Previous Entry Share Next Entry
frouestre
a_lamtyugov

Большая книга цацек


Итак, в прошлый раз мы остановились на том, что сирена прозвучала и мы всей оравой, как и положено, ломанулись через стартовые ворота. Вообще, в долгих регатах хороший старт имеет несколько меньшее значение, чем в коротких: у тебя много времени на исправление ошибок. Но всем, конечно же, глубоко пофиг.


Эту картинку я уже ставил, но пусть постоит еще раз. Ничего лучше у меня нет, а что-то постановочное тут не сделаешь.


Эй! А почему я в полной жопе?
Самое нехорошее в этом деле -- моя старушка совершенно не справлялась с отрисовкой пары десятков яхт в одном месте. Поперли дикие лаги. Уже потом, гораздо позже, выяснилось, что одними лагами дело не ограничилось.

Одним словом, старт состоялся (и выполнил я его неплохо), мы с "Мистиком" взяли курс бейдевинд (ветер был вот такой) и я первый раз за эту регату глянул в таблицу.

Йомть -- мы на двадцать третьем месте. Хорошо стартовали, ага.

Вообще, эта позиция -- просто указание на твое расстояние до следующей контрольной точки. У многих оно почти что одинаковое. За несколько минут можно обойти человек десять, а то и больше. Ну, старт, мы все пока что в куче, не растянулись. Но вот сейчас мне совершенно не удавалось хоть что-то похожее.

Прошло какое-то время. Я продолжал оставаться в жопе, но начал понимать, что мне очень крупно повезло. Судя по обрывкам переговоров по УКВ, уже в самом начале в игре вылез баг, из-за которого нескольким шкиперам не засчитали старт. Здесь можно найти хоть дохленькое, но утешение: было бы хуже, если б не засчитали финиш -- и выносливость проверил, и ни хера не получил. Так хоть сразу вылетел.

А сейчас мы перейдем к научно-популярной части нашего повествования.


Мы с "Мистиком" взяли курс бейдевинд
Я даже сейчас не уверен, стоило ли писать то, что идет ниже. Все-таки, это совсем уж азы. Потом подумал: азы для меня -- не значит для всех. Когда я работал в Game.EXE, то тоже считал: все с младенчества знают, что такое элерон. А потом очень удивился: рассказал, что это за штука -- а меня вдруг начали благодарить.

В общем, памятуя об элероне, я сейчас кратко поясню, что такое бейдевинд. И некоторые сопутствующие вещи.

Самое интересное качество правильного парусника -- способность двигаться против ветра. Собственно, другие парусники и не нужны. Такая способность появилась не сразу. Здесь парус работает, только если ветер дует сзади:


Но тут человечество додумалось до косого паруса. Косых парусов напридумывали очень много разных. Сейчас нас интересует только бермудское вооружение. Вы его видели сто раз, оно вот такое:

20170821230834_1.jpg

Прикол в том, что ветер действует на косой парус совершенно не так, как на прямой на картинке выше.

Вот это "Мистик"; ветер дует спереди-справа под углом 46 градусов (что показывает правый индикатор):

s01.png


Обратите внимание, как у него стоят паруса. Он вовсе не "загребает" ветер. Да и как тут загребешь. Происходит вот что:



Увы, поизящней картинки не нашел. Но вы видите, что ветер не бьет в парус, а обтекает его. Точь-в-точь, как набегающий поток обтекает крыло самолета. На парусе возникает сила, которую часто так и называют -- подъемная сила паруса. Направлена она не совсем туда, куда надо, но если разложить ее на два вектора, то получим ненужный нам кренящий момент D и тягу Т. Которая и тащит нас вперед. Навстречу ветру.

(Если вы не помните, что значит "разложить на вектора"... ну, я пожалуй, посочувствую. Сам много чего из физики  забыл. Но это объяснять уже не стану, извините).

Насколько острым можно сделать угол, под которым ты идешь к ветру? Говорят, что до 20 градусов, IRL. Чем круче идти к ветру, тем хуже будут работать паруса. Наконец, наступит левентик -- такое положение относительно ветра, при котором паруса начинают полоскаться и никакой тяги уже не создают.

Вот и правило номер... ну, допустим, один. Они там все номер один. Можно идти против ветра, но нельзя идти прямо против ветра, чтобы он тебе точно в лоб. Никакими силами. Ну, разумеется, если ты не играешь в Man o'War: Corsair. Или же в Tempest.

А если ветер дует как раз оттуда, куда тебе и надо? Об этом, дорогие друзья, мы поговорим уже в следующий раз, благо момент будет подходящий. А сейчас самое время вернуться к драматическому рассказу о наших с "Мистиком" приключениях.

Ах да. Что вообще такое "бейдевинд"? Вот это он и есть. Твой курс, при котором ветер встречный, но не совсем и твои паруса успешно тянут. Против ветра.


Страшное открытие
Итак, шел уже третий час регаты и наша с "Мистиком" жопа заметно уменьшилась в размерах, ибо боролись мы отчаянно. Отчасти мне, конечно, помогало то, что у меня на дворе стояло всего три часа дня, а вот некоторым коллегам-шкиперам в окна уже хищно подмигивали заполуночные звезды. Не менее трех яхт уже воткнулись в гостеприимные датские берега:

s02.png

-- и более о них слышно ничего уже не было.

Но тут...



-- А?!
-- Ы. Завтра.

promo a_lamtyugov january 19, 2020 16:27 12
Buy for 100 tokens
Итак, игры, превью и рецензии на которые вы можете прочитать в этом блоге. Сразу говорю, что отдаю предпочтение низкобюджетным инди-проектам, многие из которых находятся в раннем доступе. В принципе, могу написать и про какой-нибудь ААА-тайтл, но это если очень уж сильно зацепило. Кроме того, я не…

  • 1
Ждем продолжения!

Ух ты.

Давно я таких комментариев не получал.

Эм... я что-то не так сказал? Читать правда очень интересно, не хуже чем по 7 days to die.

Как ходить против ветра (извиняюсь за выражение) я в курсе, но, скажем, вот конкретно термины левентик и бейдевинд я со своими знаниями не ассоциировал.

Ну и вообще, регата, яхта "беда", все дела, жду продолжения очень.

Нет-нет, все замечательно.

Я действительно доволен. И у меня уже очень давно не просили "давай скорее продолжение".

На самом интересном месте!

Стараемся, хыхы.

с курсами по ветру вот самая доходчивая картинка:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D1%80%D1%81_%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE_%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0

поумничаю:
- раз упомянули про кренящий момент, то надо вспоминать и про работу киля :).
- строго говоря tws - это не откуда дует ветер, это сложение векторов скорости ветра и скорости движения яхты.

Не, ребят. Я и это-то вставил не без сомнения. А такие диаграммы нужны чаще всего либо для справки, либо для заучивания. Лучше я буду всякие термины вводить исподволь. Сегодня -- бейдевинд и левентик, завтра еще чего-нибудь.

Вот сейчас работа киля -- это просто не очень нужно.

Ну и про истинный и вымпельный ветер я напишу -- это действительно важно -- но уже попозже. Когда к слову придется.

Лучше я буду всякие термины вводить исподволь

Полностью одобряю такой подход.

истинный и вымпельный ветер

Это что-то вроде приборной и истинной воздушной скорости на самолётах?

Она абсолютно не доходчива. Википедия вообще удивительно плохо помогает в незнакомых темах, скорее наоборот.

"курс, при котором угол между направлением ветра и направлением движения судна составляет менее 90°" - по моей бытовой логике, вообще все наоборот должно быть в плане измерения угла (направление это ж куда, а не откуда). Если же обратиться к началу статьи, то все еще хуже становится. Если же, не дай бог, кликнуть на "диаметральную плоскость судна" - при виде картинки фейспалм неизбежен.

В английской вики картинка лучше, но слова на ней непонятные.

А вот "ветер встречный, но не совсем" - абсолютно доходчиво.

да не читайте вы статью.
смотрите картинку что в ней справа, я про нее писал, она очень понятно объясняет эти азы парусного дела.

Моя первая фраза именно про картинку. Я полез туда, еще когда дочитал до слова бейдевинд, увидел ее, ничего не понял и вернулся к посту. Это определенно справочный материал для начинающих мореходов, а не ликбез для нормальных людей. Если помедитировать на нее чуток, то все, конечно, проясняется, но к доходчивости это не имеет отношения.

проще объяснить не получится :).
ветер в морду, ветер в жопу, ветер в бок, если только.
но это как рабинович, напевающий каррузо :).

"ветер в морду, ветер в жопу, ветер в бок"- все верно, именно так выглядит хорошее простое объяснение для тех, кто в танке. Впрочем, по себе знаю, что когда разбираешься в теме, то такое кажется кощунством ))

  • 1
?

Log in

No account? Create an account