Смотрел, скорее, из любопытства: как такую книжку вообще можно экранизировать, да чтоб еще и вменяемо получилось? Да, оказывается, можно. Как я и предполагал, закадрового голоса там хватает. Но в дополнение к нему Ридли Скотт придумал довольно оригинальный прием: часто показывать, как главный герой ведет видеодневник. А плюс к этому еще и демонстрировать видеозаписи с телекамер внутреннего наблюдения в быстрой перемотке (именно таким образом была изящно решена проблема "как за несколько секунд показать возделывание огорода -- и чтобы зритель не подох со скуки"). Ловко.
Мэтт Дэймон в роли Марка Уотни сначала казался мне несколько не на месте, но по мере просмотра я понимал: нет, все в порядке. Потом я хмыкнул: когда он отпустил бороду, то стал несколько напоминать Феанорыча.
Тут, правда, обозначилась одна проблема. Даже и не знаю, насколько она серьезна. Раскрытие образа.
В книге мы с Марком Уотни знакомимся постепенно, как и положено. И здесь все вполне по-человечески. Он отлично подготовлен и обладает исключительным самообладанием (ну, на то и астронавт). Но кроме того, он запредельно жизнелюбив и у него отменное чувство юмора. Нет такой ситуации, на которую он хоть разок не взглянул бы со смешной стороны. На каждом шагу такие люди, конечно, не попадаются. Но, повторимся, он и не первый встречный -- он участник марсианской экспедиции, туда кого попало не отправят. Одним словом, живой человек, хоть и неординарный.
Но когда Ридли Скотт пытается перенести все это на киноэкран -- причем пытается совершенно добросовестно, -- на выходе получается вполне себе штампованный голливудский супергерой, которого ничем не прошибешь. Живой человек пропадает. И наверное, ничего с таким эффектом не поделаешь.
Но это-то ладно. Acceptable losses. Есть пара моментиков, и вовсе неоднозначных с моей точки зрения.
В книжке довольно много писалось о том, что за спасением Уотни следит вся Земля. Потому что помогать друг другу, спасать, если надо -- это в человеческой природе. И это одна из тех вещей, которая и делает нас людьми. Если не можешь принять непосредственное участие, то хотя бы сопереживаешь.
Да, там тоже говорилось о толпах, собравшихся у гигантских экранов на Таймс-Сквер, Трафальгар-Сквер и Тяньаньмэнь. И в книжке это, опять же, воспринималось вот так, как сказано абзацем выше.
Фильм привносит в этот момент какой-то странноватый привкус. Почему-то все начинает выглядеть вот как. Дяденьки и тетеньки в NASA сломали себе все головы, вырабатывая более-менее просчитанный план. Марк Уотни на Марсе рвет себе жопу, чтобы все пошло как надо. Его товарищи на "Гермесе" прекрасно понимают, что идут на ужасный риск -- а когда все идет не плану, и вовсе начинают вытворять такое, что это смахивает уже не на риск, а на осознанную попытку самоубийства.
А для почтеннейшей публики все это становится каким-то блядским реалити-шоу: гробанутся они там, или нет?
Все-таки, интересные штучки киноэкран может проделывать. Но это еще не все. Мысли движутся дальше.
Все же с Америкой что-то не так. Несколько странное ощущение возникает, когда люди в толпе у телеэкрана на Таймс-Сквер не просто веселятся и ликуют, а еще и машут при этом американскими флажками. Причем все поголовно. Помня о вышесказанном, флажки-то тут каким боком?
Ну и потом вот этот образ молодого гения, собственно, и придумавшего окончательный план. В книге это молодой гик. Ну и нормально. В кино это тоже молодой гик, но его роль взяли негра, что имело необычный эффект: выглядит он не как уважающий себя гик, а как какой-то помойный гарлемский хуй, только что вылезший из мусорного бака. И манера общения соответствующая, в том числе и в разговоре с главой NASA.
Долбаная политкорректность.
А насмотревшись на подобные штучки, задумываешься и совсем о другом.
Понятно, что "Марсианин" -- это история триумфа человеческого духа. Рассказ о человеке, которому окружающая действительность постоянно орет в оба уха: сдавайся, сука! И чем дальше, тем громче орет. А он все не сдается и не сдается. Даже если и мысли об этом возникают, то очень ненадолго.
А посмотришь фильм -- и думаешь, что на самом-то деле это просто продукт влажных мечтаний пиндоса, в которых космос принадлежит исключительно Америке. Ну, еще чуть-чуть какие-то китайцы на заднем дворе копаются в объедках с хозяйского стола. России не существует. Причем не только в космосе, но и вообще. А "выживание", "дух", "человечество" -- это так, мелочи, причем микроскопических размеров.
А дальше начинаешь думать, что и книжка-то, в сущности, о том же, просто там это все куда мягче подается.
И это при том, что и книжка хорошая, и фильм, в сущности, неплохой, хоть и не без недостатков.
Все-таки, в очень печальное время мы живем, вот что.
Journal information