Previous Entry Share Next Entry
mindgears
a_lamtyugov

История одного самоубийства

Иногда даже в ТОПе можно найти интересные записи.

Кратенько выскажусь по теме.

1. Игровая зависимость (будем называть эту вещь так, хотя термин получается довольно расплывчатый) безусловно, существует.

2. Она на удивление плохо изучена. Настолько плохо, что некоторые психологи отрицают сам факт ее существования. Это, разумеется, потому что они очень неважно представляют себе ее источник. Я-то, к примеру, представляю более чем хорошо -- так что знаю, о чем говорю.

3. Игровая зависимость обладает почти что всеми универсальными признаками нехимической зависимости, но при этом, конечно же, имеет ряд весьма специфических черт. Что это за черты?


3.1. ИЗ может проявиться в очень раннем возрасте. Скажем, с лудоманией (зависимость от азартных игр -- но не компьютерных) такого не бывает. Как вполне логично отмечалось некоторыми исследователями, это может весьма нехорошо повлиять на формирование социальных навыков у ребенка.

3.2. Самое интересное свойство ИЗ -- четкая тенденция постепенно исчезать с возрастом. Чаще всего явная зависимость снижается до уровня умеренного интереса (кое-какие наблюдения по этой теме делались и не только мной, хотя, конечно, исследуемая группа была исключительно малых размеров; на нормальное исследование это совершенно не тянет -- но такое все же лучше, чем ничего).

3.3. ИЗ ВНЕЗАПНО может иметь позитивные эффекты. В первую очередь, это эффект образовательный. Если, для примера взять первую Assassin's Creed, то она вполне может пробудить интерес к истории крестовых походов вообще и к личностям Ричарда Львиное Сердце и Салах-ад-Дина в частности. Ни пять стаканов водки, ни штука баксов, проигранная в карты подобного эффекта дать не могут.

3.4. Теоретически, компьютерные игры можно использовать в качестве психотерапии -- скажем, при не слишком сильных депрессивных расстройствах. Разумеется, для такого сгодится далеко не каждая игра; тут все нужно подбирать индивидуально. Интересно, что такая мысль не то что не обсуждалась -- она, похоже, и в голову толком никому не приходила. Я же считаю, что подобную возможность, по крайней мере, следует изучить.

4. Но вот во всем остальном, повторюсь -- да, нормальная нехимическая зависимость. Фатальные случаи пока что крайне редки. Но вот серьезный удар по социальной жизни -- это запросто. Разводы на этой почве вполне себе бывали. Завалы сессий в ВУЗе -- запросто. Конфликты с родителями -- еще как. Куча денег, потраченная непонятно на что -- о да. И, разумеется, утрата всех прочих интересов -- одно из самых нехороших последствий любой зависимости (оно очень сильно мешает завязать, причем неважно с чем, причем даже если ты сам уже твердо намерен уйти в завязку).

Кстати, синдром отмены у этой вещи вполне себе есть. Все по-взрослому, ага. В качестве примера расскажу про одного своего друга. Как-то раз у него накрылся монитор, а чтобы прихватить новый, понадобилось несколько суток. Так вот, эти несколько суток он каждый вечер заходил ко мне и два-три часа играл в Silent Hunter, в первую еще версию. Я ничуть не возражал, поскольку прекрасно знал, что он ощущает. Проще всего это описать, как сильный психологический дискомфорт. Понятно, что такому дискомфорту далеко до алкогольной абстиненции, от которой можно получить многое -- от белой горячки до инсульта. Ну и с героиновой ломкой тоже сравнивать нельзя. Но все же неприятно, знаете ли.

============================

Теперь о том, что касается случая, описанного по ссылке.

Некоторые там употребляют модное слово "эскапизм". Компьютерные игры могут быть формой эскапизма (наряду с книгами, фильмами и прочим). Но могут и не быть. Зависимость, как форма эскапизма? Тут пусть лучше выскажутся профессиональные психологи, но мне как-то сомнительно, что проигрыш нескольких штук баксов в рулетку помогает убежать от реальности. Скорее уж наоборот.

Виноваты ли родители? Да. Ничуть не сомневаюсь. Обратите внимание, насколько быстро парень действовал. В комментах написали, что он принял решение за две минуты. Это ошибка. Две минуты, по большей части, ушли собственно на реализацию -- а окончательное решение было принято мгновенно, менее чем за секунду. Причем о симуляции речь не шла: выбранный способ для этого совершенно не годился и напрочь отсутствовали попытки обратить на себя внимание.

Другими словами, все к этому шло очень давно. Ну и кто тут, спрашивается, вообще мог быть виноват? Вопрос, скорее, риторический. У меня возникло стойкое чувство, что родители то ли не могли, то ли не хотели его понять, предпочитая достаточно грубое давление. Что значит "записали в пять секций"? Он сам захотел записаться во все пять? Что-то сомнительно.

Сказавши это, надо перейти к следующему из трех извечных русских вопросов: что (надо было) делать? (Не знаете, какой вопрос третий? Он формулируется так: можно ли есть курицу руками?).

Третий вопрос для себя я более-менее разрешил, но вот второй, применительно к данному случаю... Теоретически, к психологу бежать надо было сразу: увлечение, явно мешающее нормальной жизни -- это уже не просто увлечение. Но тут еще одна засада. Во-первых, найти компетентного психолога по нынешним временам будет посложнее, чем мента, принципиально не берущего взятки. Во вторых, как уже говорилось, сама проблема слишком уж мало изучена. Если бы чувак в своем восьмом классе глотал водку стаканами, было бы проще -- тут уже есть масса методик разной эффективности.

Короче, даже и не знаю.

Что мы будем иметь в перспективе? Игровая индустрия продолжает расти, компьютеры быстро совершенствуются. В принципе, это должно означать, что случаев игровой зависимости, в том числе и с тяжелыми последствиями, станет больше. С другой стороны, поколения сменятся -- многие родители следующего поколения сами окажутся успешно завязавшими игровыми аддиктами. Или, точнее, не совсем завязавшими -- скорее, зависимость сама оставила их (см. пункт 3.2). Возможно, подобный опыт поможет им более продуктивно общаться со своими детьми: они гораздо лучше понимают, о чем идет речь.

Какая чаша тут перевесит, опять же, пока сказать невозможно. Но о чем можно говорить уверенно -- проблема определенно существует и нуждается во внимательном и беспристрастном изучении. ("Беспристрастном" -- это важно; кое-какие работы по этой части все же есть, но слишком многие, как говорят, страдают крайней тенденциозностью).

Впрочем, отметим и еще один важный момент. Да, проблема существует. Но по своей значимости она, конечно, и рядом не валялась с такими вещами, как водка и героин. Как-то раз я давал интервью не помню какой радиостанции и сказал примерно то же, что написано здесь. Но постарался подчеркнуть, причем несколько раз, что бывают вещи и гораздо худшие, заслуживающие куда более пристального внимания.

По-моему, вот тут они слушать меня не очень-то стали. Очень уж им хотелось покрепче напугать дорогих радиослушателей. Это огорчительно, хотя как журналист я могу их понять.

Короче, пугаться не надо. Страх -- вообще штука довольно хреновая. Тут я надеюсь на ваше понимание.

promo a_lamtyugov january 19, 2020 16:27 12
Buy for 100 tokens
Итак, игры, превью и рецензии на которые вы можете прочитать в этом блоге. Сразу говорю, что отдаю предпочтение низкобюджетным инди-проектам, многие из которых находятся в раннем доступе. В принципе, могу написать и про какой-нибудь ААА-тайтл, но это если очень уж сильно зацепило. Кроме того, я не…

  • 1
абсолютно все зависимости по своей природе одинаковы и имеют общее происхождение:
https://www.youtube.com/watch?v=ao8L-0nSYzg&index=6&list=FLsuT26_NH-QxBMSLEuXnh4A

Да, я в курсе, но все равно спасибо.

Ролик же, мягко говоря, полуправда. А про Вьетнам они вообще лучше бы молчали.

учитывая недавние скандалы с социальными экспериментами (фальсификации) эксперимент с крысиным раем может стоило бы и перепроверить. Но де факто любая зависимость это отсутствие социальных связей и недовольство индивидом своим местом в социуме . Поэтому и лечат алкоголиков в сектах баптисты. Дело не в вере в бога, а в общине - в которой он равный и нужный. И все эти клубы анонимных наркоманов на этом построены. Про Вьетнам статистику не проверял, не знаю.
С играми та же история. Вот и в том случае, пацана грузили не по детски (5 секций!), он нашел отдушину. Могло быть что-то другое, сладкое, книги, анимэ. Но карта легла на доту

учитывая недавние скандалы с социальными экспериментами (фальсификации) эксперимент с крысиным раем может стоило бы и перепроверить.

Комменты на YouTube -- тот еще источник информации, но кто-то там обмолвился, что эксперимент Александра -- хе-хе -- оказался невоспроизводимым.

Но де факто любая зависимость это отсутствие социальных связей и недовольство индивидом своим местом в социуме .

Необязательно. Достаточно вспомнить массу знаменитостей, у которых в этом плане было решительно все -- и это ничуть не мешало им спиваться или старчиваться.

Поэтому и лечат алкоголиков в сектах баптисты. Дело не в вере в бога, а в общине - в которой он равный и нужный. И все эти клубы анонимных наркоманов на этом построены.

Есть разные способы, и не все они построены на групповой психотерапии. Одним помогает одно, другим -- другое. Зачастую не помогает вообще ничего.

Про Вьетнам статистику не проверял, не знаю.

Тут дело не в статистике, а в изначально неверном посыле, будто боевой стресс в сочетании с дефицитом социальных связей провоцирует зависимость. На самом деле там все было как раз наоборот. Бойцы из частей, несущих самые высокие потери -- к примеру, вертолетчики и разведчики групп LRRP шарахались от всякого психоактивного, как от чумы, поскольку хорошо понимали, чем это может обернуться на боевом задании. (Вертолетчики при этом не забывали сказать, что наркота им не нужна -- они и так всегда в улете). У обычных пехотинцев, рискующих меньше, ситуация уже была хуже. А вот в тыловых частях -- идеальных с точки зрения развлечений и социализации -- наркомания цвела и пахла.

С играми та же история. Вот и в том случае, пацана грузили не по детски (5 секций!), он нашел отдушину. Могло быть что-то другое, сладкое, книги, анимэ. Но карта легла на доту

Нет. Он СНАЧАЛА подсел на Dota, а уже потом его записали аж в пять секций. В порядке терапии. Результат превзошел всякие ожидания.

> Но де факто любая зависимость это отсутствие социальных связей и недовольство индивидом своим местом в социуме
С играми шутка в том, что как раз социальных связей там может быть множество, потому что играм это полезно - образовать внутри общение игроков. Вплоть до образования новых ячеек общества через общение в играх. И начать общаться в играх куда проще, нежели в реальном мире - и чем более асоциален/закрыт человек, тем проще.
Так что если брать игры как зависимость - то Ваше высказывание опровергается практикой, что означает как минимум его неполноту.

Зависимости не в воздухе висят, алкаш заливает какое-то горе (нежелание жить на белом свете),
спускающий получку "одноруким бандитам" - нужду, надеется куш вот-вот сорвать.
Не всякая увлеченность - мания. В дочки-матери в детстве днями напролет готовы были играть.
Во двор не пустили - трагедия.
Не понятно во что влип пацан. Когда успевал в пять кружков и уроки делать.
У нас соц сети, у пацанов командные стратегии - та же общалка; стрельба - фоном, самая движуха - в чатах, как и в дремучих "казаках-разбойниках" - вовлеченность в ватагу главное, а не игра ради игры; выдернуть пацана среди процесса, когда на него коллективный результат завязан, действительно могло показаться трагедией. Виртуал - та же жизнь, поскольку страсти настоящие - между живыми людьми, только что по каналам связи.
Игромания - не больше мания, чем желание гулять во дворе.
Если во вред учебе, то это отдельная забота; у нежелания сидеть над учебниками свои причины. Не было компов, все равно находили чем отвлечься.

Зависимости не в воздухе висят, алкаш заливает какое-то горе (нежелание жить на белом свете),

Если это сформировавшийся алкаш, то ему уже ничего не надо заливать -- он пьет потому что пьет.

спускающий получку "одноруким бандитам" - нужду, надеется куш вот-вот сорвать.

Не совсем. Лудомания формируется в несколько этапов.

Не всякая увлеченность - мания. В дочки-матери в детстве днями напролет готовы были играть.
Во двор не пустили - трагедия.


Разумеется. Я и не спорю.

Не понятно во что влип пацан. Когда успевал в пять кружков и уроки делать.

В этой истории много неясного, согласен.

У нас соц сети, у пацанов командные стратегии - та же общалка; стрельба - фоном, самая движуха - в чатах, как и в дремучих "казаках-разбойниках" - вовлеченность в ватагу главное, а не игра ради игры; выдернуть пацана среди процесса, когда на него коллективный результат завязан, действительно могло показаться трагедией. Виртуал - та же жизнь, поскольку страсти настоящие - между живыми людьми, только что по каналам связи.

Необязательно. Подобные вещи запросто могут начаться и в оффлайновой игре.

Игромания - не больше мания, чем желание гулять во дворе.

Если прогулки во дворе ощутимо снижают качество жизни, но гулять все равно неудержимо тянет -- то это уже проблема.

Если во вред учебе, то это отдельная забота; у нежелания сидеть над учебниками свои причины. Не было компов, все равно находили чем отвлечься.

И одной из таких причин запросто может быть игровая зависимость -- в данном конкретном случае.

Может. Если тупо рубиться в тетрис. Хотя тоже что-то к этому привело. В истории мало данных, а выводы в сетях делаются глобальных "игра убила ребенка". На деле хрен знает, что именно. Может в школе не сложилось, а родители забили, ушел в игы с головой. Может нормально все было, в игралках общался с приятелями-ботанами, минутное помутнение случилось; вплоть что потянулся за чем-то в окно и вывалился.
Компьтер не зло, как и игры во дворе, а проблем может быть масса, в чем угодно.

Может. Если тупо рубиться в тетрис.

Как раз "Тетрис" -- не очень удачный пример. Это был прорыв в восьмидесятых годах. Сейчас же "Тетрис" -- не более чем способ скоротать время в вагоне метро. Причем способ довольно примитивный. Есть куда более аддиктивные вещи.

Хотя тоже что-то к этому привело.

Необязательно. Иногда аддикции возникают почти что на ровном месте: попробовал из любопытства -- понравилось -- подсел -- соскочить не может.

В истории мало данных, а выводы в сетях делаются глобальных "игра убила ребенка". На деле хрен знает, что именно. Может в школе не сложилось, а родители забили, ушел в игы с головой.

Нет, как раз тут явно видно, что проблемы со школой -- это уже следствие. При игровой зависимости это довольно распространенный сценарий.

Может нормально все было, в игралках общался с приятелями-ботанами, минутное помутнение случилось;

Было достаточно ясно сказано, что он увидел комп без монитора, после чего почти сразу вышел "посмотреть телевизор". Если это и помутнение, то к нему давно все шло, повторюсь.

вплоть что потянулся за чем-то в окно и вывалился.

Признаться, не очень понятно, что там такого может быть на 13 этаже, что надо целенаправленно открыть окно и за этим потянуться.

Компьтер не зло, как и игры во дворе, а проблем может быть масса, в чем угодно.

Не зло, конечно. Как и любой предмет. Другое дело, что почти каждый предмет при желании можно использовать во зло. Ну и, соответственно, во благо.

Я все же останусь при своем мнении: проблема была в родителях, стремящихся вылечить зависимость грубым давлением. Кстати, в общении с аддиктом это самый простой способ ухудшать ситуацию по экспоненте.

Проблема в родителях, о том и речь, не вникли вовремя.
Об остальном одни догадки; чего только не случается, и игра как уход от реальности и наоборот, и причины высовываться из окна могут найтись.
Отдаленный пример - эпическая история "невинного младенца Ющинского", которого попросту порешил отчим, а винили известно кого; как сейчас коварные злокозненные компьютеры.

Проблема в родителях, о том и речь, не вникли вовремя.

Скорее, не смогли. Или даже не захотели.

Об остальном одни догадки; чего только не случается, и игра как уход от реальности и наоборот,

Соглашусь, но с оговоркой, что все догадки можно ранжировать по степени правдоподобия. Лично я сомневаюсь, что в данном случае игра выступила как элемент эскапизма. Не так уж часто она срабатывает, как проводник в некий альтернативный мир, где все лучше, чем у нас. Чаще такие штучки цепляют более примитивными способами, но до безобразия крепко.

и причины высовываться из окна могут найтись.

Признаюсь честно -- что-то ни одной придумать не могу. Если даже и допустить, что он сумел выпасть из окна по неосторожности, то это выглядит как какое-то очень странное совпадение.

Отдаленный пример - эпическая история "невинного младенца Ющинского", которого попросту порешил отчим, а винили известно кого; как сейчас коварные злокозненные компьютеры.

Что за история? Кажется, я опять все пропустил.

Это не из свежих, мировая история, "дело бейлиса".

Из окна - десяток могу представить,
просто жизнь длинная, опыт.

Ну, можно по разному. Я в глупом детстве мог из окна выпасть. Просто потому, что был достаточно умён для того, что бы до форточки добраться и её открыть, и достаточно глуп что бы это проделать и на подоконник вылезти. Ночью. Зимой. На третьем этаже старого фонда. А потом обратно влезать и всё закрыть.
Было это так давно, что я даже не помню, сколько мне лет было - 4-7, полагаю. Сейчас то я понимаю, что учудил. Но ровно так-же я по глупости чуть не попал под машину в более зрелом возрасте. И под лёд имел шансы провалиться - хотя прекрасно себе всё представлял.

Жалко мальчика

(Anonymous)
А если бы ребенок играл в шахматы с целью стать чемпионом мира, родители бы выкинули шахматную доску? А ведь Дота, весьма сложная игра, вполне сравнимая с шахматами, плюс, в отличие от шахмат требует весьма слаженных действий в команде. Профессиональные игроки неплохо зарабатывают. Если у пацана были перспективы, запрещать играть преступление. Надо было помогать. Ну возможно, объяснить, что нельзя на одном сосредотачиваться, вдруг не выйдет. Наигрался бы, занялся чем-то другим, игра пошла бы на пользу. Родители абсолютно неправы. Поделом им. Пацана жалко, сорвался.

Re: Жалко мальчика

А если бы ребенок играл в шахматы с целью стать чемпионом мира, родители бы выкинули шахматную доску?

Тут, увы, включаются распространенные стереотипы. Шахматы считаются чем-то респектабельным, компьютерные игры -- чем-то несерьезным.

А ведь Дота, весьма сложная игра, вполне сравнимая с шахматами, плюс, в отличие от шахмат требует весьма слаженных действий в команде. Профессиональные игроки неплохо зарабатывают.

Вы совершенно правы. К сожалению, людям со стороны приходится очень долго все это объяснять.

Если у пацана были перспективы, запрещать играть преступление. Надо было помогать. Ну возможно, объяснить, что нельзя на одном сосредотачиваться, вдруг не выйдет.

Вот тут уже не все так просто. У него уже начала разрушаться социальная жизнь плюс пошли изменения в психике -- если верить тому, что написано по ссылке. Я не уверен, что даже чемпионский титул подобного стоит.

Наигрался бы, занялся чем-то другим, игра пошла бы на пользу.

Это может занять слишком много времени. Недопустимо много.

Родители абсолютно неправы. Поделом им.

Не соглашусь. Они сделали грубую ошибку, это да. Но расплатились за нее так, что врагу не пожелаешь. Здесь вы все же перегибаете палку.

Пацана жалко, сорвался.

Да. Да в этой истории всех жалко, если честно.

Re: Жалко мальчика

(Anonymous)
Вот тут уже не все так просто.>Конечно, но думаете, те кто претендуют на чемпионские титулы в шахматах, фигурном катании или лыжных гонках ведут сильно иной образ жизни? И там тоже никто ничего не гарантирует. Еще и убиться можно, в буквальном причем смысле.
Это может занять слишком много времени. Недопустимо много>Помочь надо было, организовать время, а не запрещать. Дота не опаснее любого другого серьезного увлечения. Уж всяко лучше чем паркур или даунхил какой-нибудь.
Не соглашусь> Ваше право, но очевидно, что родители вообще не понимали чем ребенок занят, как и 99 процентов комментаторов. Родители обязаны были вникнуть. Отобрали комп, а может там турнир был, к которому команда год шла и он ключевой игрок. В такой ситуации не у всякого взрослого крыша выдержит, не то что у ребенка в переходном возрасте.
Короче, сплошные предрассудки и нежелание вникнуть. (Я кстати, не Дотер ни разу, и возраст у меня за 50)

from Mike

(Anonymous)
"Уж всяко лучше чем паркур или даунхил какой-нибудь"
Не совсем. Паркур, конечно, штука рискованная и проводится не в самой здоровой среде - но поддержание физической формы, по собственному опыту, повышает и работоспособность в других областях.

Пункт 3-3 кажется мне спорным.

Серьезные случаи ИЗ как правило связаны с рутинными повторяющимися алгоритмами. Чаще всего это мультиплеер, конечно. Как и в любой зависимости, цикл должен быть достаточно коротким и по возможности не включать в себя новых элементов. То есть о содержании и осознанной умственной работе речь почти не идет, разве что рефлексы и реакция на уровне должны быть, да и то в ограниченном диапазоне. Образовательный эффект уж точно не принципиален.

Сильная же увлеченность играми вообще, включая сюжетки, например, да еще позволяющая отвлекаться на что-то другое — это немного другая ситуация. На уровне общей девайсо- или интернет-зависимости примерно.


А вот 3-4 это очень правильно.







Да, в целом соглашусь. Интересные замечания.

Вопрос не совсем по теме, но всё же: а откуда взялся третий вопрос? Я тоже где-то его видел и очень люблю этот прикол, но вот где первоисточник?

Понятия не имею. Я об этом услышал больше десяти лет назад. И конечно же, напрочь забыл, где с этим столкнулся.

Собственно, возникает любопытный вопрос - а стоит ли выделять игровую зависимость из других нехимических зависимостей? Ну скажем, коллекционеры - да среди этих нумизматов-филателистов такие маньяки встречались, могли всю зарплату на марку просадить! И ни о чем, кроме этих марок говорить не могли. Или моделисты, к примеру. Можно ли с какого-то момента считать увлечение зависимостью?
Мне лично думается, что ИГ от марок-монеток отличается лишь низким порогом вхождения и незаметностью привыкания.

И что касаемо мальчика. А можно ли утверждать, что до самоубийства его довела именно ИГ? Точнее, зависимость-то у него явно была, но - не могли ли быть так, что там запрет на игры оказался всего лишь спусковым крючком для уже пошедшей вразнос психики ребенка? Там паче, подростковая психика вообще очень неровная.

Попробую по пунктам.

1. Это одна из нехимических зависимостей со своей спецификой. Так что ответ -- и "да" и "нет".

2. Есть достаточно четкие критерии -- в какой момент обычное увлечение переходит в патологию. Если коротко, тут ключевой момент -- снижение качества жизни. Если и впрямь на марку просадить зарплату, а потом не только тебе, но и твоей семье станет нечего есть, то это серьезный повод задуматься.

3. В таких вещах привыкание почти всегда незаметно. Тут уже есть параллель с алкоголизмом -- первым этапом идет отрицание проблемы.

4. Я бы сказал, что довели его родители. Своей специфической терапией. То есть, ИЗ начала -- родители закончили.

1. Согласен, специфика есть
2,3. Да, но общество в филателистах проблемы не видит, а в компьютерных играх - о зависимости заговорили уже с первых лет появления персоналок. Между тем, уверен - если поискать, то можно найти и нумизмата, покончившего с собой из-за монетки. Возможно, дело в том, что играющих (даже не обязательно зависимых-увлеченных) на пару порядок больше нумизматов.
4. Ох, детали этого случая нам неизвестны, что это был за ребенок неясно, ссылки на мнение соседей в пересказе ЖЖ лично меня ни в чем не убеждают. Поэтому, я бы не стал так сразу обвинять родителей. То есть, в случившемся есть безусловно доля их вины, но степень этой вины неизвестна. В жизни всякое бывает.
Я вот думаю, что любые разрушительные последствия от ИЗ, описанные в п.4, включая фатальные, проистекали из-за каких-то более глубинных изьянов психики или недостатков характера.


Edited at 2015-11-15 10:41 am (UTC)

from Mike

(Anonymous)
"Не знаете, какой вопрос третий? Он формулируется так: можно ли есть курицу руками?"
Неверно. Это вопрос: "а Вам не нужен котенок?" %)
Да, а сама статья разумная. В принципе, скорее положительных эффектов следует ждать не от писхологов, а от того, что уже появились люди категории: "Переписку пока заканчиваю. Ко мне тут приехала внучка, а я ей обещал научить играть в сабж" (цитата реальная, перевод мой).

уход от реальности... а что такое эта реальность? Метро, скучные лица на не интересных парах, или просиживание штанов по 8 часов за зарплату?
что именно есть в нашей реальности такого уж... реального? Нет ни полей с пшеницей, ни наковальни с горном - они для нас менее реальны, чем, например, электронная почта.

Такое просто восприятие странное: вот это реально, а это нет. Вот тебе Великий Черный Квадрат Малевича - искусство! Не то что эта ваша мазня на загрузке игры. И много такого. То-ли дело театр, да? Там тетеньки 30+ лет пытаются изображать Пэппи Длинный Чулок, а такого же возраста мужчины - Питер Пэнов. Зато реальность, ведь, не поспоришь

Таки да, от такой реальности хочется не просто уйти, а бежать вприпрыжку! Но суть в том что все это вместе - реальность, и даже наши мысли, отношение к читаемому сейчас, эмоциональный окрас - тоже часть этого мира, неотъемлимая, такая же реальная как Египетские Пирамиды. см. песню Тополиный Пух (с) Иванушки лол ))

ну и еще в копилку здравого смысла: игры отлично научились делить производство на этапы, вознаграждать за исполнителя мелкими нефинансовыми бонусами, приносить столько удовольствия от решения задач, что это становится даже аддиктивным
Это не ограничивать/запрещать нужно, а учиться и делать работу/учебу интересней игр, без потери качества
Тогда глядишь и люди потянутся

  • 1
?

Log in

No account? Create an account