Книга, что характерно, была написана в 1939 году.
Для тех, кто все это не читал… Сюжет следующий. Во второй половине 30-х годов в Ленинграде была построена суперподлодка «Пионер». Ее задача – дойти из Ленинграда до своей базы – Владивостока.
Боевые возможности этой лодки чудовищны. Япония, имеющая вполне конкретные военные планы относительно советского Дальнего Востока, делает все, чтобы «Пионер» не появился там в срок. В ход идут и диверсии, и прямое применение оружия в нейтральных водах.
Ну, а дальше все как положено: борьба good guys неравна и тяжела, им пришлось побывать в нокдауне, но bad guys, в конечном итоге, терпят сокрушительное поражение – лодка-таки добралась до цели в срок.
Итак, что представляла из себя эта субмарина?
Общие характеристики:
1. Форма корпуса не традиционная, а «как у самых быстрых обитателей подводного мира».
Самое точное попадание. Теперь это называется «альбакор»; невозможно представить себе современную атомную подлодку, не имеющую закругленную носовую и заостренную кормовую часть. Тогда ни о чем таком и речи не заходило; первые эксперименты на эту тему были сделаны Германией, когда создавалась опытная лодка серии XVIII с двигателем Вальтера. Потом был первая советская атомная лодка – проект 627.
2. Практически неограниченная глубина погружения, благодаря «новым замечательным сплавам, которые открыты советскими учеными».
«Выполнено с ограничениями»… Предельная глубина погружения лодок увеличилась примерно в 10 раз. В 30-40-е годы она составляла в среднем метров 100. Советская лодка проекта 685 (тот самый «Комсомолец») достигла глубины в километр.
3. Предельная скорость в 80 узлов – «столько, сколько делают торпедные катера и охотники за подлодками».
Тут, конечно, глюк – ни один торпедный катер никогда не носился с такой дикой скоростью. Но если действительно привязывать скорость подлодки к скоростям боевых катеров (до 50-55 узлов), то получится не слишком уж неправдоподобно. Советская лодка проекта 661 на испытаниях разогналась до скорости в 44 узла. В 30-х годах максимальная подводная скорость лодок составляла 8-10 узлов.
4. Ракетный двигатель.
ПромАх. На лодках они не используются. Но подводные ракеты действительно существуют – тот же «Шквал».
5. Источник энергии – термопара. Да такая, что энергетические ресурсы корабля практически неограничены.
Полный промАх. Но насчет источника энергии, который обладает невероятной мощностью и которому не нужен воздух, он-таки опять угадал. Американский «Наутилус».
6. Для увеличения скорости корпус лодки нагревался до такой степени, что окружающая его вода мгновенно вскипала и испарялась. Слой пара образовывал «смазку», снижающую трение.
Звучит, как полный бред, правда? Но идея с нагревом корпуса сейчас обсуждается всерьез. Конечно, кипятить ничего не надо. Но у нагретой воды снижается вязкость, что действительно дает выигрыш в скорости (не знаю, какой точно, но дает).
Оборудование, вооружение, средства обнаружения
7. Исключительно высокая степень автоматизации. Экипаж «Пионера» составлял всего 26 человек.
Попадание. За счет высокой степени автоматизации экипаж советской атомной лодки проекта 705 составлял 32 человека (на американских лодках, для сравнения – 120-140 человек).
8. Телевизионная связь между отсеками.
Полная фантастика в 30-х годах. Нормальное дело в наше время.
9. Получение кислорода путем электролиза морской воды.
Да, на атомных лодках так и делается.
10. «Ультразвуковые прожекторы» – активный гидролокатор очень высокого разрешения, дающий картинку телевизионного качества.
Ну, это перебор, конечно. Но прогресс по этой части действительно имеет место быть.
11. «Инфракрасные разведчики» – беспилотные летательные аппараты, оборудованные инфракрасными телекамерами и управляемые по радио. Они имели реактивные двигатели.
Предсказание самого факта создания таких машинок – это прозрение на грани шизофренического бреда: в 30-х годах не было НИКАКИХ предпосылок к созданию БЛА-разведчиков (первые опыты по радиоуправлению в счет не идут, это была только одна из очень сложных инженерных задач, которые предстояло решить). Сейчас-то, конечно, беспилотными аппаратами никого не удивишь. Ну и, конечно, в 30-х годах реактивные двигатели в авиации были не такой уж очевидной вещью.
На лодках БЛА пока не применяются. Но разговоры об этом идут уже очень давно.
12. Оружие – ультразвуковой излучатель исключительно высокой мощности. В ходе боевого применения ультразвуковые волны распороли днище японского тяжелого крейсера от носа до кормы.
С одной стороны – это уже не промАх, это бред, хотя ультразвуковые колебания действительно могут «прожигать» дырки в разных твердых материалах. С другой, в том, что касается оружия, Адамов ухитрился предсказать появление самонаводящихся торпед – в его книге такими вооружены японские корабли. Читать описание этих торпед, правда, без смеха невозможно (а уж его современники, наверное, просто покатывались). Но – тем не менее, примерно за пять лет до изобретения «Цаункёнига»…
Вот такие дела.
Journal information