Интереса ради сравним торпеды с ПКР.
Безусловное преимущество торпед: их гораздо сложнее обнаружить и уничтожить, плюс они наносят гораздо более сильные повреждения, чем ракеты. Взрыв ниже ватерлинии (в идеале непосредственно под килем -- это не шутки). Вероятно, этот ролик видели многие:
Безусловный недостаток торпед: относительно малая скорость и малая дальность. Вода примерно в 800 раз плотнее воздуха и ничего с этим не поделаешь.
Впрочем, с дальностью кое-что сделать можно. Немецкая SeaHake уже показало дальность в 140 км -- абсолютный рекорд для торпеды. И уже вполне сопоставимый с дальностью некоторых ПКР.
А вот скорость? Если взять дальность все в те же 140 км, а скорость принять за 50 узлов (что в реальности не получится, ибо на такую, или даже более высокую скорость торпеда переходит ненадолго, только в режиме атаки), наш подводный снаряд будет идти цели примерно полтора часа. Мы-то подождем, но цель за это время вполне может сменить курс и скорость, да так, что торпеда ее уже не найдет.
Разумеется, телеуправление по кабелю тут не покатит. Между прочим, ТУ нынче считается чуть ли не самой главной системой управления торпедой и если у тебя нет на вооружении проводных торпед, то все -- you just suck. Однако, по словам американских подводников, кабель -- штука довольно капризная и может оборваться вообще без видимых причин. Но бывают и видимые. При дуэли двух подлодок заслышав шум твоей торпеды, враг тут же выстрелит свою, по тому же пеленгу (даже если он и не обнаружил твою лодку). В любом случае, тебе придется резко маневрировать и вот тут кабель лопнет точно. Собственно, этого враги и добивались, в качестве задачи-минимум -- не догоню, так хоть согреюсь.
И еще всякие мелочи типа той, что на подлодке, пока кабель еще жив, перезаряжать торпедный аппарат невозможно. Полагаю, понятно, почему.
Но здесь нам хоть какое-нибудь телеуправление крайне желательно. Что будем делать?
В принципе, эту проблему можно решить несколько извращенным образом -- радиоуправлением. Скажем, торпеда несколько раз на своем пути подвсплывает, выпускает радиоантенну особой конструкции (ее не должно снести набегающим потоком воды) и получает обновленные данные о координатах и параметрах движения цели (КПДЦ). Сама при этом в эфир не выходит, ей незачем.
О прочих системах наведения, вероятно, можно и не говорить. Тут столько всего можно напридумывать, что голова кругом идет. Вплоть до разных фантастических вещей. Если уж у торпеды будут выдвижные антенны, то туда же можно поставить и перископ, и тепловизор. Причем выдвижные устройства можно сделать безобразно длинными, если расположить их горизонтально и не выдвигать, а откидывать, приводя в вертикальное положение. Такая конструкция перископов планировалась для нереализованного американского проекта CONFORM.
Картинка взята из той же чудесной книжки Cold War Submarines.
Теперь о том, что касается носителя, торпедного катера то есть. Конечно, стелс по самое не могу. Конечно, надо постараться сделать его максимально дешевым, чтоб таких можно было построить много. В любом случае, он получится дешевле любой подводной лодки и станет гораздо быстрее бегать. Радиус действия у него, как и у всех катеров, будет очень так себе, но охранять прибрежные воды -- это тоже важно.
Плюс еще один забавный момент. Все та же SeaHake, хоть и поставила рекорд, оказалась слишком длинной и в существующие подлодки, грубо говоря, НЕ ВЛАЗИТ. А здесь -- никаких проблем. Лишь бы торпеда не оказалась длиннее самого катера.
С самолетами-торпедоносцами история будет похожая. Заметим, что мы живем в XXI веке, а потому специальные авиационные малогабаритные торпеды нам не понадобятся. Взять на борт две тонны, а то и больше для тяжелого самолета не проблема. Проблемой может стать сброс торпеды -- безобразно тяжелая штуковина на безобразно большой скорости. Во Вторую мировую было попроще. Но, наверное, и тут можно что-нибудь придумать.
Как-то так.
Что интересно, цепочка моих мыслей, которая привела вот к такому, началась с размышлений о том, как я не хочу в больницу и как мне там будет плохо. Надо же, какой оказался ассоциативный ряд.
Journal information