?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
hornet
a_lamtyugov

Невероятные приключения Дедушки с Мултуком, ч. 3

Первая часть
Вторая часть

«Чернейший из дней» – У кого что поломалось? – Как возить всякое разное – Три эпилога – Эстафета смерти – Про Станислава Лема – Все «Апачи» умрут? – Позиция SHELL – И что, и ничего? – По трое, к Шоссе 9 – Примерно танковый взвод



Двадцать третье марта вошло в историю второй иракской кампании, как «Чернейший из дней» (для американцев, в смысле). Группа «Тарава» столкнулась с ожесточенным сопротивлением иракцев в районе Эн-Нассирии и потеряла убитыми 18 человек. Потом ЗРК «Пэтриот» зачем-то сбил английский «Торнадо». В тот же день 507-я рота обслуживания 5-го батальона «Пэтриотов», выдвигаясь на позицию в районе той же Эн-Нассирии, попала в иракскую засаду – 11 солдат были убиты, 9 ранены, 7 попали в плен. И наконец, уже ночью, прозвучал финальный аккорд – приключения 11-го вертолетного полка.
К этой истории, дорогие читатели, мы и возвращаемся.

Пришлось чиниться
Тут можно вспомнить Миддельдорфа и его книгу «Тактика в русской кампании». Миддельдорф писал, что у русской пехоты была мерзкая привычка при налетах немецкой авиации палить из своих винтовок по самолетам – если только не было более важных и неотложных занятий. Таким огнем, замечал Миддельдорф, самолеты сбивались редко, но зато часто получали повреждения, на исправления которых уходило довольно много времени; кроме того, плотная стрельба из всего, что стреляет, деморализовывала летчиков.
Примерно так получилось и здесь. Оказался сбитым всего один вертолет, но зато остальные были повреждены – из вернувшихся 29 немедленно в воздух можно было выпускать лишь три.
С вертолетами батальона 1-227 получилось примерно следующим образом:
Лопасти. Повреждены практически на всех 17 машинах.
Пожары. Три вертолета загорелись от обстрела.
Двигатели. Восемь вертолетов вернулись к RAMS лишь на одном двигателе.
Прицельные комплексы / системы ночного видения. Повреждены на трех вертолетах.
Кабины. Повреждены на трех вертолетах.
Топливные баки. Пробиты на восьми. Самозатягивались успешно, если дыры не делались чем-то более крупным, чем пули калибра 12,7.
Все эти вертолеты надо было как-то чинить. Тут нам придется сделать еще одно лирическое отступление.
Грузовой вертолет может перевозить свой груз внутри, но может и на внешней подвеске, на тросе. В ряде случаев предпочтительнее именно второй вариант. К примеру, во Вьетнаме, когда в ходе аэромобильных операций надо было быстро оборудовать артиллерийские позиции, «Чинуки» чаще возили полевые гаубицы именно снаружи, хотя орудия вполне вписывались в их брюхо. Этот подход позволял устанавливать артиллерию на таких площадках, где нельзя было сесть даже вертолету.
Но был и нюанс. Дополнительная масса на тросе привносит в пилотирование машины всякие интересные нюансы. При маневрах она работает, как маятник, дергая вертолет в разные стороны, что усложняет пилотирование. В полете на малой высоте, если случайно зацепить грузом о землю, можно тут же грохнуться самому – полная аналогия с человеком, который споткнулся. Одним словом, летать с болтающимся грузом неудобно.
К позиции 11-го полка вылетели три «Чинука» с запчастями. И эти запчасти они тащили как раз снаружи. В ходе полета «Чинуки» попали под обстрел с земли. В ходе резких маневров уклонения два вертолета из трех сбросили свой груз, чтобы не мешал. Запчасти батальона 1-227 пропали полностью; ремонт его «Апачей» такой шаг, мягко говоря, не ускорил.
Тем не менее, техники батальона сумели ввести в строй два вертолета уже через сутки, еще десять вертолетов – через четыре дня, еще три – через неделю и последние два – через месяц. Первый боевой вылет силами батальона 11-й полк совершил через девять дней после своей злополучной атаки.

Полуэпилог
Уильмса и Янга показали по иракскому телевидению почти сразу, после того, как допросили, и многие вертолетчики 11-го полка видели эту передачу. Смотрели, по их словам, со смешанными чувствами: глядеть на то, как враг веселится, было не слишком приятно, но все очень радовались, что оба пилота живы и относительно здоровы.
Синтия Роузел, огневой оператор, говорила о «чувстве вины», и тут ее можно понять: каким-то невероятным образом «Апач» Джо Гуди и Синтии Роузел оказался единственной машиной из тридцати, не получившей ни одного попадания.
Уильямса и Янга освободят только через три недели, когда все закончится. По их словам, в плену больше всего они боялись не иракцев, а своей авиации. Оба вертолетчика довольно быстро поняли, что иракцы их убивать не собираются. А вот несколько бомбежек пережить пришлось. Рассказывали, что было очень неприятно.
Дальнейшая судьба Дедушки известна довольно широко. Он был стремительно пропиарен, как национальный герой, а после того, как режим рухнул – не менее стремительно ограблен; тогда же он и заявил, что никого не сбивал и 25000 долларов ему никто и не подумал заплатить. Что с ним было дальше, неизвестно; вряд ли мы что-то узнаем о том, как поживает крестьянин Али Обеид-Мингаш.
Но самая загадочное, мистическое, («детективное», по выражению Михаила Никольского), что только было во всей этой истории – это, конечно же, судьба сбитого вертолета.
Во всем тексте я пользуюсь названием «Апач», но, строго говоря, эти машины назывались «Лонгбоу»; имя «Апач» применяется, когда речь идет о модификации AH-64A, или AH-64D, но без радара. Если не считать «Команча», то «Лонгбоу» – самый продвинутый боевой вертолет в США. А может, и в мире. По крайней мере, по части своей электроники. Бросать его там, где он лежал, американцам как-то не очень хотелось.
Собственно, дальше и начинаются мистика с иллюзиями. По одним сведениям, уничтожить сбитый вертолет с воздуха помешала начавшаяся песчаная буря, а артобстрел запоздал – вертолет успели вывезти. По другим, воздушный удар все же был, но вертолет не просто вывезли, а оставили на его месте макет, каковой и был разбомблен. И вроде как 26 числа американская разведгруппа сумела обнаружить «Апач» в районе багдадского аэропорта, вызвать авиацию и подсветить цель для управляемой бомбы. Что за эти два дня с вертолета успели свинтить и куда попало свинченное, мы, наверное, уже никогда не узнаем.
Но это будет потом. А пока что над Ираком бушует «Мать всех песчаных бурь», а вертолетчики думают о всяком разном.
Предполагалось, что после вылета 11-го полка эстафета по уничтожению «Медины» перейдет к ударной вертолетной бригаде 101-й воздушно-десантной дивизии – на ее долю останется игракская 14-я механизированная бригада. Но тут началась песчаная буря, а когда стало известно, что получилось из операции 11-го полка, то многие призадумались, стоит ли вообще туда соваться.
Дивизия «Медина», однако, сама собой не уничтожится. Надо было что-то придумать. Штаб вертолетной бригады 101-й дивизии принялся анализировать произошедшее, постоянно связываясь со своими неудачливыми коллегами, чтобы выяснить все подробности. Так и создавался план операции Destiny Reach. («Досягаемость судьбы»? «Охват судьбы»? «Сфера действия судьбы»?)

О сути опыта
Понятно, что проблемы возникли с самого начала. Не было топлива – и это не очень здорово. Не было нормальных данных разведки – и это еще хуже. А если бы иракцы контратаковали незащищенную позицию RAMS, «чернейший из дней» мог бы стать куда чернее.
Но это было не главное. Разведданные можно получить, топливо – подвезти и не летать не пойми откуда. Самым скверным стал факт, что иракцы нашли эффективное противоядие против тактики «глубокой атаки». То есть, сразу стало непонятно, что, собственно, дальше делать с «Апачами» (если не использовать их для непосредственной поддержки войск на переднем крае, а там тоже возникали определенные проблемы).
Новая концепция ПВО… Полностью рассредоточенная, поскольку ее центры – радары и командные пункты быстро уничтожались американцами. Но скоординированная – да здравствует сотовая связь. Укомплектованная предельно неподготовленным личным составом (это ведь была вовсе не «Медина» – обычные местные жители, которым раздали автоматы с пулеметами). И, вместе с тем, эффективная.
Что интересно в идеях покойного Станислава Лема, так это то, что несмотря на всю свою глубину, они никогда не воплощались в жизнь. В данном же случае вашему покорному пришлось с тупым удивлением констатировать, что иракцы успешно реализовали концепцию, описанную в романе «Непобедимый».
Некоторые последствия неудачного налета оказались совсем уж глобальными. Пошли разговоры о том, что время ударных вертолетов кончилось – так рассуждали в своих статьях разные уважаемые военные журналисты. Кое-что в том же духе говорили и американские военные, причем особенную ярость в критике «Апачей» проявляли авиационные генералы (злые языки говорят, что с момента появления армейской авиации эти люди просто спать по ночам не могут, так их грызет мысль, что какие-то пехотинцы с танкистами обнаглели до того, что тоже обзавелись чем-то летающим).
И ведь это был уже не первый случай, когда возник вопрос об устранении ударных вертолетов от участия в боевых операциях. В 1999 году «Апачи» прибыли в Югославию, но, от греха дальше, так ни разу там и не использовались. Ходят, конечно, смутные слухи о том, что сербы, якобы, устроили авианалет на место их базирования и сожгли тьму-тьмущую вертолетов – вот почему они не применялись. Но подобное не подтверждают даже югославские источники.
Итак, что же было делать дальше?

В поисках судьбы
Наконец, песчаная буря подошла к концу, а в результате долгих раздумий и продолжительных телеконференций с вертолетчиками 11-го полка, штабисты вертолетной бригады 101-й воздушно-десантной дивизии выработали свой план действий.
Батальон 2-101 должен был выйти прямо на Кербелу и сыграть, в некотором роде, отвлекающую роль. Как только его машины попадут под огонь, они немедленно выйдут из боя, а по вскрытым огневым позициям тут же отработают бомбами самолеты, находящиеся в непосредственном контакте с вертолетчиками. В это же время батальон 1-101, уйдя к западу и сделав приличный крюк над озером Эль-Мильх, атакует иракцев с севера и добирается-таки до танков этой проклятой 14-й мехбригады.
28 марта, в 21:45 оба батальона взлетели с позиции SHELL, находившейся северо-западнее RAMS. В ходе взлета, как и раньше, поднялся moondust. Разбился один «Апач».
Что было дальше?
По дороге батальон 1-101, в составе которого летел и штабной «Блэкхок» командира бригады полковника Грега Гэсса, потерял связь с артиллеристами – вызов огня на подавление вражеской ПВО стал невозможен. Однако, они без проблем сделали свой крюк над озером, вышли в назначенную зону и не нашли там ровным счетом никого. 14-я бригада явно успела куда-то смыться. Три роты батальона покружились над назначенным районом – не вылезет ли кто? По ним не стреляли. Полетав там примерно полчаса и никого не обнаружив, батальон 1-101 отправился домой.
Батальон 2-101, под командой подполковника Стивена Смита, как и задумывалось, подошел к Кербеле по прямой, строго с юга. Как вы думаете, что случилось, когда они оказались в виду города?
Правильно – весь свет погас на пару секунд, а потом снова вспыхнул.
Ну и, как вы уже догадались, началось – тяжелые пулеметы на пикапах, которые маневрировали, стремясь выйти на пути следования «Апачей», плюс тучи спешенных стрелков с автоматами и РПГ.
Идея задействовать в каждой тройке вертолетов две машины из трех специально для подавления «рассеянной» ПВО сработала: одна машина занималась своим делом, вторая летела сбоку от нее, третья сзади; вторая и третья немедленно подавляли обнаруженные огневые точки.
И как раз в это время чуть к юго-востоку от города батальон и обнаружил колонну машин, двигающуюся по шоссе 9.
Из горького опыта своих коллег вертолетчики батальона 2-101 уже знали: можно делать что угодно, только не зависать. А потому «Апачи» взяли курс на колонну и атаковали ее в движении, не останавливаясь – пуски «Хеллфайров» производились на расстоянии от 8 до 5 километров, потом ведущий делал разворот и менялся местами с ведомым: теперь ведущий следил за огнем с земли, а ведомый атаковал цель.
В то же время подполковник Смит попытался связаться с представителем ВВС, чтобы вызвать на цель еще и истребители. Сделать это он не сумел. Тогда он попытался связаться непосредственно с парой F/A-18 и АВАКСом. Это тоже не удалось. В конце концов, Смит вызвал F/A-18 на аварийной частоте. Те вышли на связь с головными «Апачами» батальона, получили от них точные координаты цели и начали атаку сами. Им помогло то, что несколько машин на шоссе уже горели и неплохо обозначали колонну.
Реальные итоги этой операции в разных источниках приводятся несколько разные. Один из вариантов такой: 6 БТР, 4 танка, 5 грузовиков, 7 зенитных комплексов, 3 орудия и 25 мелких машин (видимо, те самые пикапы с пулеметами). Разгромом механизированной бригады я бы такое не назвал; четыре танка – это, извините, танковый взвод. С другой стороны, «Апачи» тоже не понесли потерь и повреждений. В один из них попала пуля, чем все и ограничилось. Не так уж и плохо, если учесть, что речь шла о существовании ударных вертолетов вообще.
Все машины вернулись на позицию SHELL.
При посадке возник moondust. Разбился еще один «Апач».

Окончание следует

promo a_lamtyugov january 19, 2020 16:27 14
Buy for 100 tokens
Итак, игры, превью и рецензии на которые вы можете прочитать в этом блоге. Сразу говорю, что отдаю предпочтение низкобюджетным инди-проектам, многие из которых находятся в раннем доступе. В принципе, могу написать и про какой-нибудь ААА-тайтл, но это если очень уж сильно зацепило. Кроме того, я не…

  • 1
Андрей, проверьте нумерацию батальонов 101 дивизии в части "в поисках судьбы"

Ой, опечатался.

Сейчас.

Странные какие-то ребята. Ведь уже приходилось садиться с пробега, чтобы в brownout не попасть - и чего? И никто не догадался сделать это снова? А взлететь с пробега тоже никто не догадался? Или в инструкциях это не прописано - и всё, пусть все умрут, но в сторону ни шага.

Ей-богу, такое ощущение, что во Вьетнаме, если верить томуже Chikenhawk'у, пилоты на ошибках учились гораздо быстрее.

Он с пробегом и садился, как я понял.

В ходе пробега вертолет опрокинулся.

Даже так? ВПП плохо подготовлена была? Или навыка не хватило?

Хотя, я так понимаю, на "Апаче" этот номер исполнять тяжелее - у него же носового шасси нет, только ролик хвостовой, на котором не особенно поразгоняешься из-за малых размеров.

В 40-х у ВСЕХ истребителей (кроме летающих извращений типа "Кобры") было
шасси с хвостовым колесом -- и ничего, как-то не особо капотировали.

В 40-х тяжелый двигатели с не менее тяжёлой обвязкой и ротором не сидели у пилота над головой...

У Лайтнинга кстати тоже носовая стойка.

Так вот я и пытаюсь понять, чего это он. Опять же истребители 40-х вертикально взлетать и садиться не умели.

Я думаю так.
Когда садишься с пробегом - вся пыль остается сзади и видимость вперед хорошая.
А взлет начинается с места. Когда вокруг уже облако пыли от твоих винтов.
Визуально держать направление движения невозможно.
Лучше вертикально вверх до полной видимости.
Так хоть ни с кем не столкнешься.

Чертовски интересно! Благодарю за рассказ.

С нетерпением ждем продолжения (точнее, увы, окончания).

"возник moondust" - зловещая вещь. Сильно.
Спасибо, очень слежу.

Berg: Класс. Большое спасибо.

(Deleted comment)
Простите, это вы ко мне обращаетесь?

(Deleted comment)
А к кому?

И почему вы по-русски пишете? Так и не выучили английский? Боитесь, что на ошибки начнут указывать?

А чего ты хотел, Андрюш?...

(Anonymous)
...от индивидуума, который изо всех сил отрабатывает грин-карту на своих страницах? Для него, как и для большинства самовлюбленных пользователей тоталитаризма, есть лишь одна правда: которую официально спускают на него "сверху". Но твой-то анализ отличается от того, что ему нравится...

И тут, как говорится в таких обществах, "не хочешь жить самым опущенным - опусти кого-нибудь сам!" - каковые попытки мы и наблюдаем.

CoValent

Кисо пришло поучить нас, убогих, не имеющих гринкарты, как жить? Кисо знает дорогу на известный адрес? Фпирёд.

Ну ты, эта...

(Anonymous)
Пойди уже по изветсному адресу, если не можешь прочитать и заметить разницу. Или тебе к окулисту? Нет, все же по известному будет лучше.

дак эта
почему оба раза свет-то гас? :)

Команда стрелять. ИЛи три зеленых свистка по нашему...

Ждем окончания.

спасибо за статью!
очень познавательно и структурированно.

Удивительно конечно немного было читать СКОЛЬКО раз командиры и экипажи не могли выйти на связь -- ведь наличие оной это так сказать "азы". Подозреваю, что работали многочисленные "глушилки", но это отнюдь не оправдывает разработчкиов радиостанций и систем связи.

окончания не увидел...
могу сказать насчёт как 4 цифровой дивизии, так и наших цифровых, разворачиваемых в алабино. сложность м... предварительного запуска системы просто неимоверная и в полёте запуска системы в нужной конфигурации может так и не произойти.
наша дублируется штатной системой управления, как амеры не знаю.
но то что система из простой стала слишком многочленной и в любой момент отказ любого элемента представляет для всей системы большую опасность.

Сильно! Было очень интересно, спасибо.

очень жаль, что населению не раздали ПЗРК :)

Так и не написал.

  • 1