Желание примазаться к чужой славе, как обычно, стало для меня поистине невыносимым, но в сообщество я все же не полезу, оставив гомоэротизм и тактические приемы воздушного боя здесь, в моем уютном бложике.
Итак, намечается очередной учебный воздушный бой двое на двое -- и в голове у Айсмена, фамилию которого, как совершенно правильно отметил Олег Дивов, Мейверик произносит, как "Казанский" с отчетливым "й" на конце, творится хрен знает что.
Во-первых, в критический момент Айсмен запаниковал. Вероятно, многим из нас, мужчин, приходилось паниковать -- именно до той степени, когда теряешь контроль над своими мыслями и поступками. Если же вам не приходилось, то поверьте на слово: ничего омерзительней воспоминаний о таком состоянии не существует. Ей-богу, лучше б в говно упал.Все усугубляется и тем, что паника Айсмена имела вполне конкретные и очень нехорошие последствия. Скажем, когда я запаниковал на вступительном по математике, этого даже никто и не заметил. Включая экзаменаторов -- судя по тому, что экзамен я сдал и в институт поступил. А здесь результат был, что говорится, на лице.
Паника вызывает чудовищное, жгучее, почти неуправляемое желание отыграться.
Ну и во-вторых. Именно Айсмен видел себя психологическим лидером (лишний раз подчеркну: психологическим, не тактическим, вне рамок воздушного боя). Однако весна беспощаднейшим образом показала, кто где срал: Мейверик не ставил Айсмену подножек, под руку не толкал, напротив, потребовал от него именно то, чему того и учили. И в этот момент Айсмен сам, своими руками определил себя в подмастерья. Причем в подмастерья хреновые.
Короче, решает Айсмен, ЭТОГО БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ.
Вылет начинается.
На этот раз условных противников трое (по крайней мере, столько показали). Ну что ж, правильно: арабы -- они тупые как пробки, особенно те, кого рассовали по истребителям, но зато их много, так что учитесь, детки.
Свои mad skillz Мейверику даже применять не пришлось: пара F-14 вступает в бой с задней полусферы, имея преимущество по высоте и внезапности (противника они обнаружили первыми). Красота.
Мгновенно сменившаяся полной жопой. И у этой жопы есть имя. И личный позывной. Правильно, Айсмен.
Короче, Мейверик выбирает цель и атакует. Дистанция очень небольшая, ракеты не наведутся, нужна пушечная очередь, которая вот-вот последует (условно, разумеется). Цель (в данном случае, это "Скайхок", который в плане маневренности тоже кое-что умеет) ложится в вираж -- это вполне реальный шанс стряхнуть с хвоста тяжеленную тушу со слабой тяговооруженностью, каковой F-14, собственно, и является. Но какое там, поздно уже. Вляпался.
Вот в этот-то момент Айсмен и делает дикую вещь, идущую вразрез со всеми правилами вообще: он атакует ту же цель, на похожем (именно похожем) вираже, вклиниваясь между "Мейвериком" и искомым "Скайхоком". ПОТОМУ ЧТО ПОЗАРЕЗ ДОЛЖЕН ЕГО СБИТЬ.
Первая реакция Мейверика -- простое человеческое остолбенение: действия Айсмена противоречат не только всем правилам, но и обычному здравому смыслу.
-- That son of a bitch cut me off!
Дальше имеет место быть один нюанс, в обсуждении которого моя компетентность заканчивается (в конце концов, я всего лишь журналист). И симуляторный опыт не помогает. Короче, как и было сказано, параметры виражей Мейверика и Айсмена почти одинаковые. ПОЧТИ. Но при этом Мейверик уже готов открыть огонь:
- Look at this! Jesus Christ, I can take a shot right here.
-- а вот Айсмену все еще требуется доворот на цель. Насколько такое возможно в реальности, я не знаю. Для кино-то точно сойдет. Ну да ладно.
Айсмен... Вся его ненависть и презрение к себе, все его честолюбие, все его стремление быть лидером, первым, внезапно материализовались -- эти эмоции весят тридцать три тонны и имеют форму и размеры палубного истребителя F-14, который всей своей тушей болтается в прицеле напарника, не давая тому открыть огонь.
И сам, главное, стрелять не может.
Здесь вызывают некоторый интерес оставшиеся два истребителя условного противника. Можно предположить, что пилотировавшие их инструктора настолько охренели от увиденного, что не стали ничего делать вообще. А вот в реальном бою надолго хренеть они бы не стали. Две машины в такой камасутре, кроме шуток, можно сбить одной ракетой (особенно, если ракета зенитная, там на массе БЧ не экономят, да и ракеты "воздух-воздух" попадаются упитанные такие).
Но даже без реального противника все происходящее было очень опасно само по себе. Мейверик и Айсмен одновременно атаковали одну и ту же цель, одним и тем же маневром и траектории их машин были безобразно близки. В этих условиях а) по какому-то поганому закону физики истребители стремятся занять одну и ту же точку в пространстве и б) внимание их пилотов в этот момент полностью сфокусировано на цели. Мы помним, что дело закончилось катастрофой, так вот, ребятам крупно повезло: вы уже и сами понимаете, что при таком раскладе разбитых самолетов могло быть больше вдвое, а трупов -- вчетверо.
Все это не могло длиться вечно. Маневр Айсмена был динамическим -- то есть, таким, в ходе которого самолет теряет кинетическую энергию быстрее, чем ее восполняют двигатели. Динамическое маневрирование -- это тот рывок, который приводит тебя в атакующую позицию. Или выводит из-под удара. Именно при таком начинаются легендарные "блэк-ауты", а слишком резкий динамический маневр на истребителе эпохи Первой мировой запросто может привести к тому, что твое фанерное сооруженьице рассыплется в воздухе, не выдержав нагрузок (особенно, если раньше было как следует изношено). Что будет, если ты израсходуешь слишком много энергии? Ну что будет, что будет -- упадешь.
Хотя бы об этом Айсмен помнил:
-- I'm off. Shit.
Он и ушел, реверсировав вираж. Но дистанция между Айсменом и Мейвериком уже сократилась настолько, что двигатели Мейверика вместо нормального воздуха полной грудью хапнули его выхлопа...
А здесь мы сделаем лирическое отступление, настолько же занятное, насколько и познавательное.
Сценарий Top Gun, фактически, писался одновременно сценаристами и летчиками. Сначала-то он писался только сценаристами (как говорят летчики, очень странные вопросы ребята задавали), но потом было решено подтянуть авиаторов к более непосредственному участию. И вот в один прекрасный день приходят киношники к летчикам и говорят: нам нужна драма. Даже не так -- ДРАМА. Это как, интересуются авиаторы. А вот так, отвечают им. Нужно, чтоб у героя погиб лучший друг! И чтоб в полете!
Так как же он на хрен погибнет, если сидит себе в задней кабине и втыкает в радар (это и есть его основное занятие)? Не стреляться же ему там? Летчики принялись чесать коллективную репу.
Дело кончилось тем, что главный консультант, помянув весь кинематограф, начиная с братьев Люмьер, тихим незлым словом, отправился в архив и принялся перелопачивать ВСЕ отчеты о серьезных летных происшествиях с F-14. И, что самое странное, действительно нашел почти то, что нужно. Когда один из F-14 выполнял некий маневр, у него заглох один из двигателей. Маневр оказался таким, что возникший разнотяг почти мгновенно ввел машину в плоский штопор. Какое-то время летчики пытались бороться за самолет, но быстро стало ясно: все, приехали, EJECT-EJECT-EJECT.
Чтобы катапультироваться из F-14A и B (в фильме снимались они) нужно выдернуть специальные петли, располагающиеся у заголовника кресла. Выяснилось, что именно в плоском штопоре это весьма нетривиальная задача: довольно мощная центробежная сила отбрасывает тебя вперед, к приборной доске -- до заголовника хрен дотянешься (и этот момент в фильме показан очень хорошо). Но дотянулись.
И, короче, уже при катапультировании эти ребята сумели врезаться друг в друга в воздухе. Правда, никто не погиб, все отделались переломами. Главный консультант взял это за основу, а Убийцей Лучшего Друга решил назначить отстреленный фонарь кабины. Вообще, фонарь F-14 при катапультировании улетает не вертикально вверх, а чуть назад, на тот случай, если самолет имеет нулевую скорость (если твоя машина, скажем, тонет в море или горит на палубе). Но в случае с плоским штопором -- ладно, эта зараза может кувыркаться над самолетом где угодно. Если Лучший Друг влетит в нее насмерть своей драматической башкой, мы не особо отступим от реализма. Для кино точно сойдет.
Ну, он и влетел.
С этого момента серьезные психологические проблемы начинаются уже у Мейверика.
====
И вот тут мне тупо стало лень писать дальше. То ли замутить еще одну часть, то ли хрен с ней...
Journal information