Previous Entry Share Next Entry
realism
a_lamtyugov

А небо-то -- ГОЛУБОЕ! (ч.2)

Аж четыре года назад я начал писать эссе о гомоэротических аспектах современного маневренного воздушного боя на примере фильма Top Gun. Кратко описал три основные тактические доктрины работы истребителей в паре, то, почему две последние из них можно счесть гомоэротичными -- да так и застрял. А на днях два человека попросили меня развить тему.

Писать хоть что-нибудь мне сейчас надо позарез, так что попробуем.

Итак, кто-то шибко умный сформировал пару из летчиков, которые:

а) В принципе очень разные люди -- по характеру, темпераменту и прочим вещам;
б) Не воспринимают друг друга, как напарников -- исключительно, как соперников и
в) чисто по человечески друг друга не любят.


Здесь мы сначала остановимся на пункте "б". В фильме неоднократно демонстрируется "Приз Top Gun" -- этакая деревянная доска, к которой присобачена то ли модель F-14, то ли его плоское металлическое изображение, не разглядишь. В реальной жизни этой хреновины не существует -- именно затем, чтобы летчики за ней не гонялись. Будет также уместно припомнить слова лучшего японского аса Сабуро Сакаи, сказанные им в ходе одного из интервью. Его спрашивают: чьи летчики были лучше -- американские или японские? Если один на один, отвечал Сабуро, то японские, пожалуй, получше. Но в групповых боях американцы почти всегда одерживали верх. Это потому, наверное, размышлял Сабуро, что у американских детей много всяких коллективных игр. Бейсбол, скажем.

Короче, в слове "команда" нет буквы "я" -- и именно этот пункт был фундаментальным образом нарушен. Сейчас мы перейдем к портретам героев -- Мейверику и Айсмену, и к их инструкторам -- Вайперу (он старший) и Джестеру, но до этого сделаем еще одно лирическое отступление. (Предупреждаю сразу, дальше я буду сильно упрощать).

Дело в том, что у истребителя F-14 была очень узкая специализация. Не вдаваясь в детали, скажем, что он не совсем предназначался для воздушного боя с такими машинами, как МиГ-19 и МиГ-21 (о следующих поколениях советских машин речь не идет вообще). Но успешно вести этот бой все же мог, при условии, что летчики получат особую подготовку и хорошую практическую тренировку в учебных боях с машинами, которые ближе всего к МиГ-21 (тогда для этого использовались в основном F-5E "Тайгер"). Собственно, в этом и была цель Navy Fighter Weapons School, более известной, как Top Gun -- научить летчиков бить МиГи на машинах, которые слабо для этого годятся.

Лирическое отступление закончено и Мейверик делает свой первый вылет в компании с Джестером. Вот тут-то оба инструктора и поняли, что за подарочек свалился им на голову.

Безо всякой подготовки Мейверик уверенно загоняет Джестера в проигрышную позицию, да так, что Джестер нарушает одно из правил относительно минимальной высоты. Мейверик немедленно нарушает его тоже. А заканчивается это все воздушным хулиганством в чистейшем виде -- облетом вышки на околозвуке.

В следующей сцене инструктора очень немногословны, но именно в этот момент они решают судьбу Мейверика. Летчик от Бога, да. Но с легкостью нарушил правила. Хулиганил. И это все в первый же день! Выпнуть бы его, откуда пришел? Или все же не выпнуть? Вайпер, лично знавший покойного отца Мейверика, решает не выпинывать -- отец тоже был таким и летчик из него получился отличный.

А дальше Мейверика и Айсмена объединяют в пару -- и, собственно, вот с этого-то момента и начинается психологическая драма.

Собственно, Айсмен -- ничуть не худший пилот, чем Мейверик, ла наверное, и лучший. Но он слишком зажат, консервативен, не любит импровизировать, а уж нарушение правил, любых правил, это для него о-о... Итак, вылет двое на двое -- Мейверик с Айсменом против Вайпера с Джестером.

(Маленький дисклеймер: в таких фильмах все происходит очень замедленно, чтобы зритель успел все разглядеть. Реальный воздушный бой по сравнению с киношным -- это как поединок на мечах в "Звездных Войнах" по сравнению с поединком в "Затоичи").

Сначала все пошло идеально. То ли Джестер лопухнулся, то ли еще чего, но Айсмен оказался относительно него в хорошей выигрышной позиции. Условный пуск производить пока нельзя, но это вопрос нескольких десятков секунд, если не меньше. В общем, не вывернуться инструктору. Вот тут-то Мейверик и выкидывает свой знаменитый фокус:

-- I'm going after Viper.
-- Goddamn you, Maverick!
-- Mav, don't leave him.

То есть, Мейверик бросает Айсмена наедине с Джестером и отправляется устраивать замес с Вайпером. Нарушение правил, само собой -- если один атакует, второй должен прикрывать. Или же, согласно доктрине "луз-дьюс", добивать. Но уж точно не бросать. Однако и здесь не все однозначно.

Расчет Мейверика прост: сейчас Айсмен по-быстрому добьет Джестера, а потом свалит и Вайпера, который уже будет связан боем с Мейвериком и достойно ответить на новую угрозу не сможет. В реальном бою такие фокусы делать нельзя -- они приводят к тому, что бой разваливается на отдельные поединки самолетов и его исход становится непредсказуемым, особенно в случае появления такой штучки, как wildcard -- шального самолета любой из сторон, который просто пролетал мимо и решил принять посильное участие.

Но Мейверик-то знал, что никаких шальных самолетов над полигоном быть не может. Он другого не учел.

Как только Айсмен остался наедине с Джестером, пусть и в выигрышной позиции, его картина мира начала рушиться. А потом он просто запаниковал.

Следующий кадр фильма -- Мейверик, уже зашедший в хвост Вайперу, абсолютно внезапно оказывается сбит Джестером, выскочившим буквально из ниоткуда. Фрейда с Юнгом Джестер явно не читал, но запах паники чувствовал за километры. Фильм не показывает, как Айсмен потерял контроль над ситуацией, как его выигрышная позиция внезапно стала полностью проигрышной и как это все завершилось условным пуском или пушечной очередью. Ну а потом Джестер разобрался и с Мейвериком, для которого такое развитие ситуации, повторимся, было как гром среди ясного неба.

А дальше идет самое интересное. Сцена в раздевалке. Заходит Джестер:

That was some of the best flying I've seen yet. Right up to the part where you got killed.

В переводе на русский: ты все сделал совершенно правильно.

You never, never leave your wingman.

Обратите внимание: говоря об Айсмене, Джестер употребил слово wingman -- "ведомый", хотя технически все было наоборот: атаковал Айсмен, следовательно, в данный момент ведомым был как раз Мейверик. Почему так? Потому что здесь речь идет уже не о тактике. В тактическом плане, как неоднократно и говорилось, истребители меняются ролями, как шариком от пинг-понга. Но здесь пошла уже чистая психология. Психологически Мейверик доминирует. (Подчеркнем, это ничуть не помешает ему в следующих боях с легкостью отдавать атаки и победы Айсмену). Но то, о чем идет идет речь, лежит уже за пределами неба: психологически из них двоих Мейверик главный. Основная мысль Джестера: среди напарников тебе будут попадаться и вот такие. И вот их действительно бросать нельзя никогда.

А дальше -- хорошая игра Вэла Килмера, натурально, глотающего слезы:

Maverick ... It's not your flying, it's your attitude. The enemy's dangerous, but right now you're worse than the enemy. You're dangerous and foolish. You may not like who's flying with you, they may not like you... but whose side are you on?

А слезы тут есть от чего глотать, есть. Психологи меня поправят, но на мой взгляд, здесь имеет место защитный механизм вымещения. Но обвинить Мейверика в случившемся у Айсмена как-то не очень получается. Слишком уж хорошо он понимает, кто здесь на самом деле лажанулся. И почему.

Вот тут-то Айсмен и решает никогда в жизни больше подобного не допустить. Решает с полной одержимостью.

Что будет дальше?

Правильно, катастрофа.

===

Продолжение следует?

promo a_lamtyugov january 19, 2020 16:27 12
Buy for 100 tokens
Итак, игры, превью и рецензии на которые вы можете прочитать в этом блоге. Сразу говорю, что отдаю предпочтение низкобюджетным инди-проектам, многие из которых находятся в раннем доступе. В принципе, могу написать и про какой-нибудь ААА-тайтл, но это если очень уж сильно зацепило. Кроме того, я не…

  • 1
Или я чего-то недопонял, или в вашем остроумном анализе есть явная натяжка... В этом бое (перед сценой в раздевался) в паре с Мейверика не Айсман, а Голливуд. Присмотрите внимательно! Они обмениваются репликами перед взлетом, на пилоте ведущего самолета голубой шлем (у Айсмена - серый), Мейверик обращается к "Голливуду" в полете. Так что, лажанулся не Айсман. В этом бою Джестер свалил не его. И, следовательно, Килмеру-Казански-Айсмену не зачем лить слезы в раздевалке и исправлять ошибки.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account