Hornet (a_lamtyugov) wrote,
Hornet
a_lamtyugov

Про мэрисьючность

По давней привычке, ближе к ночи, когда м0зг уже пришел в негодность настолько, что даже играть невозможно, перечитываю старые выпуски fantasy_proda. Двигаюсь я сверху вниз, во тьму прошлого и дошел до периода, когда мэрисьючность шла потоком (сейчас с этим стало как-то полегче). В общем, прочитал несколько выпусков подряд, героинями которых были просто-таки махровейшие Мэри-Сью.

Феномен Мэри-Сью изучался многими -- и довольно детально. Но я, похоже, за вчерашнюю ночь наглотался этого добра с перебором. Захотелось и самому чего-нибудь написать по теме.

Все же удивительно, насколько они похожи друг на друга. Авторши явно черпали вдохновение из одних и тех же источников. Таковых, по моим наблюдениям, два:

1. Аниме. Я уже говорил, что с недавних пор аниме я официально ненавижу. Кажется, я упоминал, что решающую роль в формировании этого глубокого и искреннего чувства сыграли тысячи аниме-поделок в магазине Steam. Здесь же добавляется один довольно хитрый нюансик. Как справедливо заметил один из комментаторов, то, что в графической форме выглядит еще туда-сюда, при конверсии в текст начинает смотреться откровенно по-идиотски. Речь, разумеется, идет об описаниях чего угодно -- внешнего облика героев, оружия и прочего. Так вот, именно в это молодые талантливые авторши врубиться не могут. Никакими силами.

2. Гарри-блин-Поттер-на-хер. В очень многих произведениях мэрисьючного толка героиня отправляется обучаться магии. Это происходит всегда, всегда одинаково: она поступает в какую-нибудь Магическую Академию. Хоть бы раз вышло так, чтобы ее приметил какой-нибудь старенький старичок и ЗАНЯЛСЯ. Возможно, попутно сокрушаясь о том, что его собственный внук оказался полным бездарем, а вот ты, хоть и с ветром в голове, как ни странно, можешь многое. Причем тут примеров для вдохновения более чем хватает -- от дона Хуана до Оби-Вана. Так нет же.

И есть еще кое-какие занятные общие моменты.

1. Беспредельное, просто какое-то космическое презрение к изучению матчасти. Причем это не незнание каких-то нюансов, а именно убежденность в том, что элементарная техническая подготовка к написанию чего-нибудь -- это позор. По крайней мере, впечатление складывается именно такое. Несколько лет назад я уже цитировал этот абзац, но сейчас не грех и повторить. Для иллюстрации.

Нетерпеливо раскрыв ящичек, я в шоковом состоянии уставилась на два пистолета, сильно напоминающих наши револьверы типа Вальтер со сложной рунной вязью по обеим ручкам. Осторожно погладив пальцами оружие, я мягко обхватила покрытое серебром основание, перехватила пальцами за ушко и ловко крутанула его между пальцев. Никогда еще в моей жизни ни одно холодное оружие не лежало в моих руках так мягко как это. Я с благоговением взяла второй револьвер и повторила с ним тот же маневр, затем осторожно, словно это ведение развеяться в секунду, спрятала оба красавца в складки рясы и растянулась в улыбке кошки обожравшейся сметаной.

Замечу, что здесь мы имеем дело именно с матчастью. Грубой и увесистой. Но если речь заходит, скажем, об отсылках к разным мифам и описанию мифических существ, картина повторяется в точности. Не царское это дело -- хоть какие-то книжки читать.

2. Не менее беспредельное и не менее космическое же хамство героини. По отношению ко всем. Комментаторы fantasy_proda склонны предполагать, что таким образом молодые и талантливые авторши компенсируют свою неспособность нормально социализироваться IRL. Возможно, так оно и есть. Очень уж общий эффект. Очень уж одинаково проявляется в каждом случае. Можно предположить, что и причина у него одна и та же. Подтверждением гипотезы о проблемах с социализацией (пусть и очень, очень косвенным), вероятно, может служить тот факт, что все без исключения авторши мэрисьючной фэнтези начисто лишены чувства юмора. Но шутить и иронизировать пытаются. Зрелище, прямо скажем, жалкое. Тут, пожалуй, и цитировать ничего не надо.

3. "Парадокс бронелифчика" -- назовем это так. Это уже действительно интересно.
Лет, наверное, десять назад я читал в британском PC Gamer статью одной тетеньки-психолога: почему женщины реже, чем мужчины играют в компьютерные игры? Причин называлось несколько, но сейчас нас интересует лишь одна из них. И это, говоря грубо, бронелифчик. Ни для кого не секрет, что очень во многих играх героиню стараются обнажить настолько, насколько возможно -- только б не получить "взрослый" рейтинг и не пролететь из-за этого по продажам. Так вот, женщины на это реагируют неважно. Любой обнаженный участок воспринимается, как некая зона уязвимости. Смотришь на свое виртуальное воплощение -- и уже как-то неуютно становится. Я обсуждал этот момент с несколькими знакомыми женщинами и они сказали, что, в общем, да, примерно так и есть. У мужчин, кстати, это тоже может проявиться. Один из приемов ломки психики на жестком допросе -- раздеть допрашиваемого догола. Но вот в играх это практически не работает. Виртуальный герой с клинком и голый по пояс не вызывает ни малейшего дискомфорта.

Так вот, в мэрисьючных произведениях все работает с точностью до наоборот. Цитата:

Вскочив с кровати и умывшись, я оделась в своем излюбленном стиле - топ с длинными рукавами, оголяющий плечи и талию и низкие черные кожаные штаны, начинающиеся на бедрах, а обула... никто б не угадал - черные босоножки на семисантиметровой шпильке, которые ступню почти полностью открывали и держались лишь на тоненьких плотных ленточках.

Комментатор fantasy_proda отозвался ядовито:

– раньше мне казалось что слова «пиратка» и «проститутка» объединяет только буква «п».

Смех смехом, но топ для Мэри-Сью -- это почти что стандартная униформа. Они ВСЕ его носят. Ну и ноги открыты настолько, насколько вообще возможно. И это при том, что адские побоища там идут просто в темпе нон-стоп. Смертельная опасность со всех ракурсов.

Можно предположить, что разница здесь в том, кто автор. Игра интерактивна, писал ее не ты и ее сюжет развивается непредсказуемо; угроза может выскочить откуда угодно и когда угодно. Ну, а если ты автор, то тебе все известно наперед. К тому же, погибнуть (и даже хоть сколько-нибудь серьезно пострадать) при таком раскладе ты никак не можешь. Но все же мне кажется, что это не единственная причина. Тут есть что-то еще, а вот что -- не знаю.

4. И вот что еще интересно. Мужской вариант всего этого безобразия тоже существует. По аналогии его называют "Марти-Сью" (иногда "Марти-Стю"). Но вот он встречается куда реже. По очень грубым прикидкам (могу сильно ошибиться) раза этак в четыре. Интересно, почему?

Идей у меня нет, но вдруг возникла очень странная ассоциация. Как-то я слышал, что снимать женщину-часового сложнее, чем мужчину. Когда диверсант напрыгивает на мужика, первая реакция того -- начать молча бороться. Заканчивается это всегда одинаково: мужика зарезают ножом или душат удавкой. А вот у женщины первая реакция -- закричать во всю глотку. Что, ясное дело, вносит в диверсантскую работу дополнительный элемент риска; этот фактор надо учитывать.

Почему-то мне кажется, что два этих феномена как-то связаны. Пусть и очень косвенно.

Ну да ладно. Чего-то я заболтался.
Tags: литература, мозголожество
Subscribe
promo a_lamtyugov январь 19, 16:27 14
Buy for 100 tokens
Что касается игр... Итак, игры, превью и рецензии на которые вы можете прочитать в этом блоге. Сразу говорю, что отдаю предпочтение низкобюджетным инди-проектам, многие из которых находятся в раннем доступе. В принципе, могу написать и про какой-нибудь ААА-тайтл, но это если очень уж сильно…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments