?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
helo
a_lamtyugov

Чайлдерс, "Основные правила" (Cardinal Rules)

А вот эти правила вполне официально преподавались вертолетчикам, отправлявшимся во Вьетнам. Каждое, как положено, написано кровью. Чайлдерс привел их все со своими комментариями. Более того, он хоть и отошел от дел, но предполагает, что нечто похожее преподается вертолетчикам, отправляющимся в Афганистан и Ирак и сегодня. Большинство этих правил было выработано еще в 1964 - начале 1965 года; я напомню, что первая командировка Чайлдерса (всего их было три) завершилась осенью 1965 года, когда веселье только начиналось.



1. Не летать в "зоне мертвеца" без особой на то причины. В целом эта зона представляет собой пространство от 50 футов высоты над землей до примерно 1000. В этой зоне Вьетконг имеет хорошие шансы в вас попасть. Из захваченных документов выяснилось, что вьетконговцев учили делать упреждение на один фюзеляж вертолета. На тысяче футов и выше, вероятнее всего, этого не хватит и трассы пройдут позади. В самом же низу вы будете заметны лишь ненадолго и у врага на прицеливание будет немного времени (или совсем не будет) и его выстрелы вновь пройдут позади. Мы старались проводить в "зоне мертвеца" как можно меньше времени.

2. Всегда сначала проводите разведку с большой высоты. Это правило идет рука об руку с предыдущим. Поверить трудно, но мы хотели, чтобы враг в нас стрелял. Именно так мы его и обнаруживали в 95% случаев. Поскольку на большой высоте в нас сложнее попасть, мы облетали район примерно на 1200 футах, после чего проходили "зону мертвеца" до уровня бреющего полета (несколько футов над землей). Когда появились пулеметы 50-го калибра, мы подняли высоту первого пролета до 2000 футов -- если полагали, что такие пулеметы у противника есть.

3. Никогда не следуйте непосредственно в хвосте другой машины. Вещь, известная, как "позиция на 180" -- это смерть. Первый вертолет обычно застигнет врагов врасплох и они не успеют точно выстрелить. Если второй следует точно за первым, вражескому стрелку понадобится лишь удерживать изначально взятый прицел и у него будут лучшие шансы на попадание. Чтобы избежать этого, ведомый должен держаться под углом от 20 до 45 градусов по борту ведущего. Цифра постоянно меняется, поскольку ведомый стремится занять наилучшую позицию для ракетного пуска по цели, если та откроет огонь по ведущему.

4. Не летать параллельно какой-либо детали ландшафта. Противник, как правило, развертывался, подготовив путь к отходу. А потому он располагался вдоль границы джунглей, на берегах рек или по кромке рисового поля. Лететь параллельно этим деталям -- значит, подставить машину под всю вражескую огневую мощь. А потому мы пытались пересекать эти линии под разными углами и всегда на вираже.

5. Не пролетать над целью. Если район обозначен, как цель, то там враги и мы по по этому району стреляем. Враги от этого обычно очень злятся. Они знают, что их позиция вскрыта и больше не пытаются прятаться и не открывать огонь. К тому же, если вас собьют, вам придется выполнить вынужденную посадку почти там же, где вы находились. Вам определенно не стоит приземляться посреди кучи очень обозленных людей с автоматами. А потому мы всегда прерывали боевой заход недалеко от цели, делая резкий вираж в ту или иную сторону (обычно, в сторону расположения своих). Этот маневр назывался "отворот" (break), планировался заранее ведущим группы и объявлялся по радио до начала боевого захода.

6. Всегда считайте, что район "горячий". Линии фронта нет, противник может оказаться где угодно, хоть прямо за воротами аэродрома. Мы снимали оружие с предохранителей еще до взлета и готовы были открыть ответный огонь, как только пролетим ограждение базы. Обычной ошибкой, которую многие делали позже, было предполагать, что если одна машина приземлилась в зоне спокойно, то зона не "горячая". Противник очень хорошо маскировался и умел выжидать правильный момент для открытия огня. Часто он дожидался темноты, поскольку знал, что наши ночные возможности ограничены и шансов уйти больше. Поэтому мы просто приходили в ужас при мысли об операции, назначенной на конец дня.

7. Никогда не открывать огонь, пока ваши силы не будут опознаны в точности. Настоящий кошмар пилота ганшипа -- ударить по своим, в особенности по американцам. Мы отклонялись от маршрута, чтобы в точности убедиться, где находятся свои. Это делалось двумя способами. Если у них были "панельные маркеры" (куски оранжевой ткани), они размещали их на земле по своему расположению. Второй, и самый быстрый способ был вызвать наземные силы и потребовать бросить дымовуые гранаты. Поскольку противник прослушивал наши радиочастоты, мы не говорили, какого цвета должен быть дым. Если бы сказали, то враг мог бы тоже бросить гранаты, чтобы запутать нас. А потому наземные силы выбирали цвет дыма, бросали и мы, имея хорошую видимость их позиции, сообщали, какой дым видим. Насколько я знаю, я ни разу не обстрелял своих. К сожалению, не о всех моих коллегах можно сказать то же самое.

8. Не стрелять через головы своих. На первый взгляд, находиться над своими, пока ведешь огонь -- мысль неплохая. Если собьют, то можно выполнить посадку в их расположении и они тебе помогут. Однако, есть несколько серьезных доводов против. Во-первых, враг обычно направлял огонь в сторону наземных сил и все, что ему было нужно -- лишь чуть-чуть поднять ствол, и порядок. Во-вторых, из нас сыпался колоссальный поток стреляных гильз и звеньев лент. Все это железо вызывало на земле неразбериху и проблемы с командованием; пехотинцам часто казалось, что в них стреляют. Чтобы избежать подобного, мы планировали боевые заходы со стороны фланга, под углом примерно 45 градусов. Мы прерывали заход и отворачивали, оказавшись невдалеке от позиций своих.

9. Стрелять только по достойной цели. Смысл правила в том, чтобы не расходовать боеприпасы, поскольку они могут внезапно понадобиться вам на обратном пути. Всегда есть искушение под конец вылета пострелять в "зоне свободного огня" (район, считающийся полностью под вражеским контролем), чисто ради практики в стрельбе. Однако, в таком месте, как Вьетнам, невозможно угадать, когда вы попадете под обстрел с земли и вам придется пробивать свой путь огнем. Кроме того, мы часто получали радиовызовы на всякие ЧП. Обычно речь шла об атакованном аванпосте, сбитом вертолете или необходимости эвакуации раненых. И наконец, пулеметы и ракетные пусковые устройства в конце дня должны быть вычищены и перезаряжены. Это отнимет у экипажа несколько лишних часов.

10. Всегда знать ситуацию. Ключ к тому, чтобы выжить и победить -- это знать как можно больше и о своих, и о чужих, прежде чем появиться в районе. Самая важная информация -- о расположении и калибре вражеского зенитного вооружения. Обычно мы справлялись с огнем стрелкового оружия, но соперничать с чем-то тяжелым 50-го калибра не могли. Позже нам пришлось любой ценой избегать ПЗРК SA-7. Настолько же важной информацией были сведения о положении своих сил, чтобы случайно их не накрыть. Хуже всего -- получить на боевом заходе приказ об отвороте, потому что стреляешь по своим. Поэтому на пути к цели мы постоянно прослушивали радио, пытаясь собрать мельчайшие кусочки информации.

11. Доводить до сведения всех подчиненных все, что можно. Поскольку каждого в любой момент могут убить, все должны знать о задании не меньше, чем командир. Эти знания помогут тем, кто остался в живых, поступить правильно и разрешить ситуацию, которая часто бывает критической. Я помню, как сбили экипаж, который не знал расположения своих и вражеских сил. Выбравшись из разбитой машины, они по ошибке направились в сторону врага, что привело к ненужным потерям.

12. Не торопиться. Когда люди орут по радио, что их разносят в клочья, у вас будет сильное искушение броситься в бой как можно быстрее. Поступая таким образом, вы можете нарушить несколько из вышеприведенных правил и ухудшить ситуацию -- открыв огонь по своим или оказавшись сбитым. Этот урок для меня был горьким. В начале командировки я приказал своим стрелкам открыть огонь, не зная, что мы пролетаем точно над своим патрулем. Из-за падающих гильз командир запаниковал, решив, что стреляют по нему. Какими он только словами нас не называл по радио, а другие экипажи, находясь на той же частоте, все это слушали. Я был, как оплеванный, пока пехотинцы не разобрались в ситуации и не извинились. С тех пор я не торопился.



Дублировано во vietnamwar_ru, как обычно.

promo a_lamtyugov january 19, 2020 16:27 14
Buy for 100 tokens
Итак, игры, превью и рецензии на которые вы можете прочитать в этом блоге. Сразу говорю, что отдаю предпочтение низкобюджетным инди-проектам, многие из которых находятся в раннем доступе. В принципе, могу написать и про какой-нибудь ААА-тайтл, но это если очень уж сильно зацепило. Кроме того, я не…

  • 1

Вопрос совсем не по теме

(Anonymous)
Не по теме вьетнамской войны, но, как мне кажется, не столь для вас далекой. Мне все равно больше спросить некого )
Где бы можно почитать поподробнее про применение ЗСУ, типа "Шилка", "Гепард" и прочие Тунгуски? Про их положение в порядках войск, про методики обнаружения и атаки целей, взаимодействие с сухопутчиками и другими, более крутыми, системами ПВО?

Re: Вопрос совсем не по теме

Вот чего не знаю, того не знаю. Сам бы не отказался.

Re: Вопрос совсем не по теме

(Anonymous)
А что конкретно вас интересует? Я служил на Стреле 10.

  • 1