Hornet (a_lamtyugov) wrote,
Hornet
a_lamtyugov

Categories:

Кто вы, зомби?

Вчера в комментариях к моей записи о "Ходячих мертвецах" получилась небезынтересная дискуссия. На один комментарий ответ у меня стал вытанцовываться таким, что я почел за лучшее оформить его в качестве отдельной записи.

Уважаемый sish написал:

Однако практически в каждом зомби-фильме пытаются обыграть то, что пугало в самых первых: восстание мертвецов само по себе. Я про фильмы претендующие на реальность, а не про реальность.
Сейчас любой видел множество сюжетов на эту тему с детства. Сами по себе зомби теперь не древний ужас, а персонаж фильма. То есть поначалу его скорее будут снимать на телефон, чем убегать) Скорее любой балбес будет знать, что бить надо в голову, а укус смертелен, чем ставить эксперименты и удивляться:"Ааааа, я выстрелил в него мешок патронов-а он не упал!!!".
Последнее как раз выглядит смешно и нелогично.
Про инопланетян задумка лучше-они все разные по сюжету и поэтому методы борьбы не однозначные.


Здесь мы можем поставить себе два вопроса.

Первый. Насколько в действительности способны произведения массовой культуры психологически подготовить человека к необычной экстремальной ситуации? Я имею в виду не какие-то практические навыки, а именно адекватное восприятие реальности.

Интересный вопрос. Можно посмотреть кучу фильмов о том, как подбивались немецкие "Тигры" (иногда чуть ли не по десятку подряд). Но, по словам одного моего коллеги, когда сталкиваешься с "Тигром" живьем, легкое желание начать драпать возникает почти сразу. Даже если речь идет об очередном танковом фестивале с участием восстановленного образца. Который, естественно, никакой угрозы не представляет. Причем, по словам коллеги, на "Тигр" при этом даже необязательно смотреть -- достаточно почувствовать, как от его хода у тебя под ногами земля начинает трястись.

А вот хороший пример того, как массовая культура срабатывает в обратную сторону, усиливая действие в общем-то невинных вещей. Действие происходит после показа фильма "Звонок". Мне в этом ролике финал очень нравится.



А вот это, небось, все видели: зомби на улицах Нью-Йорка. А ведь всего лишь актеры в гриме. Правда, в очень качественном:



Другими словами, с воздействием массовой культуры вопрос остается открытым. Может сработать, может не сработать, может сработать с точностью до наоборот. Черт его знает. Тут, конечно, хорошо бы поставить чистый эксперимент с участием статистически значимой группы, смотревшей многие хорроры на тему восставших мертвецов, контрольной группы, такие фильмы не смотревшей вообще и, собственно, самих живых мертвецов, хотя бы и в небольшом количестве. Что-то мне подсказывает, что с последней составляющей могут возникнуть определенные проблемы.

Ну да ладно. Оставим пока психологический аспект и перейдем к чисто тактическому. Еще раз процитируем вот эту фразу:

Про инопланетян задумка лучше-они все разные по сюжету и поэтому методы борьбы не однозначные.

Хе-хе, как бы не так. Нет, про инопланетян разговора нет. Но вот с зомбями, цитируя дочь офицера, не все так однозначно.


Если присмотреться, то выяснится, что общих черт у зомби из разных произведений не так уж и много. Все они дохлые, вероятно, вонючие, имеют какой-нибудь неестественный цвет (традиционно таким считается грязно-зеленый), гинют заживо и, конечно же, всегда нападают на живых людей.

Дальше же начинаются сплошные различия. Подчеркну одну вещь. Разница даже в одном-двух мелких нюансах способна ОЧЕНЬ ЗНАЧИТЕЛЬНО повлиять на тактику выживших. А здесь бывают очень даже не мелкие нюансы. Перечислим лишь некоторые (если кто-то вспомнит еще что-то важное -- комменты, как обычно, открыты).

1. Тип зомби-апокалипсиса. Грубо, таких два: "мягкий" и "жесткий". При "мягком" каждый, укушенный зомби сам становится зомби (чаще всего это объясняют таинственной инфекцией). В случае же "жесткого" каждый покойник -- неважно, от чего умер -- восстает в виде зомби. Объясняется такой фокус загадочным излучением из космоса, накрывшим Землю или же не менее таинственным веществом, вдруг распылившимся в земной атмосфере. Любопытно, что даже такие ужасы не означают полный аллес капут -- нужно просто вовремя завести себе привычку немедленно сжигать или обезглавливать каждого новопреставившегося.

2. Подвижность зомби. Ну, просто о скорости перемещения говорить нечего, тут сказано достаточно. Но это еще не все. Могут ли зомби взбираться по вертикальным лестницам? По вертикальным поверхностям вообще? Перелезать через высокие заборы? Преодолевать водные преграды? Разрушать препятствия (если да, то какие и насколько быстро)? И так далее.

3. Локальный интеллект зомби. Умеют ли они действовать хоть сколько-нибудь согласованно (перемещение даже относительно небольшой группы в едином направлении -- это уже кое-что)? Коммуницировать (хотя бы на уровне муравьев и пчел)? Пользоваться орудиями? (В тех же The Walking Dead зомби умели употреблять крупные каменюги. А в некоторых игрушках даже владеют огнестрельным оружием. С человеком им, конечно, не сравниться, но кое-как бабахнуть в тебя сумеют -- в подходящих обстоятельствах). Избегать препятствий и ловушек? Или проделывать что-то совсем уж сложное, типа организации разведки, засад, отвлекающих маневров и прочего?

4. Удаленный интеллект зомби. Штука редкая, но действует с чудовищной силой. Если коротко, за зомби-апокалипсисом стоит неплохой внешний разум. Пример. Если на украинскую границу время от времени забредают одинокие зомбаки, то украинские пограничники просто лениво отстреливают их ради практики в стрельбе -- и никто особо не парится. Но вот если ранним воскресным утром (как завещали все классики), на Украину абсолютно одновременно и синхронно, минута в минуту -- из России, Польши и Молдовы -- вламываются три волны зомби численностью этак по полмиллиона рыл в каждой, то у Украины могут начаться проблемы. Именно так все и делается в отличной игре Plague, Inc. в партии за вирус Necroa. При правильно построенном вторжении в европейской стране средних размеров в течение нескольких суток живых людей не остается вообще.

5. Живучесть зомби. Поражаются только в голову? Или можно и в корпус? Или можно в корпус, но куда лучше в голову? Горят ли они? Действует ли на них какая-нибудь химия? Насколько они прочны механически -- может, разваливаются от легкого пинка? Как на них действует огнестрел (будем помнить, что в World of Darkness в деле уничтожения других ходячих мертвецов -- вампиров -- холодный длинномер типа той же катаны в общем случае действовал куда эффективней, чем пистолет, и на то были серьезные причины).

6. Цикл зомби. Сколько они "живут"? В той же Plague, Inc. срок активности зомби был весьма ограничен, поскольку они продолжали разлагаться (причем в жарких странах процесс шел заметно быстрее). К тому же, к делу подключалась фауна -- от насекомых до разнокалиберных животных-падальщиков.

7. Кстати, о животных. В зомби превращаются только люди? Зомби-ротвейлеры в 7 Days to Die -- это отвратительные твари. Зомби-медведь в кульминации Zombeavers смотрелся весьма убедительно, даром, что комедия. А крысы-зомби могут оказаться опаснее двуногих ходячих -- их безобразно много и от них куда сложнее отгородиться.

И еще много чего, наверное, можно вспомнить. Общая мораль: зомби бывают ОЧЕНЬ разными и каждая разновидность требует собственной тактики противодействия.


Впору вводить новый, чисто зомбиный юзерпик. Откуда его взять, я уже знаю. Но еще не решил, какой именно. Их там много.
Tags: survival, зомби, игры, кино
Subscribe
promo a_lamtyugov январь 19, 16:27 14
Buy for 100 tokens
Что касается игр... Итак, игры, превью и рецензии на которые вы можете прочитать в этом блоге. Сразу говорю, что отдаю предпочтение низкобюджетным инди-проектам, многие из которых находятся в раннем доступе. В принципе, могу написать и про какой-нибудь ААА-тайтл, но это если очень уж сильно…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments