Вообще считается, что у П<ушкина> нет неудач. И все-таки «Дубровский» ― неудача Пушкина. И слава Богу, что он его не закончил. Это было желание заработать много, много денег, чтобы о них больше не думать. «Дуб<ровский>», оконч<енный>, по тому времени был бы великолепное «чтиво». <…> …оставляю целые три строки для перечисления того, что там есть соблазнительного для читателя.
Тут я вдруг подумал вот что. 'Дубровский'— действительно классический разбойничий роман. 'Бешеный против Ебнутого'. Хорошо видно, как схематично там подаётся сюжет. Никаких тебе философских отступлений а-ля 'Евгений Онегин', но зато много экшена, даже и с пушечной стрельбой.
А деньги Пушкину и впрямь всегда были нужны.
И вот бы он закончил роман, а потом бы выдал несколько продолжений.
И все бы запомнили Александр Сергеича именно в таком качестве. Ну, примерно как Конан-Дойля с Шерлоком Холмсом. 'Читали последнего Дубровского? Ай да Пушкин, ай да сукин сын!'.
В этом, кстати, ничего плохого нет. Если ты писатель и тебя зовут не Кинг и не Роулинг, то ты беден. А потому в качестве обязательного писательского скилла называется способность в промежутке между писаниями нетленки ваять на коленке халтуру.
Чтобы было что пожрать.
Journal information