Сначала определимся с терминологией. В Падшем Лондоне этих ребят называют "дьяволами" (devils). Я решил так и оставить. У нас при слове "чёрт" вспоминаются либо классические гоголевские черти, либо малоприятные мелкие существа, которых приходится гонять палкой от швабры, если ты слишком резко прервал запой. Вот на этого чувака —

— подобные образы похожи довольно мало. Пусть наш герой зовётся дьяволом.
Отношения людей и дьяволов построены вполне официально. В Лондоне работает официальное представительство дьявольщины — Бронзовое Посольство. Дьяволы ходят среди людей и скупают их души, попутно периодически запуская пиар-кампании на тему "жить без души проще и веселее, чем жить с душой". Некоторые ведутся.
Лично у меня с дьяволами нормальные, деловые отношения. Впрочем, я стараюсь более-менее ладить со всеми. Никогда не знаешь, кто тебе понадобится.
В общем, иду я как-то по Махогани-Холл и встречаю пару Незаконченных Людей — Джаспера и Фрэнка. Они, оказывается, открыли Курсы Этикета. Чтобы всякие там разные научились себя вести в человеческом обществе. И сейчас у них нарисовался клиент. Дьявол, прозвище которого можно перевести как "левый какой-то". Ленивый, жестокий и на редкость аморальный. Даже для дьявола. О жизни людей не знает ничего. Но при этом очень умный и хитрый. В Бронзовом Посольстве он мог бы сильно пригодиться, если его как следует обтесать. У тебя чисто случайно желания нет?
Обтёсывать дьяволов мне ещё не приходилось и я согласился. Просто из любопытства.
Процесс обтёсывания распадался на три составляющих Во-первых, чтобы дьявол в клиенте не прослеживался хотя бы на расстоянии в пару километров, во-вторых, чтобы дьявол прилично вёл себя в обществе, ну и в-третьих, чтобы он имел представление о человеческой истории, философии и морали.
Всё как положено. Сначала теоретическое занятие, а потом практика.
Скажу сразу: без проблем не обошлось. Раз этак несколько бывало очень неловко и мой параметр Scandal рос как на дрожжах. Разочек выхватил по морде и довольно сильно. (Нет, не от него. От окружающих). Но, чуть забегая вперёд — я думал, все будет куда проблемней.
Начали мы не спеша. Во-первых надо было что-то сделать с его глазами. У дьяволов они светятся довольно ярким красным светом и, при желании, могут что-нибудь прожечь. (Уже позже, когда я учил его одеваться, как подобает джентльмену, получилось не сразу и он со злости много костюмчиков прожёг. Как всегда в таких ситуациях, прожигал он, а стыдно было мне; портные в ателье косились на нас пренеприятнейшим образом). И во-вторых, вести себя надо скромнее. Он даже спиной выражал неслыханную наглость. Дьявольскую наглость, можно сказать.
В общем, после вводного курса лекций я решился его сводить на Грибные Бега. Это был самый лёгкий вариант: там все себя ведут не особо сдержанно, а я ещё и проинструктировал его на первый раз прикинуться ветошью и просто тихо наблюдать за другими.
И всё получилось.
Пожалуй, я и не перескажу все, что мы там проделывали. Повторюсь, не все шло гладко. Когда я решил рискнуть и отправить его в забегаловку в компании одной леди,которую характеризовали словом "надёжная", то вернулась она очень недовольной и сказала, чтоб я обтёсывал его дальше. То, что там случилось, не годилось совершенно никуда.

Ну, я и обтёсывал.
Разумеется, не забывал и о других развлечениях. Чисто по приколу связался с этими полудурками — местными революционерами. Революционное поручение я выполнил идеально: ворвался на совещание банкиров, предварительно отмудохав всю охрану (я хоть и человек искусства, но физические кондиции позволяли), после чего прокричал революционный лозунг, схватил очень кстати оказавшийся поблизости мешочек с деньгами и выскочил в окошко. Поймать меня не смогли. В мешочке обнаружилась валюта Верхнего Мира, правда, в небольшом количестве. Ну да и ладно. Всё равно это было just for lulz. А революционеры остались просто счастливы, хотя ничего из мешочка не получили. Ну, на то она и идейность.
Дело же с дьяволом продвигалось. Я принялся читать ему лекции о человеческой истории, политике и устройстве общества. Когда рассказал о человеческих социальных лифтах, он тут же принялся прикидывать, как будет использовать их сам. В Бронзовом Посольстве такого сообразительного парня определённо оценят.
Наконец, мы подошли к самой сложной теме: человеческие понятия добра и зла и то, почему люди так ценят свои души. Ну, думаю, сейчас наломаемся. Ничуть не бывало. Он довольно быстро ухватил основную мысль и принялся задавать вопросы, от которых любой священник трясущимися руками потянулся бы за валерьянкой. Но сами по себе вопросы были вполне толковые.
И настал решающий момент. Настоящий званый ужин. Причем надо было уже не помалкивать и держать правильную вилку надлежащим образом, а вести непринуждённую светскую беседу.
Не скрою, волновался. И за себя тоже. После наших с ним проколов на меня многие стали поглядывать... ну не то чтобы совсем нехорошо, а как-то... Ну, вы поняли, в общем.
Всё прошло с блеском. Не подвёл, чертяка. Ни себя, ни меня. Любезничал, расточал комплименты, никто в нём дьявола и не заподозрил. Не зря мы ему с такими муками темные очки подбирали.

В Бронзовом Посольстве все были очень довольны. Далеко пойдёт — так прямо и сказали. И выдали довольно приличный гонорар.
Усталый, но довольный, я вновь прогуливался по Махогани-Холл, и тут оказалось, что у Джаспера с Фрэнком образовалось ещё трое клиентов.
Думаю их взять. Мне, похоже, понравилось.
Journal information