А пока что перечитываю Булгакова. Взял толстый такой сборник, скомпонованный по типу "the greatest hits" -- и меня просто зациклило: дочитаю до конца -- перехожу в начало.
Поскольку "The greatest hits", то без "Собачьего сердца" никак нельзя, сами понимаете.
Перечитал несколько раз и чего-то задумался.
1. Тезис, который почему-то многие считают ключевым: зачем фабриковать Спинозу, если любая баба может родить его когда угодно? А ведь фундаментальная ошибка. Проблема со Спинозами как раз в том, что далеко не любая баба и далеко не когда угодно. А потому, если можно фабриковать -- надо фабриковать. Дико сложная и рискованная операция? Правильно, потому что в первый раз. Когда алгоритмы и технологии будут отработаны и усовершенствованы, любой хирург средней руки будет делать ее одной левой (ну, я утрирую). "Вместо того, чтобы идти ощупью и параллельно с природой, форсировали вопрос и приподняли завесу"? Так это всегда только так и делалось. Колумб, пересекая Атлантику, именно что форсировал вопрос. И тут еще много кого можно вспомнить.
2. Epic fail с превращением Шарикова в "очень высокую психическую личность". А вы хоть пытались по-настоящему? И еще вопрос: а скольких вам уже удалось превратить в "высокую психическую личность"? Опыт-то есть? То, что началось после "рождения" Шарикова, вообще-то, сильно выходит за пределы компетенции физиологов и хирургов, пусть даже и гениальных. Здесь, скорее всего, вопрос уже в педагогике. Вероятно, было бы разумно включить в команду кого-то вроде Макаренко, который как раз в 1925 году развернулся по полной программе и уже начал писать "Педагогическую поэму". Впрочем, возможно, тут бы спасовал и Макаренко: случай и впрямь беспрецедентный.
Но в любом случае, у Антона Семеновича волосы встали бы дыбом, услышь он хоть один диалог Шарикова с Преображенским. Основной принцип Макаренко -- «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему». И то, что делали Преображенский с Борменталем -- это четкий контр-курс. Они попытались хоть чем-то занять Шарикова? Выяснить, что его интересует? Нет. Кстати, даже если человека в жизни не интересует вообще ничего, кроме водки, то и это не всегда безнадежно; попытаться найти какие-то альтернативные интересы стОит. Не так уж редко это удавалось. А здесь -- какое там...
А стиль обращения? Как справедливо заметил сам Шариков -- "дурак да дурак". И чего вы хотели? Чтоб он к ним воспылал любовью? Едва ли.
Чего они действительно добились? Тут результатов два:
а) Шариков перестал играть на балалайке (а по заверению самого Булгакова, играл он действительно виртуозно). Зато начал бесконтрольно бухать по разным гадюшникам. Таким достижением в воспитании трудно не восхититься. Молодцы, блин.
б) Шарикова с грехом пополам обучили застольному этикету. То есть, как раз тому, что могло бы и подождать: в ближайшее время на званые обеды приглашать Шарикова вряд ли станут.
После чего "энергичные эскулапы" объявили, что во всем виноват гипофиз Клима Чугункина и торжественно умыли руки. Все, собственно.
Ничего удивительного, что контроль над воспитанием Шарикова успешно перехватил Швондер. Причина элементарна: природа не терпит пустоты. Кстати, кто устроил Шарикова на работу? Правильно. Работа оказалась соответствующая. Естественно.
И здесь мы плавно переходим к пункту 3: о Швондере.
3. Лет этак несколько назад в ЖЖ состоялась довольно оживленная дискуссия на тему "Швондер vs. Преображенский", причем у Швондера защитников оказалось довольно много. И здесь надо заметить: я на стороне Преображенского, насколько сомнительно он бы ни выглядел в отдельных ситуациях.
Причина проста. И здесь я с чистой совестью могу сказать: бог на моей стороне. Почему? Потому что я полностью согласен с тезисом Человека Без Имени, гениально сыгранного Клинтом Иствудом: Бог ненавидит идиотов. Я тоже. Смотрим.
Итак, Швондер является к Преображенскому с "решением об уплотнении", на что Преображенский напоминает о "постановлении от 12-го сего августа". Что именно за постановление, не уточняется, но принималось оно явно где-то выше. И если Швондер всерьез считает, что "решение собрания жильцов" перевесит это постановление, то здесь уже прослеживается бездна интеллекта.
Далее Преображенский в относительно вежливой форме дает понять, что при необходимости размажет весь этот домком по земному шару. И это, как ни странно, до Швондера дошло. Вот тут и начинаются интересные вещи.
Вероятно, каждому из нас хоть раз приходилось по ошибке нарваться на более сильного противника. После чего по-быстрому отскакивать. Даже без сакраментальной фразы "Это какой-то... позор?". Отскочив, надо думать, что делать дальше. Что разумнее всего было бы предпринять Швондеру в данной конкретной ситуации?
Вообще-то, попытаться установить с Преображенским хотя бы нейтральные отношения. Просто чтоб не портить друг другу кровь лишний раз. А по возможности -- доброжелательные. У профессора прочные связи на самых верхах; возможно, с его помощью при необходимости удастся выбить вне очереди для Калабуховского дома что-нибудь этакое. Заполучить в союзники такого тигра -- это однозначный плюс тебе, как администратору.
Ну и самый идеальный вариант -- не ржать! -- подружиться. В самом деле, нигде не говорится, что Преображенский не был способен на дружбу. И даже наоборот: за коньяком с сигарой он признается Борменталю, что очень одинок. Наверное, так оно и было: нормального человеческого общения ему явно не хватало. Если бы такой идеальный вариант удался, то можно было бы при случае попросить профессора о чем-нибудь и для себя любимого лично.
Ну, а уж если не получается ничего из перечисленного, так хотя бы постараться не портить отношения и дальше.
Что делает Швондер? А вот что: сразу с появлением Шарикова пишет в газету заметку о "незаконорожденном сыне".
У меня вопрос -- что должно плескаться в башке, чтобы человек не понимал: подобным жестом ты себе мгновенно создаешь больше чем врага? Такое если и прощают, то очень не скоро.
Успех достигнут, но Швондеру этого мало, и он уверенно его закрепляет, назвав далее Преображенского "псевдоученым". Вот теперь точно больше делать ничего не надо. "Сына" Преображенский, может, и простил бы. Но "псевдоученого" будет гарантированно помнить до самой смерти.
Впрочем, запредельным идиотам везет. У Преображенского был определенный внутренний моральный кодекс, на который еще и наложилась характерная интеллигентская беспомощность. Повозмущался, но делать ничего не стал. Однако, если бы он вдруг начал энергично действовать -- причем методами того же Швондера -- жизнь последнего могла бы измениться невероятно драматическим образом.
А в вышеупомянутой дискуссии еще обсуждали: хороший Швондер или плохой, какие у него были обязанности, какие возможности... Простите, но по-моему это без разницы -- что поручили человеку, которому, в силу его тотального идиотизма поручать нельзя вообще ничего.
Завершая этот разговор, я упомяну, что в данном сборнике есть и прекрасный рассказ "№13. -- Дом Эльпит-Рабкоммуна". О том, как действительно надо "вести" вот такой особняк, доставшийся от буржуев. И о том, к какой жуткой катастрофе может привести всего один сбой вот в тех неформальных связях, о которых говорилось выше.
Ну да ладно. Пойду еще чем-нибудь займусь с утра пораньше. Но оставайтесь на связи! Не выключайте ваши утюги и микроволновки! В нашем следующем выпуске: почему сказка Пушкина "Руслан и Людмила" -- не что иное, как софт-порн, а по мнению некоторых -- и вовсе хентай.
Journal information