В общем, в отличном сообществе

В частности, там было такое:
В голове зазвучали слова Мастера: двуручный меч держат обеими руками.
Не стоит и говорить, что от такого авторского пассажа все присутствовавшие разразились гнусным хохотом. Я тоже похихикал, но потом задумался. Перед нами очень красивая иллюстрация того, зачем автору необходимо изучать фактический материал. В данном случае дело вот в чем.
Относительно чисто двуручных клинков существует определенный стереотип: это такая здоровущая дура, для владения которой достаточно навыков среднего дровосека, ну и большие мышцы, конечно (да, чуток утрирую). В какой-то мере я и сам так считал -- ровно до того момента, когда мне показали, как в действительности фехтуют классическим цвайхендером. Это была богатая и необычная техника; она очень интересно использовала огромную длину и массу клинка. Одним словом, я лишний раз убедился в правоте Олега Михайловича Хажинского, сказавшего: все больше, чем кажется.
Так вот, если бы автор в минимальной степени изучил предмет, то могло бы получиться красиво, интересно и познавательно. Но увы.
Там есть и еще один момент -- "зазвучали слова Мастера". И вот это -- проблема уже не автора, а литературы, как явления. С литературной точки зрения все отлично (сейчас не говорим, что это вообще-то затасканный штамп). Но с фактической точки зрения... Если вам приходилось спарринговать (неважно, в каком виде единоборств), вы знаете, что как раз в этот момент никаких связных мыслей у вас в голове просто нет. Вы действуете, не задумываясь -- там задумываться нельзя. Не говоря уже о том, чтобы слушать чьи-то голоса. Налицо противоречие -- и вот его уже не разрешить никак. Правильно говорят, что литература -- это правда в обертке из лжи.
Продолжая тему двуручных мечей, приведем еще цитату:
Воин в черном плаще воткнул оба меча в землю с двух сторон от себя и выхватил из складок своего плаща длинный двуручный меч с рунами эльфов на лезвии.
Все, естественно, опять заржали. Но и тут есть о чем подумать. Вот здесь перед нами очень нехорошие грабли, на которые наступали и действительно большие писатели. Стругацкие, например. (Хотя, разумеется, в их исполнении настолько дико это не выглядело). Вероятно, этот дефект лучше всех описал Марк Твен в своем эссе "Литературные грехи Фенимора Купера". Между прочим, для wannabe-писателей абсолютно обязательное чтение.
Впрочем, если уж честно, я и сам в свое время считал, что сочинять фэнтези -- это раз плюнуть. И ведь пытался. Слава богу, что результатов никто не видел.
Journal information