувствую, дальше будет как в мульте:
http://www.mult.ru/projects/mas/mults/mult_178.html

продолжение!!! продолжение!! :))

Крайне интересно!
Продолжение обязательно.

Еще как следует! :)

Очень интересно, так что должно следовать:)

жду продолжения с огромным интересом!

Всегда Вас с удовольствием читаю. И на этот раз тоже :-)
Это -- в основной части -- перевод одного источника или Ваше собственное исследование?

Ну, я не знаю, в какой мере это можно назвать "исследованием", но основных источников три.

Спасибо. А чего там F-14 делает?

ашипся. скапливаю и фотки томкэтов для выкладывания, вот и смешались в кучу...

Очень интересно, так что ждём продолжения этой поучительной истории :)

Wow!!... let's do that again!

А из какой книги и какого персонажа взята метафора? Что-то не узнаю..

"Безнадега".

Там один герой наглядно объяснял, что в действительности означает оборот "Бог жесток".

А, "Безнадёга"... Спасибо.

  • 1