?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
hornet
a_lamtyugov

"Военлеты погибшей империи"

Гад ты, sirjones, со своим пиаром.

Собственно, эти слова должен был сказать не я, а мое начальство. Это оно оказалось перед лицом того, что я из-за этой книги выбиваюсь из графика. Я-то совершенно не страдаю -- напротив, получил массу удовольствия.

Об этом фрагментике всемирной истории воздушных войн лично я действительно не знал практически ничего. Очень давно, больше 25 лет назад мне попалась в руки та самая книга Спатареля, о которой частенько вспоминают авторы. Единственное, что я помню из нее сейчас -- это несколько фамилий и то, что злобные беляки летали на адских "Де-Хевиллендах", а наши -- на какой-то жути, которая от малейшего чиха разваливалась в воздухе.



Авиации на фронтах Гражданской было мало и это позволило авторам детально рассмотреть едва ли не каждый воздушный бой и бомбардировку. Они даже написали, что кое от чего отказались, чтобы не сделать книгу слишком скучной, как то: от полного пофамильного перечисления вообще всех летчиков и списка всех боевых вылетов (интересно, что мешало поместить в конце книги еще несколько приложений?).

Чтение получилось действительно увлекательное. И временами даже забавное. Никогда бы не подумал, что тема Гражданской войны может быть хоть в чем-то смешна -- если, конечно же, речь не идет о красноармейце Сухове. А вот поди ж ты. "Командиром 1-го отряда стал Каменский, 2-го -- Н. Новичков (в составленном на него белогвардейцами досье говорится: "Отъявленный большевик. Бросал бомбы на станцию Шаля, убил три коровы")".

Книга наводит на довольно интересные размышления. Как надо и как не надо было воевать?

Состояние матчасти Красной авиации действительно было вот настолько ужасным -- и это при том, что Советская Россия получила в наследство от проклятого царизма очень приличный авиапарк. Все, что понадобилось -- полное пренебрежение инфраструктурой. "Не менее тяжелый удар по авиапромышленности нанесла передача ее в ведение Всероссийского Совета Народного Хозяйства (ВСНХ), которым руководил некий Ю. М. Ларин, всерьез считавший авиацию "буржуазным излишеством, подобным фабрикам помады и духов". Дошло до того, что весной 1918-го появился проект декрета о переводе всех авиационных заводов на выпуск мебели!". Всего годик такой практики -- и действительно пришлось воевать на самолетах, которые могли разломиться пополам, подскочив на кочке. Примерно столько нужно полотняно-деревянно-проволочному планеру, чтобы прийти в такое состояние. На фронтах Первой мировой, где самолеты чаще горели, чем гнили и которые подпитывались нормально работающей мировой авиапромышленностью, подобных проблем и в помине не было.

Я, между прочим, не знал, как Ленин относился к авиации. Оказалось, что не любил и не понимал. Гуманитарий, сцуко.

Или взять отличную польскую практику Тухачевского, благодаря которой довольно мощная советская авиация превратилась в наименее мобильный род войск. Висла, полное отсутствие авиаразведки, и...

Или деятельность генерала Ткачева, который, напротив, прекрасно понимал, как надо использовать эти штуки. Фактичеки, он заложил основы грамотного применения армейской авиации, сиречь штурмовиков. Если не в мире, то в нашей стране уж точно. Многие говорят, что Ил-2 родился в Испании; указывают также на проекты бронированных самолетов поля боя времен Первой мировой, но я теперь не могу отделать от ощущения, что все началось в июне-июле 1920 года, когда полтора десятка таких же полуразвалившихся "Де-Хевиллендов" почти что стерли с лица земли прорвавшийся кавалерийский корпус Жлобы.

И так далее. Интересно. Плюс, само собой, масса фактов из серии "Did you know?". Я обалдел, узнав что первыми опознавательными знаками советских самолетов были пятиконечные звезды, но не красные, а черные! И что у большевиков был шикарный nose-art -- преимущественно состоявший из красивых голых девушек (куда там американцам!), черепов с костями, чертей и прочего. Куда богаче, чем у белых.

И еще один важный момент. Авторы, по их словам, попытались "отвлечься от устоявшихся идеологических и мировоззренческих стереотипов" -- быть настолько объективными и беспристрастными, насколько возможно и сказали: "Насколько это нам удалось, судить вам".

Знаете -- им это действительно удалось. Никаких идеологических оценок; работа и красных, и белых, и англичан, и поляков описывается с одинаковым уважением -- если только герои этих рассказов сильно не постарались это самое уважение потерять. Я у нас вообще-то за красных, но когда читал действительно захватывающее описание действий авиации в ходе мамонтовского рейда (белые летчики пытались найти Мамонтова, чтобы выйти с ним на связь, красные -- совсем с другими целями), то не смог бы сказать, кому сопереживаю больше -- они все были молодцы. Одно лишь это можно поставить книге в очень большую заслугу.

"В заключение мы хотим поблагодарить всех, кто приобрел данную книгу, за интерес к российской военной истории и нашей работе".

Уважаемые Марат Хайрулин и Вячеслав Кондратьев! Это вам спасибо. И пусть себе мое начальство бесится.

promo a_lamtyugov january 19, 2020 16:27 14
Buy for 100 tokens
Итак, игры, превью и рецензии на которые вы можете прочитать в этом блоге. Сразу говорю, что отдаю предпочтение низкобюджетным инди-проектам, многие из которых находятся в раннем доступе. В принципе, могу написать и про какой-нибудь ААА-тайтл, но это если очень уж сильно зацепило. Кроме того, я не…

  • 1
а к выходу готовится вот что:
О боевой деятельности Эскадры Воздушных Кораблей, первого в России и в мире соединения тяжелой авиации написано немало. Но эта книга отличается от всех предыдущих. Дело в том, что в ней, впервые под одной обложкой, представлены две работы, написанные родными братьями Никольскими, которых разлучила революция и Гражданская война..
Первая часть книги – замечательные мемуары военного летчика, гвардии капитана Сергея Николаевича Никольского «На воздушном корабле. Из дневника войны». Она впервые была опубликована в 2001 крошечным тиражом в книжной серии «Русскiй Мiръ» году. Книга была снабжена хорошими комментариями и примечаниями, большая часть которых с некоторыми дополнениями приводится в этом издании. Мемуары С.Н. Никольского отражают в основном его пройденный тяжелый путь на воздушных кораблях конструкции И.И. Сикорского. В частности, они дают полную картину славного участия в боях экипажа «Ильи Муромца II-го», на котором автор служил помощником командира. Интересны его личностные оценки событий происходивших вокруг Эскадры Воздушных Кораблей. Представлено много бытовых сцен, хорошо показан ежедневный труд, направленный на совершенствование и приведению в боевую готовность своего корабля. Написанные с хорошим вкусом и доброй иронией, эти воспоминания приятно читать даже не вдаваясь в уникальные исторические подробности.
Вторая часть этой книги – совместный труд под названием «Муромцы» По воспоминаниям участников. Зарождение, развитие, боевая работа и конец первой и единственной в мире Эскадры Воздушных Кораблей «Илья Муромец» за период 1913 по 1923 годы». Он написан братом С.Н. Никольского Михаилом Николаевичем и бывшим механиком В.Д. Солнцевым в 1970 году.

Кстати, где я мог слышать фамилию Хайрулин?

Знакомая, а никак не вспомню.

В авиамастере том же.

>Многие говорят, что Ил-2 родился в Испании; указывают также на проекты бронированных самолетов поля боя времен Первой мировой, но я теперь не могу отделать от ощущения, что все началось в июне-июле 1920 года, когда полтора десятка таких же полуразвалившихся "Де-Хевиллендов" почти что стерли с лица земли прорвавшийся кавалерийский корпус Жлобы.

Стерли - это очень сильно сказано:)) И вообще
"С помошью таких "психических боеприпасов" был ликвидирован прорыв белоказачьей кавалеии у Боброва"
Приоритет у красных, аднака.


  • 1