Итак, шел уже третий час регаты и наша с "Мистиком" жопа заметно уменьшилась в размерах, ибо боролись мы отчаянно. Отчасти мне, конечно, помогало то, что у меня на дворе стояло всего три часа дня, а вот некоторым коллегам-шкиперам в окна уже хищно подмигивали заполуночные звезды. Не менее трех яхт уже воткнулись в гостеприимные датские берега, и более о них слышно ничего уже не было.
Но тут...
Страшное открытие
Нет-нет, сразу про страшное открытие не получится. Сначала надо пояснить, что такое шкот. Это слово будет употребляться очень часто.
Шкоты могут много где располагаться и много чего делать, но сейчас нас интересуют только два из них. Вот гика-шкот:

Здесь он подсвечен ярко-красным. Он удерживает гик в нужном положении (вы правильно догадались, гик -- это вон то горизонтальное дерево).
А вот это -- стаксель-шкот:

Зелененький такой. Он просто оттягивает угол паруса.
Зачем это все вообще? Чтобы паруса стояли правильно. А правильно -- это как? Это так, как было показано в предыдущей главе нашей драматической повести. Парус должен обтекаться. А как узнать, насколько правильно он обтекается? Понятно, что если он полощется а-ля простыня, то это никуда не годится. Но максимально эффективная работа?
Есть такой способ. Смотрите:

Эти полоски ткани на буржуазном языке называются telltales, а на русском -- колдунчики. И они очень хорошо показывают, как обтекается парус. С обеих сторон. На картинке выше парус стоит плохо, и с наветренной, и с подветренной стороны у него сплошные вихри. Но вот мы правильно выбираем стаксель-шкот и --

-- они вытянулись. Это значит, что обтекание стало плавным, ламинарным. Сейчас парус установлен по отношению к ветру максимально эффективно.
Такие же полоски ткани часто наклеивают на разные модели, предназначенные для продувки в аэродинамической трубе. Они сразу показывают: вот здесь обтекание ламинарное, а здесь -- вихревое, турбулентное.
Так вот, шкоты -- ваш самый главный инструмент управления парусами. Не единственный. Но главный.
А теперь можно и про страшное открытие... а, нет, не выйдет пока. Нужно коротко рассказать про лавировку.
Кривой дорогой ближе
Прошлый раз мы задавались вопросом: прямо против ветра идти нельзя, но что, если он дует как раз оттуда, куда тебе надо? Решение простое и очевидное:
Это и есть лавировка, на буржуазном языке -- tacking. Общую идею, наверное, и объяснять не надо, все лежит на поверхности. Прямые участки вашего пути называются галсами, а повороты между ними -- поворотами оверштаг. На картинке предпоследний галс называется контр-галсом. Это значит, что тебе в силу неких обстоятельств пришлось взять такой несчастный курс, который почти не приближает тебя к цели. В данном случае на дороге некстати подвернулась суша. С сушей такое часто бывает. Особенно в регатах за цацками.
Обратите внимание, что на картинке галсы делаются как можно длиннее. Это потому что каждый поворот оверштаг -- довольно сложный маневр. Ты должен успешно пересечь мертвую зону, зону левентика. Во-первых, это дикая потеря скорости. В коротких регатах на тяжелых яхтах это важно. Во-вторых (это уже в реальной жизни) если что-то пойдет не так, можно залипнуть. То есть, оказаться против ветра с нулевой скоростью -- и никакое управление не работает, ясное дело. В Sailaway такого не бывает и даже любопытно, зачем разработчики вдруг дали нам такую поблажку.
Тут еще возникает интересная дилемма. Насколько круто к ветру должен лежать галс? Чем круче, тем хуже работают паруса и меньше скорость яхты -- но и дистанция до цели уменьшается, крючья-то ты делаешь меньшие. Где-то лежит золотая середина, но где?
Все яхтенные учебники, которые мне попадались, в этом месте выдают несколько общих фраз, смысл которых сводится к следующему: ТЫ, СУКА, ШКИПЕР -- ТЫ И РЕШАЙ. Однако, технологии XXI века дали нам, виртуальным шкиперам один любопытный инструмент, позволяющий в значительной степени решить эту проблему. Но не будем на это отвлекаться.
Так, ну все, кажется.
Наконец-то, страшное открытие
Через три. Долбаных. Часа. Этой регаты. Чисто случайно выяснилось.
Что на острейшем бейдевинде кливер-шкот не был выбран полностью (кливер -- это треугольный такой носовой парус). Я видел, что кливер ведет себя как-то странновато, но и подумать не мог, что дело в подобном идиотизме.
Между прочим, неэффективно работающий парус -- это не просто потеря тяги, которую он должен давать. Парусов два и если один не работает, точка приложения тяги к корпусу яхты смещается. Яхту начинает разворачивать. Это парируется рулем. Авторулевой справится, но мы получим дополнительную потерю скорости.
Нет, ну три часа.
И мы еще ухитрялись кого-то обойти. Надо же. Наверное, совсем уж лузеров.
Ну ладно, хоть через три часа заметил.
Начало падения духа
Ага. Как уже многократно говорилось, Sailaway -- не Diablo. Да и в Diablo марафоны устраиваешь только первое время, потом уже как-то неохота.
В общем, дело стало попахивать невозможностью отойти от штурвала. Наверное, я не буду вдаваться в детали -- почему на таком курсе за ветром надо было следить постоянно и часто делать повороты оверштаг. Чтобы не отставать.

И сам я начал становиться сонный. Это у меня расстройство сна, ничего не поделаешь. Морфей может заявиться когда угодно, только ненадолго.
В общем, я слегка приуныл. А потом сонливость и падение духа перешли критическую массу и я пошел на диван. Ну, разумеется, вот он авторулевой, а вот более-менее правильно выставленные паруса. Тут, увы, возможно только "более-менее".
Волшебный диван, печальное пробуждение
Я так и не пойму, заснул я тогда или нет. Наверное, это было какое-то полузабытье. Сны не снились точно. Обычно, когда в ходе регаты неглубоко засыпаешь, начинают сниться удивительные вещи. Например, что твое тело пронизано натянутыми стальными проволоками и каждая из них -- неверный курс твоей яхты. Или еще что-нибудь веселенькое.
В общем, лежал я примерно полтора часа. Потом пришел в себя и безо всякого энтузиазма потащился смотреть, куда мы там заплыли.
Йомть. С девятого места я оказался на третьем. Безо всякого собственного участия. Я минут двадцать тупо пытался сообразить, как такое возможно. После чего решил проверить: правда, что ли, на третьем? Может, померещилось?
Проверил. Не на третьем. Уже на втором.
А потом я что-то сделал. Ну что я вообще мог сделать? Лег на другой курс. Но сделал я это как-то так, что уже через полчаса успешно провалился до седьмого места. Я даже и сейчас не до конца понимаю, как это я такое отколол.
Вероятно, это и была моя главная ошибка всей регаты. Я еще, главное, и сделал ее, когда сам расклеился. Сонливость никуда не делась, думать и исправлять что-либо не хотелось. И пошел я опять на диван.
Шкипер Обломов
Что делает шкипер Обломов? Постоянно лежит на диване. Но потом нужда все же припирает и с дивана он поднимается. И идет за штурвал и шкоты.
Валялся я заметно дольше, чем следовало. Однако, взяв дела в свои руки, довольно быстро поднялся с четырнадцатого места до восьмого. И прошел контрольную точку, что, разумеется, было важнее всего.
Стоило мне это сделать, как над всеми Фарерскими островами вдруг резко запахло цыплятами табака. Советской выделки, они продавались, как полуфабрикаты, может, кто еще помнит. Внезапно выяснилось, что я именно этот запах не забыл.
Ай да датчане.
Некоторое время это как-то даже бодрило меня. А потом я опять улегся на диван. И вот на этот раз действительно заснул.
Меня разбудил "Мистик"
Не, ну несерьезно, конечно. Виртуальная яхта никого разбудить не может. Она даже нематериальна.
Но просто больше было некому.
Я проснулся безо всяких тошнот и отвращений, с простым и очень спокойным осознанием: тебе это не нужно. Встань, дойди до компьютера и нажми Quit Current Race. Просто за ненадобностью. Цацка? Она тоже тебе не нужна. То, что ты за ней гонялся -- это ничуть не позор. Но она просто не нужна.
Спокойненько все так. Холодно. Встал с дивана и пошел отключаться от регаты. За ненадобностью.
Эти мысли и желания были мои. А вот разбудил меня "Мистик".
Глянув на монитор, я тут же увидел, что нахожусь буквально в нескольких сотнях метров от контрольной точки. Еще минуты полторы -- и проскочил бы.
КАКОЕ НА ХЕР ОТКЛЮЧИТЬСЯ!

Есть. Прошел. Осталась только одна, если финиша не считать.
Эффект был поразительный. Сон пропал. Бойцовский азарт вернулся немедленно. Пятнадцатое место, да? Я вам сейчас покажу пятнадцатое. Нормально так покажу.
Дело уже перевалило за середину и лидеры, которых не обгонишь, по большей части определились. Я поднялся до девятого места и понял, что выше уже не залезть. Увы. Не пустят. Ну ничего.
Соблазненные Кишкой
Я думал, что никто из нас не окажется соблазнен Кишкой. Сам я не соблазнился и до сих пор считаю, что был прав: не люблю вот так рисковать.
Однако, соблазненные нашлись.
ХОРОШ НА СЕГОДНЯ
Journal information