Previous Entry Share Next Entry
zombie alert
a_lamtyugov

Живые и мертвые

Давно не писал о зомбятине.

Как мы знаем, в описаниях зомби в современном искусстве есть два основных направления. Согласно первому, зомби -- это действительно ходячие мертвецы, которых приводит в движение некая таинственная сила. Согласно второму же, зомби -- это вполне живые люди с весьма специфическим поражением головного мозга, несколько напоминающим то, что делает вирус бешенства. У них точно так же отказал интеллект, но агрессивность выросла до предела.

Считается, что второй вариант более реалистичен. На самом деле, ничуть не бывало. И дело вовсе не в том, что таких вирусов не бывает (допустим, что бывает). Сейчас мы об этом и поговорим.



1. Убить мертвеца
В комментариях к одной из моих предыдущих записей возникла дискуссия: чем вообще живой отличается от мертвого? На этот вопрос есть простой и однозначный ответ: условиями поражения.

Здесь хорошей иллюстрацией будут условия поражения вампира в сеттинге World of Darkness. Вампир -- это тоже ходячий покойник. Соответственно, по нему плохо работает огнестрел. Пуля просто делает дырку не слишком больших размеров -- кровотечения нет, болевого шока нет, повреждение внутренних органов ничего не дает (они все равно уже не работают). Но ведь как-то надо его убивать? Иначе, как выражался Карлсон, я так не играю. В White Wolf решили, что вампир однозначно уничтожается огнем или обширными механическими повреждениями. Если хорошо распороть его, скажем, бензопилой, то ему резко поплохеет. А отсечение головы убивает моментально. Именно поэтому правильный охотник на вампиров не слишком заморачивается с огнестрелом, но всегда имеет при себе качественный холодный длинномер (традиционно катану).

Это все, конечно, сплошные условности, но условности необходимые. С "мертвыми" зомби примерно та же история. Традиционно считается, что их уничтожает действительно тяжелая травма головы (идеален выстрел из дробовика, но хороший удар бейсбольной битой с вколоченными гвоздями тоже годится). Мы же, как и всегда, можем придумать что-то свое. К примеру, зомби поражается выстрелом не в голову, а в жопу. Это, кстати, здорово осложнит дело: если зомби движется на тебя, попасть ему в голову куда проще.

Так или иначе, мораль проста: мертвецы более живучи, чем живые. И намного.

Скажем пару слов и о живых.

2. Убить живого
А его не надо убивать. Он сам подохнет. И до безобразия быстро.

Вы будете смеяться, но даже в самой комфортной обстановке мы уже выживаем. Мы обеспечиваем себя водой, пищей и поддерживаем оптимальный температурный режим. Даже если обеспечение себя пищей сводится к тому, чтобы дойти до холодильника -- это уже целенаправленное действие.

При тяжелом поражении головного мозга масса таких возможностей для "живого" зомби отсекается. Допустим, пищу ему дают нападения на живых (правда, сырое мясо -- не очень хороший вариант). Когда живые будут съедены, начнут жрать друг друга, никуда не денутся. С водой все хуже. Наверное, они додумаются пить из луж. А если луж толком нет? Вот прямо сейчас в Москве лужи образуются в основном лишь от прохода поливальных машин, на что в условиях зомби-апокалипсиса можно не рассчитывать. Если каким-то чудом еще работает водопровод, "живой" зомби не сумеет открыть кран. Если в руки ему попадет фугас "Кока-колы" -- не догадается отвинтить пробку. И так далее. Обезвоживание убивает человека примерно за десять суток, но гораздо раньше зомбак напрочь потеряет способность так бодро бегать за людьми, как в "28 дней спустя".

Плюс возможность всех мыслимых инфекций: от дизентерии (попил из лужи, да?) до сепсиса и столбняка (в дело пойдет любая царапина).

А зимой они будут замерзать. А летом -- получать солнечные и тепловые удары.

Другими словами, тут апокалипсиса не получится. Вспышка болезни, вызванной таким вирусом, неминуемо заглохнет сама собой.

Но самая главная слабость "живых" -- они реальны. Повторюсь еще раз: ходячего мертвеца можно придумать каким угодно, благо он не существует. А вот живые люди, со всеми своими слабостями очень даже существуют. Их придумать уже нельзя.

3. Возможные пути обхода проблемы
Можно допустить, что таинственный вирус не просто разрушает мозг, но и дает своему носителю некие сверхвозможности, благодаря которым все, что описано выше, перестает быть проблемой. Тут затруднение в том, что это должны быть очень и очень нехилые сверхвозможности. К примеру, способность неограниченное время оставаться живым и здоровым, бегая в трусах и майке по морозцу этак в -30. Придумать-то можно, но это уже становится ничуть не более реалистично, чем ходячие мертвецы. То есть, пропадает самое главное: уже нельзя претендовать на большее правдоподобие.

Еще можно предположить, что интеллектуальные функции, навыки самообслуживания и социального поведения разрушаются не полностью -- кое-как "живые" зомби могут о себе позаботиться. И вот это крайне печальная тема. Дело в том, что для такого фокуса никакой таинственный вирус просто не нужен. История знает достаточно примеров того, как очень большие группы людей могут наглухо ебануться и при этом не просто сохранить навыки самообслуживания, но и навыки владения такими вещами, как танковые дивизии (на всех уровнях). Интеллектуальные функции же сохраняются настолько, что даже позволяют по ходу дела получать интеллектуальное удовольствие от чтения Ницше или, скажем, Тараса Шевченко.

Попросту говоря, это уже не зомби-апокалипсис. Это совершенно другая вещь.

4. Резюмируя
Я нахожу концепцию "живых" зомби полностью бесперспективной. Комментарии, как всегда, открыты для всех.

promo a_lamtyugov january 19, 2020 16:27 12
Buy for 100 tokens
Итак, игры, превью и рецензии на которые вы можете прочитать в этом блоге. Сразу говорю, что отдаю предпочтение низкобюджетным инди-проектам, многие из которых находятся в раннем доступе. В принципе, могу написать и про какой-нибудь ААА-тайтл, но это если очень уж сильно зацепило. Кроме того, я не…

  • 1
Самая продвинутая концепция вампиров и зомбей на текущий момент у Питера Воттса. Там всё строго по науке.

А что за книги у него по зомбям?


Ээээ, ну они не являются главной темой. "Ложная слепота" и продолжение, "Эхопраксия", что ли. В основном тема раскрыта в Эхопраксии.

...в частности, с научной точки зрения у вампиров обоснованы "сверхспособности", почему вообще нужна охота на человека, почему они смахивают на ходячих мертвецов, почему они были когда-то, да потом как-то повывелись, и т.д.

В 28 дней, насколько я помню, так и говорили, что через 28 дней первые зараженные уже сдохнут.
У Круза тоже вирус, но зомбя вполне себе мертвые. Как и в той же Обители.

В 28 ДС они и дохли в конце, когда самолёты полетели.

В Last of Us годная концепция - мозг человека захватывает грибок и берет на себя управление.

Ну вряд ли это можно назвать управлением, скорее изменение поведения в направлении, способствующем успеху паразита.

Ну, с муравьями работает, с крысами работает, почему бы не работать и у человека?

весьма годная идея

Управлять, впрочем, действительно не будет. Но при нашей способности к рационализации, нам хватит и модификации поведения.

Бактериальное заражение, улучшающее и защищающее клетки инфицированного.... ну и так далее.
Вплоть до цистирования и ожидания момента попадания во влажную среду.

зы. зомби-нацисты... поржал

Живые зомбаки - это тупиковая ветвь развития хоррора, которую киношники преодолели еще в семидесятых годах, когда придумали суб-жанр про каннибалов. Каннибалы, подобно зомби, жрут мозги и человечину, но, в отличие от зомбятины, могут обеспечить себя всем необходимым, да еще и оружием не хуже глав. героев пользуются.
С точки зрения страшильности у каннибалов есть две проблемы. Первая - они не могут набегать стадом, а во вторых - у них имеется чувство самосохранения, так что лобовому "рашу" они всегда будут предпочитать создание засад.

В компьютерных играх, насколько мне известно, каннибалы встречаются в единичных случаях. Нет ни одного сурвайвал хоррора, посвященного исключительно этой теме.

Edited at 2015-07-06 12:33 pm (UTC)

Бесперспективной для чего?

Ну да, для тотального армагеддона не подойдет, для локального - вполне норм. Есть и плюсы, и минусы, использовать по ситуации. Как собственно и делают уже.

Строго говоря, классическая схема тоже имеет ряд недостатков.

Немагические зомби невозможны, так как вымрут в течение недели.
К тому что Вы перечислили еще стоит добавить
1) для любого действия нужна энергия. В рамках человеческого тела это значит что нужна кровь с глюкозой и кислородом, соответственно
а) поверждение легких приводит сначала к резкому замедлению, а потом к смерти
б) кровопотеря приводит к замедлению, а потом смерти. Так как с навыками первой помощи у зомби, скорее всего, не очень, то рана, которую можно просто зажать рукой пока кровь не свернется будет приводить к смерти
2) кроме формального наличия еды и воды нужна еще и логистика доставки - даже если найдут склад с едой и бассейн с водой, на тех кто дальше чем в километре это не повлияет
3) банальное огнестрельное оружие должно действовать очень хорошо
4) химическое оружие (хотя бы газообразный хлор, которого в крупных городах очень много) может действовать и по-лучше чем на обычных людей: двигаются активно, кислорода надо много, если зашли в облако, то будут продолжать идти туда же и не захотят сворачивать

Почему-то вспомнились reavers в Firefly/Serenity. Это которые "If they take the ship, they'll rape us to death, eat our flesh, and sew our skins into their clothing. And if we're very, very lucky, they'll do it in that order."

Насчёт живых зомби - вполне реалистично, как вышедший из под контроля военных проект супер солдат.

Или паразиты какие нибудь.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account