Hornet (a_lamtyugov) wrote,
Hornet
a_lamtyugov

Category:
  • Music:

"Брестская Крепость"

Посмотрел вчера на ночь.

По своему обыкновению, в тряпочном качестве. Сильно тряпочном -- и кадр перекошен, и полфильма в правом нижнем углу чья-то башка торчит. Неожиданно выяснилось, что именно "Крепость" надо смотреть в качестве хорошем. Вот "Аватар", как ни парадоксально, можно почти что в любом, а здесь лучше не стоит.

Про фильм уже было сказано все, что только можно. Я постараюсь всего лишь отметить моменты, о которых по тем или иным причинам промолчали другие.


Действительно, авторы вроде бы стремились придерживаться исторической достоверности, но при этом не очень ясно, что где происходит. Однако, это не слишком и нужно. Речь в фильме идет не о тактическом рисунке боя, а о людях и не так уж важно, где и в какой момент эти самые люди находились -- у Северных ворот или в Тереспольском укреплении.

Так вот, о людях. Лично мне больше всего понравилась трансформация мотивов героев -- от "продержаться до утра, а там подойдут наши" до "продать жизнь подороже" (потому что наши, как выясняется, уже где-то в районе Минска, и даже с прорывом из крепости как-то не особо получается). Быстрая такая трансформация. Не мгновенная. Мучительная (тем более, все происходит на глазах родных). Но все же очень быстрая. А еще это отличная иллюстрация оборота "без лишних слов" -- герои говорят ровно то, что сказать необходимо, не больше и не меньше.

Самураи, говорите? Да эти ваши самураи просто жизни не знают.

Собственно, мораль картины именно в том, что каждый -- подчеркиваю, каждый -- должен уметь проделывать с собой подобную трансформацию. Полное отсутствие надежд, как самая сильная мотивация. Во-первых, это может пригодиться. Не дай бог, конечно, но мы живем в такое время, что каждая темная подворотня может стать нашим персональным Брестом (я, разумеется, приношу извинения за дикую вульгарность сопоставления).

Это во-первых. А во-вторых, овладев этим искусством, ты становишься тем самым пресловутым сверхчеловеком. Ну, не до конца, конечно (это в любом случае невозможно). Но кое-что сверхчеловеческое в тебе прорежется. А авторы фильма этот момент еще и весьма эффектно оттеняют, вводя в кадр всевозможных немцев, которые, мягко говоря, ничем сверхчеловеческим похвастаться не могут. Конечно, сразу вспоминается эпизод с расстрелом Фомина. Но есть вещи и поинтересней. Про то, как мальчик, главный герой, убивает немца, не писал только ленивый. И я, еще задолго до просмотра, пытался представить, как это может выглядеть: дико трясущееся дуло ТТ крупным планом, болезненное недоумение на лице немца, вспышка на полэкрана с оглушительным грохотом, мозги на стенку, сапоги, скребущие по полу в предсмертных конвульсиях... Одним словом, то, как принято изображать убийство, чтобы было видно, насколько это сложный и тяжелый поступок и какое количество барьеров приходится сломать.

Сухой, еле слышный треск из-за кадра и немец кулем валится на буфетный пол -- я было удивился, но потом подумал: а и в самом деле, я же тараканов тапком бью абсолютно без пафоса и какой бы то ни было ломки барьеров. А эти деятели низвели себя именно до такого уровня (тоже надо уметь, между прочим -- не у всех получается).

Вот и все от меня лично. Дальше приходится только соглашаться с другими.

Да, фильм очень хорошо снят и постоянно держит в напряжении (тряпочная копия не даст соврать: ритмичный попкорновый хруст откуда-то со стороны умолк еще до падения первой бомбы).

Да, хорошо видно, на что потрачены деньги.

Да, разные заимствования совершенно не радуют. Я не говорю о финальном эпизоде с ветераном на фоне монумента -- тут уж никуда не денешься. Но вот, скажем, кадр с ножом в рукопашной, напрямую цельнотянутый из "Райана", вызывает некоторое раздражение: дорогие друзья, ну вот зачем? Это Бондарчуку с его бильярдным шаром на плечах по-другому никак, но у вас-то и без того отлично получается.

И насчет того, что майор Гаврилов "был репрессирован". Вранье, конечно. Но, увы, необходимое. Дело не в том, что как считают некоторые, без этого вранья картину просто не выпустили бы на экраны. Просто фильм -- скажи здесь правду -- стал бы настолько откровенным реверансом в сторону Сталина, что перестал бы быть фильмом. Он превратился бы в политическое заявление. А авторы все же хотели снять кино. Художественное.

Все, наверное. У меня на сегодня планируются еще всякие дела, длинно писать не получится.

Может, еще буду пересматривать.
Subscribe

  • Космооперное

    А вот вопрос поинтересней. Как бы (квази)научно обосновать сеттинг классической космооперы? Ну, космос, в котором всегда день – на любом расстоянии…

  • SITREP

    Ладно. Стартуем в понедельник с тем, что есть.

  • SITREP

    Запуск проекта всё больше откладывается. Со Sponsr даже письмецо прислали: вы там как, собираетесь вообще? Написал в ответ, что непредвиденные…

promo a_lamtyugov january 19, 2025 16:27 17
Buy for 100 tokens
Что касается игр... Итак, игры, превью и рецензии на которые вы можете прочитать в этом блоге. Сразу говорю, что отдаю предпочтение низкобюджетным инди-проектам, многие из которых находятся в раннем доступе. В принципе, могу написать и про какой-нибудь ААА-тайтл, но это если очень уж сильно…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments