?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
hornet
a_lamtyugov

Олимпиус Инферно

Трейлер:



Про этот фильм я знал очень немного. Наверное, то же, что и вы: пропаганда, агитка, злобные грузины в Осетии, которые гоняются за правильной русской журналисткой и туповатым американцем. Точнее, американец не сильно туповатый, просто CNN слишком качественно промыло ему мозги. Ну, а дальше, как положено: после того, как эти самые мозги ему пару раз чуть не вышибут, они медленно но верно начинают становиться на место.

И вот что удивительно, говорили посмотревшие, знаете, а ведь неплохо получилось.

Послушав все это, я сел смотреть. Сейчас я расскажу о том, что увидел, но прежде, чем это сделать, нужно кратко высказаться по двум темам: по теме говна и по теме творчества Федора Бондарчука.


Тема номер один, разумеется, относится к нашему современному кинематографу вообще. Это не просто говно – это девятый вал, волна-убийца, разламывающая корабли. Но даже и в этой мерзости есть своя пена, сливки, так сказать. Это фильмы, снятые по госзаказу. То, что называется «патриотический боевик». Кроме шуток: худший фильм, какой я только видел – это «Зеркальные Войны». Хуже него, пожалуй, только турецкие прикольчики (да и то спорно). «Обитаемый Остров» мог бы оказаться еще хуже, но он в эту шкалу не вписывается просто потому что это вообще не фильм. В общем, «военно-патриотический боевик по госзаказу» – это синоним самого чудовищного отстоя, какой только можно вообразить. Исключения типа «Личного Номера» погоды не делают и сделать не могут. Одним словом, можно себе представить, как я удивился, услышав, что «Инферно» вышло вполне себе ничего.

Что самое потрясающее – так оно и оказалось.

Каким же непостижимым образом режиссеру Игорю Волошину подобное удалось? И вот тут мы плавно переходим к Бондарчуку и его творческим методам – это необходимо для иллюстрации.

Как снимает Бондарчук? Он запускает свои загребущие лапы в творческий багаж Голливуда и тащит оттуда все, что плохо лежит. Это было сильно заметно уже в «9-й Роте» – вот Стоун, вот Коппола, вот Кубрик, вот опять Коппола. Тогда я надеялся, что со временем Бондарчук отделается от этой дурной привычки, но сильно ошибся. В «Острове» «творческое заимствование» из метода стало самоцелью – цитаты из «Матрицы», «Бегущего по Лезвию», «Пятого Элемента» и прочих вещей громоздились друг на друга так, что терялся и сюжет, и вообще всякий смысл картины. Люди, не читавшие книгу, просто не могли понять, что, вообще, происходит на экране. Ну, вы и сами все видели.

Так вот, Волошин использовал похожий метод, но с существенной разницей: он протянул свои загребущие лапы не к Голливуду, а к порталу YouTube, где лежит полно документальных роликов об осетинской войне. Волошин ничуть не стесняется признаваться, что некоторые кадры фильма – прямая реконструкция документальных съемок.

И этот подход выстрелил, да еще как! Я много раз убеждался, что реальная жизнь – самый лучший писатель, режиссер и художник. Как бы ни был ты талантлив, ты не придумаешь сюжетов интересней, чем реальные истории, ты не создашь персонаж, более глубокий и богатый, чем самый скучный настоящий человек, и какие бы фантастические боевые машины ты не рисовал, тебе не создать ничего красивее реального Су-27.

И еще один момент. Мало кто из нас был на той войне. Как мы о ней судим? Да по все тем же репортажам и роликам. Другими словами, чем больше твой фильм похож на эти съемки, тем правдивей он кажется. И это тоже сработало. Когда я слышал крики и плач толпы в подвале под обстрелом, то аж вздрогнул: совсем, как в жизни! И только потом в голову пришло: а можно подумать, я знаю, как оно там было в жизни.

А вот эпизоды, в которых такие реконструкции не используются, получились заметно слабее. Но я даже не возьмусь сказать: то ли Волошин не очень хороший режиссер, то ли сделать их настолько же мощными было просто за гранью человеческих возможностей. Повторюсь: жизнь – лучший режиссер, не соревнуйся с ней, все равно проиграешь.

И, завершив разговор о Волошине, мы плавно переходим к Полине Филоненко и Дэвиду Генри. Без них фильма ни хрена бы не было.

Упор на документализм имел и обратную сторону: все персонажи, и главные, и второстепенные, получились довольно условными, схематичными. Их пытаются наделить некими привычками, слабостями и прочими вещами, но это опять-таки воспринимается, как некая необходимая условность. К примеру, Майкл в начале фильма говорит, что боится крови. Если в начале фильма выясняется, что герой боится воды, высоты, пауков и прочих вещей, то можно безошибочно предсказывать, какое именно приключение выпадет на его долю в кульминации (и этого шаблона Волошин, увы, не избежал). Ну, вот и кульминация. Ну, вот сейчас парень переломит себя и сделает все, как надо. Ну, вот и сделал, кто бы сомневался.

А вот эпизодические герои при таком подходе, напротив, получаются неожиданно колоритными. Мы к этому еще вернемся.

Но у Филоненко и Генри получился очень интересный дуэт, который навел меня на разные мысли, каковые я и попытаюсь вкратце изложить.

Начнем с того, что Майкл – не совсем американец, он русский эмигрант. Позже я объясню, почему считаю этот момент исключительно важным. Но он из тех эмигрантов, которые никогда не назовут Россию «рашкой». Собственно, его единственный недостаток – в своей Америке он слишком привык, что его проблемы решают другие. Если подавится, будет сипеть: «Вызови 911!» – ага, где-то у черта на рогах, в горах Кавказа. И так далее.

Недостаток один, но смертельный. Попав туда, где летают пули, такой человек мгновенно превратится в мешок с говном. И его придется тащить на себе, хотя проще бросить.

Пули начинают летать и Майкл, как и положено, превращается. Тут бы ему и конец, но в дело вступает журналистка Женя.

Я не смотрел «Все умрут, а я останусь», но теперь понимаю, что посмотреть нужно обязательно. Полине Филоненко ОЧЕНЬ удалась роль бешеной девки, наделенной дьявольской внутренней силой. Надо тащить на себе? Берет и тащит. (Ну, не в буквальном смысле, конечно). «Нам надо позвонить в посольство…» – «Ага, и за тобой пришлют авианосец. Пошли».

А дальше начинается самое интересное.

Ее силы огромны, но не беспредельны. И они постепенно уходят – с каждой перебежкой от забора к забору, с каждой автоматной очередью над головой. Вот здесь Филоненко играет великолепно: глядя на ее лицо, почти физически видишь стрелку, которая неумолимо клонится к нулю.

И этот момент наступает. Рывок к машине «Скорой помощи» за аптечкой под бешеным огнем был последним усилием. Больше ей не сделать ни шага, она лежит в подвале и плачет. Конец?

Дальше я буду писать о том, что показалось лично мне. Подчеркиваю, показалось. Очень может быть, что Волошин и в мыслях такого не держал.

Если ты эмигрируешь из России, то это говорит только о том, что ты не готов к этой стране. Россия – это для тебя слишком много. Такой шаг никак тебя не характеризует; это не хорошо и не плохо. И если ты эмигрируешь в детстве, то какая-то часть твоей души так и останется спящей, неинициированной. Нет, я не возьмусь сформулировать, что это за часть. Но она не отомрет, а будет именно спать. И в нужный момент может проснуться.

Майкл дышал русским воздухом очень недолго, но это был русский воздух особого сорта – с пороховой гарью.

И этого хватило. Он встает и начинает действовать сам – энергично и целенаправленно. И, конечно же, все у него получится. Хотя и далеко не идеальным образом.

Актеры молодцы, но дело не только в них. Скажем пару слов об информационной войне? Скажем.

О ней, собственно, и снят весь фильм. И, пожалуй, это самое слабое его место: очень уж упорно зрителю вдалбливают хоть и верную, но до безобразия простую мысль: теперь на войне побеждает не тот, кто больше стреляет, а тот, кто громче кричит. Все же это перебор: из-за каких-то отснятых кадров за нашими героями гоняется примерно половина грузинской армии, а парнишка-осетин (персонаж эпизодический, а потому яркий, см. выше), не задумываясь, жертвует собой, чтобы помочь им бежать, когда их все же ловят – в конце концов, у него в руках всего лишь автомат, а у них – камеры, оружие пострашнее иной танковой дивизии. Камеры цифровые, но щелкают, как пленочные – правильно, оружие должно звучать, вот это «чик-чик-чик» грохочет сильнее пулеметной очереди. Нет, все правильно, но слишком уж гротескно.

Сказав об информационной войне, можно перейти и к вопросам идеологии. В конце концов, мы имеем дело с агиткой. Пропагандой. Снятой лично на деньги Путина.

И вот тут возникает еще один интересный моментик.

В кадре постоянно мелькают всевозможные телеэкраны, с которых выступают то Путин, то Медведев, то Саакашвили («ну да, ну да» – кивал я головой). Да, грузин изобразили, мягко говоря, не ангелами (ролик с YouTube, где расстреливаются легковушки с людьми, Волошин интерпретировал однозначно: грузины это делают исключительно по приколу). Да, я поймал себя на мысли, что вполне всерьез жду: когда же, наконец, прибегут русские и поставят на место всю эту зарвавшуюся мразь (а поймав, подумал: надо же, какая качественная агитка вышла, обычно-то, просматривая говнище среднего уровня, начинаешь симпатизировать злодеям). Но…

Самое странное, что русских солдат показывают ОЧЕНЬ мало. Да, в конце они появляются, но мельком так. Батальных сцен, где русские вправляют грузинам мозги, нет вообще. Настолько вообще, что я даже задумался, а агитка ли это?

И когда русские все же появляются, их показывают настолько без пафоса, что просто диву даешься – эй, где идеология, где пропаганда?

Но впрочем, именно с русскими солдатами связан самый яркий эпизод всей картины. Коротенький такой, но я был в восторге. Цитирую по памяти, могу допускать неточности.

Уже когда почти все кончилось – наша пара выехалала-таки на колонну российских войск. Им сказали проезжать дальше, а вот солдата-грузина, который был с ними слегка взяли и обезоружили.

Помните, я несколько раз сказал, что в этом фильме самыми колоритными получились эпизодические персонажи?

Грузин (ноги расставлены, руки на капот, в спину упирается дуло автомата – все, как положено, короче):

– Брат! Дай телефон, радным SMS пашлю, что жывой буду!

Русский пехотинец (довольно нелепое существо с совершенно детским взглядом из-под каски, черте как сидящей на башке), целясь из автомата:

– Слы, пацаны! У меня тут братан нашелся!

Пауза.

– Ну на, держи…

Если это и агитка, то гениальная. По крайней мере, в этот момент. Эти русские могут позволить себе выглядеть абсолютно как угодно, такая это мощь. Хочешь над ними посмеяться? Посмейся. Если успеешь.

Нечто подобное писали про наших солдат западные журналисты, видевшие их в Берлине, в сорок пятом…

Но пора и закругляться. В фильме мне действительно не понравились две вещи. Во-первых, камера, которая страшно трясется даже тогда, когда в этом нет ни малейшей необходимости (еще один побочный эффект творческого метода Волошина). И, во-вторых, финал. Потому что это не хэппи-энд. Нет, все остались живы, даже те, кого следовало бы убить. Но а) я совершенно согласен с Пелевиным в том, что хэппи-энд – это одна из самых лучших вещей, какую только придумали в искусстве, б) какая-то странная пропаганда – объяснять, что как бы ты ни надрывался, все твои усилия, в конечном итоге, пропадут вотще и в) это, наконец, просто неправда. В жизни Россия вполне себе победила и в информационной войне – это стало ясно, как только BBC показала процесс пожирания галстука; это был знак: и публика, и масс-медиа, и даже политики в общем, перешли на сторону России.

Все, наверное.

Впрочем, нет. Вот еще один замечательный нюанс: работа над фильмом началась в декабре, а уже в марте мы имеем вполне конкретный и неплохой результат. Сколько там лет снимался «Обитаемый Остров»? И что вышло в итоге?

И еще один, чисто личный момент. Впервые за несколько месяцев я смог написать текст объемом больше 5000 знаков. Возможно, со мной еще не все. Возможно, мы еще повоюем.

promo a_lamtyugov january 19, 2020 16:27 14
Buy for 100 tokens
Итак, игры, превью и рецензии на которые вы можете прочитать в этом блоге. Сразу говорю, что отдаю предпочтение низкобюджетным инди-проектам, многие из которых находятся в раннем доступе. В принципе, могу написать и про какой-нибудь ААА-тайтл, но это если очень уж сильно зацепило. Кроме того, я не…

Спасибо вам!Очень хорошо расписали, аж захотелось прямо сейчас сесть и посмотреть.

Где это скачать?

Послезавтра по ТВ будет. После "Времени".

Я пока только ролик в кино видел. Фильм уже идет где-то?

А текст офигенный кстати.

Спасибо за резензию! Сильно.

(записывает в книжечку)

Смотреть, смотреть обязательно.

Хе, это была соломинка, переломившая хребет:)
Буду смотреть.
Решпект за текст.

Спасибо. Кат - шикарный :). Чувствуется, проняло.

Спасибо! Хорошо написано.

Да, давненько ты так не выступал.
Поставил на закачку.

спасибо за текст, спасибо.

Спасибо Вам Андрей за текст. Качаю.

Спасибо, будем смотреть.
Отлично написано.

>Недостаток один, но смертельный. Попав туда, где летают пули...
****************************
Напомнить Миллса? ;)

Напомнить :)

Что именно из Миллса?

Ух ты, оперативненько сняли, надо глянуть!