Previous Entry Share Next Entry
realism
a_lamtyugov

"Марсианин"

Посмотрел вчера.

841700.jpg

Смотрел, скорее, из любопытства: как такую книжку вообще можно экранизировать, да чтоб еще и вменяемо получилось? Да, оказывается, можно. Как я и предполагал, закадрового голоса там хватает. Но в дополнение к нему Ридли Скотт придумал довольно оригинальный прием: часто показывать, как главный герой ведет видеодневник. А плюс к этому еще и демонстрировать видеозаписи с телекамер внутреннего наблюдения в быстрой перемотке (именно таким образом была изящно решена проблема "как за несколько секунд показать возделывание огорода -- и чтобы зритель не подох со скуки"). Ловко.

Мэтт Дэймон в роли Марка Уотни сначала казался мне несколько не на месте, но по мере просмотра я понимал: нет, все в порядке. Потом я хмыкнул: когда он отпустил бороду, то стал несколько напоминать Феанорыча.

Тут, правда, обозначилась одна проблема. Даже и не знаю, насколько она серьезна. Раскрытие образа.

В книге мы с Марком Уотни знакомимся постепенно, как и положено. И здесь все вполне по-человечески. Он отлично подготовлен и обладает исключительным самообладанием (ну, на то и астронавт). Но кроме того, он запредельно жизнелюбив и у него отменное чувство юмора. Нет такой ситуации, на которую он хоть разок не взглянул бы со смешной стороны. На каждом шагу такие люди, конечно, не попадаются. Но, повторимся, он и не первый встречный -- он участник марсианской экспедиции, туда кого попало не отправят. Одним словом, живой человек, хоть и неординарный.

Но когда Ридли Скотт пытается перенести все это на киноэкран -- причем пытается совершенно добросовестно, -- на выходе получается вполне себе штампованный голливудский супергерой, которого ничем не прошибешь. Живой человек пропадает. И наверное, ничего с таким эффектом не поделаешь.

Но это-то ладно. Acceptable losses. Есть пара моментиков, и вовсе неоднозначных с моей точки зрения.


В книжке довольно много писалось о том, что за спасением Уотни следит вся Земля. Потому что помогать друг другу, спасать, если надо -- это в человеческой природе. И это одна из тех вещей, которая и делает нас людьми. Если не можешь принять непосредственное участие, то хотя бы сопереживаешь.

Да, там тоже говорилось о толпах, собравшихся у гигантских экранов на Таймс-Сквер, Трафальгар-Сквер и Тяньаньмэнь. И в книжке это, опять же, воспринималось вот так, как сказано абзацем выше.

Фильм привносит в этот момент какой-то странноватый привкус. Почему-то все начинает выглядеть вот как. Дяденьки и тетеньки в NASA сломали себе все головы, вырабатывая более-менее просчитанный план. Марк Уотни на Марсе рвет себе жопу, чтобы все пошло как надо. Его товарищи на "Гермесе" прекрасно понимают, что идут на ужасный риск -- а когда все идет не плану, и вовсе начинают вытворять такое, что это смахивает уже не на риск, а на осознанную попытку самоубийства.

А для почтеннейшей публики все это становится каким-то блядским реалити-шоу: гробанутся они там, или нет?

Все-таки, интересные штучки киноэкран может проделывать. Но это еще не все. Мысли движутся дальше.

Все же с Америкой что-то не так. Несколько странное ощущение возникает, когда люди в толпе у телеэкрана на Таймс-Сквер не просто веселятся и ликуют, а еще и машут при этом американскими флажками. Причем все поголовно. Помня о вышесказанном, флажки-то тут каким боком?

Ну и потом вот этот образ молодого гения, собственно, и придумавшего окончательный план. В книге это молодой гик. Ну и нормально. В кино это тоже молодой гик, но его роль взяли негра, что имело необычный эффект: выглядит он не как уважающий себя гик, а как какой-то помойный гарлемский хуй, только что вылезший из мусорного бака. И манера общения соответствующая, в том числе и в разговоре с главой NASA.

Долбаная политкорректность.

А насмотревшись на подобные штучки, задумываешься и совсем о другом.

Понятно, что "Марсианин" -- это история триумфа человеческого духа. Рассказ о человеке, которому окружающая действительность постоянно орет в оба уха: сдавайся, сука! И чем дальше, тем громче орет. А он все не сдается и не сдается. Даже если и мысли об этом возникают, то очень ненадолго.

А посмотришь фильм -- и думаешь, что на самом-то деле это просто продукт влажных мечтаний пиндоса, в которых космос принадлежит исключительно Америке. Ну, еще чуть-чуть какие-то китайцы на заднем дворе копаются в объедках с хозяйского стола. России не существует. Причем не только в космосе, но и вообще. А "выживание", "дух", "человечество" -- это так, мелочи, причем микроскопических размеров.

А дальше начинаешь думать, что и книжка-то, в сущности, о том же, просто там это все куда мягче подается.

И это при том, что и книжка хорошая, и фильм, в сущности, неплохой, хоть и не без недостатков.

Все-таки, в очень печальное время мы живем, вот что.
Tags:

promo a_lamtyugov january 19, 2020 16:27 11
Buy for 100 tokens
Итак, игры, превью и рецензии на которые вы можете прочитать в этом блоге. Сразу говорю, что отдаю предпочтение низкобюджетным инди-проектам, многие из которых находятся в раннем доступе. В принципе, могу написать и про какой-нибудь ААА-тайтл, но это если очень уж сильно зацепило. Кроме того, я не…

  • 1
Вот кстати да, больше всего резануло при просмотре отсутствие русских в космосе.

Политически неграмотно будет показывать русских в космосе. Международная обстановка не та.

1) Негр как негр. Это вопрос личного опыта и восприятия через призму этого опыта. Если поинтересоваться, как выглядят реальные негры, работающие в IT, никакого отторжения и этот не вызывает. Я бы сказал, никакого _особенного_ отторжения, с поправкой на отношение в целом к подобным шаблонным персонажам.

2) Про Марцыанина: http://cheytobot.livejournal.com/235838.html

3) Про особенности американской космической программы: http://cheytobot.livejournal.com/236169.html

4) Про "Гравитацию": http://cheytobot.livejournal.com/236784.html

5) Таки да, по поводу космоса и русских у американцев нехилый комлпекс, развивающийся на фоне того, что с детства они промывают мозги, что они везде первые, а потом по мере взросления у человека дичайший когнитивный диссонанс и баттхёрт, что эти отсталые русские оказывается кругом первее, да ещё и единственные могут до сих пор отправить человека в космос.

6) Ну а великий американский Голливуд исправно служит пропагандистским орудием массового поражения, пусть не на уровне идей, но хоть в техническом плане поставляющий пропаганду высочайшего уровня.

// окружающая действительность постоянно орет в оба уха: сдавайся, сука! И чем дальше, тем громче орет. А он все не сдается и не сдается.

Ну, в таком контексте каждый из нас может почувствовать себя героем романа. Кроме тех, у кого уже золотая ложка с икрой во рту :)

стало быть, фильм посмотреть стоит?

Книга очень впечатляет. Кино не смотри.

Это не просто негр, он играет одного из ге,роев одного из главных гик-сериалов Community так что для американской публики это 100% попадание http://vk.com/video537029_169380439

Так он кино спокойно докатился до корабля аж в 3000 км! Вообще не впечатлило. То ли дело в книге - тут и песчаная буря, и авария марсохода! Ридли уже не торт,совсем. На покой!

Начали так хорошо писать, а потом понеслось россияпиндосы и тд

Ну послушайте, книгу писал американец, фильм снимали тоже американцы, поэтому это их абсолютное дело кто там герой и каким флагом и почему машут. Я более чем уверенна, что уже и не помнят кто там первый в космос полетел, да это и не важно, ведь страны бывшего союза в жопе а штаты развиваются дальше. Вы ведь тоже навскидку не скажите кто там телефон изобрел первый (если скажите то молодцы безусловно).
Не нравится что нет россии в кино - снимайте свои фильмы, пишите свои книги. Все ж закономерно как бы.
В какие моменты махать флагом - это скорее вопрос менталитета, у американцев он везде вне зависимости от ситуаций)))))

дело американцев - писать
наше дело - высказывать мнение
вы же тоже ни книги, ни поста не написали, а прибежали мнение высказывать :)

Высказывать мнение - это право каждого человека, и его нельзя отнять.

А у Шекли есть в рассказах русские в космосе на заднем плане? "Поднимается ветер", "Особый старательский", "Запах мысли", рассказы о Грегоре и Арнольде, "Человекоминимум" - где там, блядь, русские и почему они непременно должны быть? При этом Шекли не особо счастлив и от того, что принесли в космос типичные американцы, и сосредотачивается именно на этом. Он пишет о своем обществе, иронизирует над его недостатками через гротеск. Почему его должны интересовать русские? С тем же успехом можно спросить, почему русские не фигурируют у Жюль Верна в "Из пушки на Луну". Или почему в рассказе и фильме "Нечто" не упоминается советская полярная станция - не иначе это завуалированная мечта об Антарктиде без русских.
А, кстати, почему бы не рассмотреть великий русский шедевр на тему:
"Наш ответ блокбастеру «МАРСИАНИН»!
2037 год. Мы — первые на Марсе!
С межпланетного корабля «Леонов» высажена научная группа, в долине Маринер разворачивается первая марсианская база. Это не нравится теряющей мировое господство американской «Империи добра», и она развязывает войну, используя проверенную методику: «безнаказанно расстреливать безоружных с безопасного расстояния».
Враги не учли одного: марсианская база «Королев» — это часть России, а русские умеют «драться за Родину...»


Поздравляю вас, гражданин, соврамши. ;) Фигурируют у Верна русские, и очень даже заметно фигурируют, собрав одну из крупнейших в мире сумм для финансирования проекта. :-P


(no subject) (Anonymous) Expand
Кино увлекательное, там как-то незаметно пролетает весь идиотизм что происходит в книге.

Книга вся состоит из технического бреда и глупостей. Невозможно просто читать.

Ну и этот момент когда он говорит, что получился ужасно опасный кабриолет из взлетного модуля, по сравнению с которым "Восход" Гагарина супер надежная техника - а русские ракеты пипец какие ненадежные.

Я блин аж порехнулся. Уж чья бы мычала..

Edited at 2016-01-13 04:11 pm (UTC)

Дак ёпт, они на этих "Восходах" допиленных на МКС сегодня летают, не брезгуют.

Просто комплекс американского превосходства прямую кишку напекает.

а Вы хорошо набросили)

Ну надо отметить, что в книге тот изобретательный гик тоже показан тем еще хамлом. А флажки... ну принято тут везде флажки таскать и трусы из них шить, без какого-либо подтекста. Культурная особенность, как и пиво со сладкими крекерами.

Кстати, чувство юмора у тех, кого готовят в космос - отличное, сам видел :)

>Все-таки, в очень печальное время мы живем, вот что.

Это проекция реальности в наш мозг...
Впрочем, фильм не смотрел и осуждаю.


from Mike

(Anonymous)
С одной стороны - да, можно сказать, что и книжка о том же и т.д. С другой - в определенной мере, а что плохого, что у них там не вымерз до конца патриотизм?
И с третьей - хоть патриотизм еще и теплится, а вот Голливод таки сдох и смердит. Когда реально крутой режиссер не смог передать вот ту линию про триумф духа и воли. Вся надежда на китайцев, да. ;)

Книгу не читал, фильм понравился. Выискиванием в развлекательной фантастике всякой политхуиты под двойным дном, которой там скорее всего нет, не занимаюсь, поэтому по данному вопросу не согласен.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account