Hornet (a_lamtyugov) wrote,
Hornet
a_lamtyugov

Categories:
  • Music:

"Это ваш корабль"

По наводке u_96 скачал и с большим интересом прочитал эту книгу за авторством Майкла Абрашоффа. Речь идет о том, как заставить команду ракетного эсминца работать не за страх, а за совесть, чтобы все делалось на ураганном энтузиазме, а эсминец, в результате, признали бы лучшим кораблем в ВМС. Ну, и как использовать эти методики на гражданке, добиваясь аналогичных космических результатов от офисного планктона.

Пересказывать, что там написано, я не стану -- лучше прочитайте сами. Книжка читается очень легко и совершенно не перегружена военно-морской спецификой (даром, что эсминец "Бенфолд" -- он типа "Орли Берк", а это вам не хрен собачий).

Но два момента показались мне весьма примечательными.


Первый. Приняв командование, Абрашофф решил, что должен лучше узнать свой экипаж. Не поленился, выучил имена всех 310 человек (и даже их ближайших родственников) и провел с каждым индивидуальную беседу на отвлеченные темы -- ну, какие планы, что из дома пишут и так далее. В частности, интересовался, почему человек пошел служить на флот.

И был потрясен, узнав, что 50% пошли лишь потому что нет денег на колледж. А еще 30% -- потому что дома слегка надоели банды, наркотики и стрельба по ночам. То есть, лишь каждый пятый пошел служить, исходя из неких моральных соображений -- патриотизм, семейные традиции, веление сердца ("хочу быть военным, и все тут").

Тут удивился уже я. Сидючи в своей заснеженной Москве, я давно уже знал, что в американских ВС с моральной стороной мотивации серьезные проблемы -- есть же результаты опросов, ничуть не секретные. Но чтобы для американского офицера такие мысли подчиненных стали полным откровением и узнал он о них, считай, случайно... Два разных, непересекающихся мира.

Похоже, не врали большевики: классовое расслоение в армиях капиталистических стран -- штука серьезная. (Далеко ли ушли соцстраны -- другой вопрос).

И, сказав о классовом расслоении, мы плавно переходим ко второму моменту.

Второй момент. Ситуация: Персидский залив, досмотр проходящих судов. Дело очень муторное и геморройное, и даже не столько потому что досмотровым партиям приходится шариться по всяким посудинам, сколько потому что каждый акт досмотра сопровождается адской бумажной бурей, на которую уходит масса времени и сил.

Через какое-то время этого безобразия совсем молоденький то ли матрос, то ли старшина "Бенфолда" берет и левой задней ногой создает компьютерную базу данных по проходящим судам. Работы у всех кораблей в патрулировании убавляется раза в четыре. Офицеры -- начиная с Абрашоффа и заканчивая адмиралом, командовавшим всеми силами -- в шоке и говорят: мы бы в жизни до такого не додумались.

Конечно, не додумались бы. Потому что другое поколение -- не приходилось еще с пеленок за монитором сидеть.

Другими словами, какой-то матросик оказался более толковым и ОБРАЗОВАННЫМ, чем кадровые офицеры. И возможности своего корабля он тоже знал лучше, чем они. Решающую оль сыграло не формальное образование, а молодость и сопутствующая ей способность схватывать все на лету (с возрастом такая способность неумолимо уходит).

Почему так? Потому что прогресс. В парусном флоте речь шла даже не о расслоении, а о пропасти невероятной глубины. Матрос умел ставить паруса, но вычислить место корабля или решить что-нибудь артиллерийское... Хорошо, если он мог свою фамилию написать. Без ошибок. Дальше, по мере того, как нижним чинам приходилось доверять все более сложную машинерию, разрыв постепенно сокращался. В истории с "Бенфолдом" он на короткий момент, но все же достиг отрицательной величины.

Возникает противоречие: кастовость против компетентности. Именно поэтому Абрашофф вдохновлял свой экипаж на то, чтобы любой матросик мог при всех, в лицо, сказать командиру корабля: сэр, вы были совершенно неправы, надо было вот так. Результат -- отличные показатели на всех упражнениях (и на боевых задачах) плюс очень низкий уровень текучести личного состава (раньше с корабля бежали, как от чумы, при первой возможности).

Ну, и научно-фантастическая экстраполяция с последующими вопросами.

Что, если технический прогресс дальше пойдет с еще большей скоростью?

И знания, полученные в ходе формального высшего образования будут устаревать еще до того, как будущий специалист доберется до выпуска?

А фундаментальные, неустаревающие вещи окажутся не особо нужны? (Высшая математика? А компьютеры с user-friendly-интерфейсом на что?)

А боевые системы будут становиться все сложнее, но управлять ими станет все проще?

То есть, условия будут не слишком сложными, но очень быстро меняющимися.

Каким станет военный профессионал? Военная элита? Лет этак через пятьдесят?

Большой простор для фантазии, ага.
Subscribe
promo a_lamtyugov january 19, 16:27 14
Buy for 100 tokens
Что касается игр... Итак, игры, превью и рецензии на которые вы можете прочитать в этом блоге. Сразу говорю, что отдаю предпочтение низкобюджетным инди-проектам, многие из которых находятся в раннем доступе. В принципе, могу написать и про какой-нибудь ААА-тайтл, но это если очень уж сильно…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments