На самом деле важно, ибо этот фильм – о чувстве гражданского долга у американцев среднего класса. Причем утверждается это настолько сильно, что ощущается даже некий перебор: долг долгом, но разносить вдребезги квартал Лос-Анджелеса может, все же не стоило?
И вот здесь обрисовывается первая занятная черта "Голубого Грома": назвать авторов его сценария возможным не представляется.
Ну как же, скажете вы. А Дэн О'Бэннон и Дон Джейкоби?
Сейчас я кратко расскажу, что наворотили Дэн с Доном, а потом мы уже будем разбирать то, что получилось из этого после обработки исходного текста безвестным литературным голливудским негром.
В первоначальной версии сценария герой-вертолетчик был хорошо так душевнобольным. Причем это было вовсе не вьетнамское посттравматическое стрессовое расстройство, как попытались втереть нам Дэн и Дон (предметную область они изучали слабо). Во Вьетнаме такие штуки не зарабатывались. Там был и бред преследования (протагонист всегда ходил в бронежилете), и алтарь в потайной комнате (комната вся уставлена свечами, как положено), и принятие решений на основе разгадок всяких ребусов (под конец они ему прикажут "карать" – ну, он и начнет. Плюс убийство всякой шпаны, плюс патологическая асексуальность и общая десоциализация. Одним словом, человек больной насквозь. Человек, причем, молодой, куда моложе, чем в окончательной, негритянской версии сценария.
А почему Дэн с Доном сделали его таким? А потому что вертолетчик. И не просто вертолетчик, а полицейский вертолетчик. Любит заглядывать нормальным людям в окна. Это ничуть не шутка. Два этих сценариста действительно жили в Лос-Анджелесе и шум полицейских вертолетов не давал им спать. Сценарий, натурально, был написан в отместку летающим копам. Ничего удивительного, что героя наградили массой отрицательных черт.
Так вот, если кратко, первоначальная версия сценария была о больном полицейском вертолетчике, точнее, о том, как его психоз постепенно вылез наружу.
Что из этого перекочевало в окончательный сценарий? Это можно пересчитать по пальцам.
Ну, естественно, наблюдение за голыми женщинами.
Ну, имена многих персонажей (кое-что негр выкинул за явной ненадобностью).
Ну, отдельные эпизоды финального побоища.
И, конечно, любопытная привычка главного героя постоянно проверять свое чувство времени. Надо сказать, что потеря этого чувства действительно может быть результатом психзаболевания, я специально у dpmmax выяснял.
Как ни странно, это все. Прошу заметить, что супервертолет в этом списке не значится. Нет, он там был, но изменился до неузнаваемости. А псих-вертолетчик стал более чем положительным главным героем – он Америку спас страшно сказать от чего.
Для режиссера, Джона Бэдэма такие трансформации вообще характерны. Вот его фильм "Короткое Замыкание" помнят решительно все, но все ли знают, что первоначальный сценарий был о борьбе со злобным свихнувшимся боевым роботом?
Завершая разговор о Дэне с Доном отметим: судя по их интервью, они до сих пор считают, что какой-то подонок изуродовал хороший сценарий.
Ну а мы заметим, что сценарий был хреновым. Хотя бы просто потому что там штамп сидел на штампе.
Чтобы понять, что именно так хорошо поменялось в сценарии, нам понадобится пристально взглянуть на две его составляющие. На сам вертолет и на зловещего полковника Кокрейна.
Пока заметим: его зверская рожа получилась такой потому что Малькольма Макдауэлла действительно покатали на вертолете и выяснилось, что Макдауэлл здорово укачивается. Если вы вдруг надумаете пересматривать фильм – в особенности, сцену финального боя – возможно вас развлечет тот факт, что Макдауэлл в этот момент думал, как бы не блевануть в камеру.
А мы на этом временно закончим по причине лени.
Journal information